Основная цель группы кратковременного пребывания - адаптация детей к условиям детского сада и обогащение социального опыта через участие детей в разных видах деятельности (предметной, коммуникативной, игровой, музыкальной, изобразительной и т.д.). В группе педагогический процесс представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребенка. И от того, как пройдет адаптация ребенка к новому пространству, распорядку, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша.
Многие отечественные ученые, изучающие проблемы адаптации детей раннего возраста, раскрыли факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, выделили степени адаптации, разработали рекомендации для педагогов и родителей. Обратили внимание, что важную роль в период адаптации занимает воспитатель и работа, которую он проводит с малышами.
Детский сад – новый период в жизни ребенка, это опыт коллективного общения. Раннее детство – это период интенсивного физического и психического развития ребенка. Благодаря тому, что к двум годам дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новыми игрушками и занятиями. Малыши уже хорошо понимают речь взрослого, поэтому их легко успокоить и увлечь.
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны такие условия:
- плавное увеличение количества детей в группе и время пребывания в саду,
- умение заинтересовать ребенка, внимание к каждому воспитаннику,
- активизация взаимодействия детей друг с другом,
- наличие организованной развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей возрастные интересы детей,
- осуществление разнообразных игр (на снятие эмоционального напряжения, на развитие познавательных процессов, на развитие физических, музыкальных способностей и т.д.),
- осуществление работы по ознакомлению детей с разными помещениями группы и их назначением.
Группа кратковременного пребывания может успешно выполнять эти условия. Мы хотели бы поделиться своим опытом.
Одна из главных задач группы кратковременного пребывания - включить ребенка в предметно-развивающую среду, которая соответствует его индивидуальным потребностям и раскрывает способности, вовлекает в социокультурную деятельность. С ребятами играем, занимаемся, учим правилам жизни в детском саду, стараемся проводить время весело и полезно. С каждым днем, приходя в детский сад, дети понемногу привыкают к новым помещениям, педагогам, другим детям, действующим правилам, распорядку дня, учатся соблюдать режимные моменты (утренняя зарядка, музыкальные и физические занятия и др.). Важным для нас является заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Стараемся постепенно адаптировать детей к новым условиям, повышаем их уверенность в том, что мама вернется и заберет. Пребывание в группе помогает детям развивать самостоятельность, совершенствовать навыки самообслуживания.
Игра - очень важный вид деятельности для ребенка. Для того, чтобы привлечь детей к игре, используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, песенки, потешки, стишки. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Поэтому воспитатель сам берет куклу, разговаривает с ней, как с ребенком, кормит, укладывает в коляску, катает машинку, берет и рассматривает книгу (малыши любят рассматривать книжки с картинками, особенно если взрослый комментирует изображение, читает), что-то строит из кубиков, собрав вокруг себя нескольких детей, а остальные проявят интерес и подойдут сами. Многие педагоги отмечают, что дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: если почувствуют фальшь, равнодушие со стороны взрослого, то и играть с ним не будут. Некоторые дети сами просят воспитателя поиграть с ними не на словах, а дав игрушку в руки, или ведут за руку к какой-то игрушке. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового всегда прийти на помощь человека и интересного партнера по игре. Важным условием является добровольное участие каждого ребенка в любой игре.
Критерии успешной адаптации – это внутренний комфорт, эмоциональная удовлетворенность и внешняя адекватность поведения, то есть способность легко и точно выполнять требования среды.
Мы заметили, что дети быстрее начинают доверять педагогу, когда утром приветствуешь каждого ребенка по имени (так дети легко запоминают имена друг друга и учатся радоваться встрече), когда, независимо от настроения ребенка, воспитатель говорит спокойно и ласково. Через несколько дней мы уже знали, как отвлечь ребенка после прощания с мамой. Дальше важно соблюдать распорядок дня, режимные моменты. Утром, сделать зарядку, используя музыкальное сопровождение. И неважно, что первые дни воспитателю придется делать зарядку в одиночестве, зато позже к нему обязательно присоединятся дети. Главное показать, что зарядка – это интересно и весело.
Во время водно-гигиенических процедур знакомим детей с умывальной комнатой, показываем, как включить воду, как помыть ручки, умыть лицо (многих детей вода успокаивает, помогает снять напряжение), говорим «пока, водичка» перед тем, как выключить ее. Показываем детям их полотенца, они радуются тому, что картинка совпадает с той, что на шкафчике в раздевалке. Как только малыши привыкнут, знакомим их с горшками и понемногу приучаем ходить на горшок.
Соблюдаем питьевой режим. Говорим о том, что попьем «волшебную водичку», сажаем детей за стол, учим аккуратно пить из чашки, если у кого-то не получается – помогаем. Спустя некоторое время дети сами садятся за стол, когда слышат: «Пойдемте попить волшебной воды».
Для того чтобы переключить малышей с одного вида деятельности на другой, используем физкультминутки под музыку. Дети так к ним привыкают, что начинают просить сами: «музыку» - показывает пальчиком на то место, где стоит колонка.
Еще детям нравится смотреть в окно: мы наблюдаем за изменениями в природе, за машинами, в том числе за мусоровозом, который приезжает на территорию детского сада, смотрим за его работой и дружно машем «пока» водителю – это доставляет радость всем участникам процесса.
Дети знакомятся с новыми педагогами: с инструктором по физическому развитию и музыкальным руководителем. Сначала педагоги приходят в группу, обязательно приносят с собой инвентарь (спортивный, музыкальный или игрушку), наблюдают за поведением детей. Дети тоже присматриваются, некоторые из них при первой встрече машут сразу «пока» - не хотят принимать новых взрослых. Потом малышей приглашаем в спортивный или музыкальный зал. Некоторым детям страшно менять привычную обстановку, благодаря установившимся эмоциональным и деловым контактам со взрослыми делается еще один шаг на встречу новому.
Внимание ребенка раннего возраста направлено на предметный мир. Дети в раннем возрасте активно познают предметы, их свойства и качества. У них развивается самостоятельность при манипуляции с предметами.
Предметно-пространственная среда обустроена таким образом, что полностью удовлетворяет возрастным и личностным предпочтениям детей. Она так же организована с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Развивающая предметно-пространственная среда устроена так, что дети одновременно могут заниматься различными видами деятельности по собственному желанию, при этом не мешая друг другу. Например, пока мальчики катают машинки, девочки перебирают корзины с продуктами, кормят кукол или укладывают их спать.
В центре сенсорного развития подобран материал для освоения представлений о форме, цвете, размере. Размещены игрушки: пирамидки, кубики, матрешка, игрушки-вкладыши, мозаика и другие. Детям очень нравятся игрушки-вкладыши: с удовольствием достают фигурки домашних животных, воспитатель называет каждое животное (корова – «му», курочка – «ко-ко», лошадь – «и-и-го-го» и т.д.) и затем пытаются подобрать каждому свой «домик», достают машинки, сопровождая их «выезд» соответствующими звуками, а затем подбирают каждой машине свой «гараж». Дети любят раскладывать на столе колечки деревянной пирамидки и затем нанизывают из. Всем нашим воспитанникам нравится высокая пирамидка: рассыпаем колечки, а дети собирают по одному и нанизывают (воспитатели называют цвет каждого колечка).
В центре конструирования представлены строительные наборы деревянные и пластиковые, мягкие модули, конструкторы «Лего». Первое время сами строим дома и башни, привлекая детей к строительству. Конечно, постройки сразу же разрушаются. Но когда появляются первые детские постройки, мы – воспитатели очень радуемся, стараясь поддержать ситуацию успеха. Детям нравится прокатывать машинку через построенные ворота. Практически все малыши любят принимать участие в строительстве башен из мягких модулей, а после завершения игры, некоторые детки с удовольствием помогают убирать кубики на место.
Спортивный центр оснащен мячами разного цвета и размера, кеглями, обручами, воротцами. Малыши к двум годам становятся более активными, им нужно движение. При помощи спортивного уголка стараемся упорядочить движения детей, научить их соблюдать правила. Например, строим ворота из мягких модулей, через которые нужно проползти, при этом нужно не мешать остальным детям и соблюдать очередность, берем два - три обруча, кладем рядом и перепрыгиваем из одного в другой как «зайки». Здесь нужно дополнить, что любые спортивные упражнения ребенку нужно показать: и попрыгать как «зайчик», и проползти в туннель, и покрутить обруч, и покатить мяч в ворота, с горки при этом радоваться успеху, показывая положительный пример детям.
В центре изобразительной деятельности находятся карандаши, раскраски, пластилин. У нас необычные раскраски: проведешь несколько раз мокрой кисточкой по листу – появится яркая картинка. Многие дети обращаются к воспитателю: «хочу рисовать». Из пластилина учимся катать колбаски, делить их на части, оставляем следы от пальчиков на лепешках. И конечно, калякаем карандашами: у нас то ветер, то метель, то шары на елке, то дождь, то травка выросла, то фрукты – овощи поспели.
В художественно-речевом центре подобраны книги с яркими картинками. Особенно деткам нравится книжка с выдвижными картинкам «Колобок». Часто малыши сами приносят эту книжку, протягивают ее воспитателю – «просят почитать». Книжный уголок приходит педагогам на помощь, когда нужно переключить воспитанников с активной деятельности на более спокойную. Воспитателю стоит только взять книгу с полки и сесть, как рядом усаживаются дети, готовые пальчиком показывать на картинки (малыши так задают вопрос «кто это, что это» или отвечают – «вот колобок») и, конечно, слушать знакомые сказки.
В музыкальной коробке представлены инструменты: бубны, колокольчики, погремушки, ложки и т.д. Дети с удовольствием играют с ними. Интересно наблюдать за ребятами, когда они пытаются как можно громче издавать музыкальные звуки, а потом их просишь сделать тишину, поднося указательный палец ко рту «тише». Детям очень нравятся музыкальные занятия, с удовольствием включаются в народные и музыкальные игры.
В период адаптации для малышей нужно подобрать специальные игры, которые помогут справиться с напряжением и стрессом, например: нанизывание крупных бусин на шнурок, соединение деталей конструктора «Лего», пальчиковые игры. Можно включать спокойную негромкую музыку, обязательно дозировать время звучания. Помогают физические упражнения и игры, их можно проводить по несколько раз в день.
Несмотря на то, что не все дети принимают участие в играх, некоторым нужно больше времени, чтобы привыкнуть, мы знаем точно, что все наши воспитанники наблюдают за их ходом и запоминают. Часто родители интересуются, что за движения показывают дети? Малыши показывают дома родителям движения, которые мы делали во время игры и пытаются воспроизвести стихи. Обо всех наших играх рассказываем родителям, чтобы у них была возможность поиграть с детьми.
Нам, педагогам в период адаптации удается привлечь внимание детей, стимулировать познавательную активность, создать ситуации успеха. Мы также активно участвуем в предметной деятельности детей, демонстрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметами, называя их свойства, признаки, качества. Всегда по отношению к малышам ведем себя терпеливо, внимательно и гибко, поддерживая их инициативу и самостоятельность, вместе с тем проявляем готовность прийти на помощь. Не забываем поддерживать стремление детей контактировать со сверстниками.
Считаем, что мы помогаем адаптироваться детям к условиям детского сада. Видим, что дети с удовольствием идут в детский сад, улыбаются, радуются, когда видят работников детского сада; они знают расположение и значение комнат, знают, где находятся предметы для игр; легко подчиняются требованиям сотрудников детского сада, сохраняют хорошее настроение во время пребывания в детском саду.