ВВЕДЕНИЕ
При изучении математики необходимо постоянно отрабатывать пройденный материал, решать много примеров и задач. Дети с большим нежеланием готовы потратить свое время на решение заданий, так как это скучно и неинтересно, но с большим желанием готовы потратить это время на игры. Игры увлекают детей и время проходит для них незаметно. Настольные игры позволяют их использовать не только дома, но можно брать с собой в дорогу или играть на переменах в школе. Мы решили создать настольную математическую игру-бродилку, где можно было бы совместить игру и учебу, ведь во время игр повторение пройденного материала происходит быстрее.
Проблема: Нежелание детей заниматься дополнительными заданиями для повторения изученного материала по математике, особенно по темам сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел.
Цель исследования: Создание настольной математической игры-бродилки с карточками-заданиями по математике для учащихся 2-5 классов.
Задачи:
- Изучить историю настольных игр-бродилок.
- Провести анкетирование учащихся с 2 по 5 класс по настольным играм.
- Создать настольную игру-бродилку.
- Подобрать материал для карточек в настольной математической игре.
- Разработать правила игры.
- Апробировать игру с учащимися 5 класса.
- Сделать выводы.
Методы:
- Сбор информации
- Анкетирование учащихся со 2 по 5 класс
- Практическая работа
- Анализ и сравнение результатов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. История настольных игр-бродилок
Первые настольные игры появились примерно 5000 лет до нашей эры. Главными компонентами были плоские палочки одинакового размера, у которых одна сторона была темнее другой. По условиям игры их нужно было подбросить вверх и оценить уровень своего мастерства после падения каждой палочки: чем больше плоских деталей падало тёмной стороной, тем ближе к победе был игрок.
Через некоторое время палочки заменили маленькими камнями. Так появилась новая игра — кости. В Древнем Египте игра «Кости» пользовалась огромной популярностью. Набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден во время раскопок на юго-востоке Турции. Схожие экземпляры были найдены в Сирии и Ираке. Месопотамские кубики были сделаны из различных материалов, включая кости фаланг пальцев, дерево, покрашенные камни и черепаший панцирь (Рис.1).

Рис 1. Месопотамские четырёхгранные кубики и кубики-палочки

Рис 2. Кубики из костей V–III вв. до н.э. из Греции
Кубики со временем стали делать из широкого спектра материалов, таких, как медь, латунь, стекло, слоновая кость и мрамор (Рис.2). Кубики из Древнего Рима очень похожи на шестигранные кубики, которые мы бросаем по сей день. Были также кубики с обрезанными углами, дающие дополнительные возможности при броске (Рис.3).

Рис 3. Кубики из Древнего Рима
Настольные игры пользовались популярностью у египетских царей. Особенно сенет - эта старейшая из известных игр с передвижением фишек по доске. Название «сенет» означает «прохождение» (Рис.4). Сенет можно увидеть на настенных рисунках древнеегипетских гробниц (3100 г. до н. э.). Правила сенета, к сожалению, до наших дней не дошли.

Рис 4. Сенет
В период между 2600 и 2400 годами до н.э. в Месопотамии появилась Царская игра Ур. Правила игры по состоянию на II век до н. э. известны благодаря обнаруженной вавилонской глиняной табличке (Рис.5). Цель игры состояла в том, чтобы переместить семь своих фишек на другой конец доски, при этом движения определялись бросками «костей».

Рис 5. Царская игра Ур в Британском музее
«Игра в гуся» считается прародительницей всевозможных игр-«ходилок». Считают, что игру «Гусь» преподнес в подарок испанскому королю Филиппу II герцог Франческо Медичи в 1580 г. Игра быстро стала очень популярной не только при королевских дворах, но и среди простого народа. Игра в «Гуся» была очень популярна в Европе. Она не теряла своей популярности несколько веков.
В XIX веке в России так же была популярна настольная игра-бродилка «Гусек» (Рис.6). На квадратной деревянной доске было нарисовано разноцветное спиралевидное игровое поле, по которому важно шествовали персонажи игры - вальяжные гуси. Участники передвигали фишки по полю в зависимости от количества очков, которые выпали на игральной кости. Передвижение по полю было путешествием по некой стране или заданной правилами территории (Рис.7).

Рис 6. Обложка игры в «Гусек». Конец XIX века

Рис 7. Игра в «Гусёк». Конец XIX века
Игра в «Скачки» базировалась на том же принципе, что и игра «Гусек» и была рассчитана для 6 игроков, но, если участников становилось больше необходимого, то они включались в игру, как зрители, заключавшие пари или делавшие ставки, как на настоящих скачках (Рис.8).

Рис 8. Игра «Скачки»
В конце XIX века появились игры «Велогонки», «Путешествие по Николаевской железной дороге», «Путешествие по России», которые базировались на принципе передвижения фишек по игровому полю друг за другом на количество клеток, которые выпали на игральной кости.
В ряде игр кости не использовались, а возможные ходы были оговорены правилами: «Волк и Овцы», «Охота с борзыми», «Воздушный бой».
Результаты анкетирования учащихся
С целью исследования популярности настольных игр среди учеников 2-5 классов нашей гимназии, нами было проведено анкетирование, которое состояло из 4 вопросов (см. Приложение №1). Всего приняли участие 48 учащихся, среди них по 12 человек из каждой параллели 2, 3, 4, 5 классов.
Проанализировав результаты анкетирования (см. Приложение №2), мы пришли к выводу:
- Практически все дети играют в настольные игры – 43 ребенка из всех опрошенных;
- Большинство детей играют с семьей - 29 из всех опрошенных, 18 – с друзьями и с гостями и родственниками – 5 детей;
- Самыми популярными среди опрошенных являются игры: игры-ходилки, Монополия и «Кто я?», 19 детей играют в другие игры, которых не было в анкете.
Создание настольной математической игры-бродилки
1. Сначала мы придумали, как будет выглядеть наша игра и какие она будет включать в себя задания. Так как таблицы сложения, вычитания, умножения и деления являются самыми важными для дальнейшей учебы, то мы взяли за основу примеры из них. Для того, чтобы различать на какое задание попадает фишка, мы разделили «цепочку» на:
- Обычные ход ○ – пустой кружочек;
- Ход в виде квадратов □ – задания из таблиц сложения и вычитания;
- Ход в виде треугольника Δ – задание из таблиц умножения и деления;
- Ход в виде кружочка со знаком вопроса внутри ○ – узнать факт из математики для расширения кругозора игроков.
2. Затем мы приступили к рисованию игры, при этом учитывали, чтобы игра не затягивалась на слишком длинное время и не наскучила игрокам. Всего мы
ограничились 27 ходами, включая «Финиш» (см. Приложение №3).
3. После того, как мы нарисовали игру, мы посчитали количество всех ходов и придумали к ним задания на карточках: треугольные – для треугольных ходов, квадратные – для квадратных ходов, прямоугольные – для фактов из математики (см. Приложение №4). При создании карточек-заданий мы учитывали, что количество карточек должно быть больше, так как игроки могут попадаться не
один раз на один и тот же ход. Задания из таблиц выбирали не слишком легкие, но и не слишком тяжелые, чтобы игра не затягивалась надолго и вычисления делались
в уме.
4. Следующим этапом было придумать правила (см. Приложение №5):
- Игра рассчитана на 2-5 игроков и ведущего, который будет проверять вычисления и следить за выдачей карточек;
- Игрок бросает игральный кубик и передвигает свою фишку на количество ходов, которое выпало на кубике. Если попадаешь на: oКружочек с числом – переход к следующему игроку;
- Кружочек с вопросом – вытяни известный факт из математики, прочитай его для всех игроков;
- Квадратик – выбери карточку, ответь правильно, перейди на 1 ход вперед, иначе - на 1 ход назад;
- Треугольник – выбери карточку, ответь правильно, перейди на 2 хода вперед, иначе - на 2 хода назад.
- Цель игры – добраться до финиша первым.
Апробация настольной математической игры-бродилки
Для того чтобы проверить нашу игру, мы решили сделать апробацию на учениках из 5 класса. Для участников мы выбрали детей, которые слабо считают по сравнению с другими одноклассниками. Всего вышло 5 игроков (см. Приложение №6).
Сначала мы объяснили ребятам правила игры, они отнеслись к этому несерьёзно, но затем им становилось все интереснее и интереснее, все хотели догнать лидера и опередить его на финише. После того, как первый участник дошел до финиша, ребятам было предложено закончить игру, но они не захотели и доиграли ее, пока все не дошли до финала. За время игры учащиеся показали хорошие знания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления, но были и ошибки в их вычислениях. Ребята с интересом узнавали новое для себя в карточках-фактах.
Во время игры к нам стали подходить и другие дети, которые с интересом наблюдали, кто же доберется до финиша первым и без ошибок.
После апробации игры мы сделали для себя выводы:
- Карточек с заданиями надо было сделать еще больше.
- Для 5 класса надо делать отдельные карточки с более сложными примерами.
- Нашу игру можно адаптировать и для более старших классов, изменив задания в карточках. Так же на основе этой игры можно придумать и для других предметов.
- Игра вышла на 30 минут, как мы изначально и задумали, чтобы она была не слишком длинная и не слишком короткая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
- История создания настольных игр насчитывает более 5000 лет.
- «Игра в гуся» считается прародительницей всевозможных игр-«ходилок» и была создана в XVI веке.
- В XIX веке в России была популярна настольная игра-бродилка «Гусек».
- По результатам анкетирования 90% из опрошенных увлекаются настольными играми, большинство играют вместе с семьей и самыми популярными являются: игры-ходилки, Монополия и игра «Кто я?».
- При создании математической игры-бродилки мы включили карточки с заданиями по сложению, вычитанию, умножению и делению натуральных чисел, так же включили карточки с интересными фактами из истории математики для расширения кругозора игроков-учеников.
- Апробация математической игры-бродилки показала, что дети более вовлечены в процесс и не замечают, что, играя, повторяют пройденный материал. Во время игры ребята учатся общаться, играть честно и стремятся прийти первыми к финишу, ответив правильно на все задания в карточках.
Цель исследования была достигнута.
Список литературы
- Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] / Ганичев Ю. - Воспитание школьника, 2002. - №2.
- Математические игры и развлечения [Текст] / А.П.Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 2015. – 267с.
- Развивающие игры [Текст] / Самойлик Г. - Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2018. - №24.
- Полная история настольных игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tesera.ru/article/778208/история+настольных+игр.