В современном образовательном пространстве внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью педагогического процесса, открывая новые горизонты для развития личности каждого ученика. Интерактивный педагогический совет, посвященный этой важной теме, представляет собой уникальную площадку для обмена опытом и инновационными практиками между педагогами, стремящимися к повышению качества образования.
Внедрение интерактивных форм работы во внеурочную деятельность позволяет не только разнообразить образовательный процесс, но и значительно повысить его эффективность. Современные технологии и методики открывают широкие возможности для создания увлекательной, познавательной среды, где каждый ученик может проявить свои таланты и способности.
Данный материал призван стать полезным инструментом для педагогов, стремящихся к совершенствованию своей профессиональной деятельности и повышению качества образовательного процесса в целом.
Слайд 2. Давайте попробуем определить тему сегодняшнего педагогического совета, решив кроссенс. Найдите связь между картинками и откройте тему педагогического совета. (Внеурочная деятельность)
Слайд 3. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. В силу этого традиционные для урока лекции, опросы, домашние задания не рекомендуется использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, походы, слеты, сборы, концерты, театрализации, подвижные игры, творческие акции, трудовые дела и т.п.). Формы внеурочной деятельности должны сочетать индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставлять им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Выбор конкретных форм реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.
Слайд 4.
Каждая образовательная организация составляет план внеурочной деятельности на учебный год, который является составной частью основной образовательной программы и формируется с учетом гибкого режима занятий школьников (продолжительность занятий в течение дня, последовательность аудиторных и внеаудиторных занятий, переменный состав обучающихся и т.п. должны обеспечивать профилактику утомляемости школьника и сохранение его здоровья).
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания школы.
В зависимости от интересов, способностей и запросов обучающихся и их семей, а также возможностей образовательной организации часы внеурочной деятельности можно использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое развитие школьников, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Ну и конечно внеурочная деятельность реализуется в рамках классного руководства.
Слайд 5.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Таким образом, часы внеурочной деятельности могут выделяться:
- на занятия школьников в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
- занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; - на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектно-исследовательскую деятельность;
- на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира;
- на профориентационные занятия школьников; - на занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных, хоровых, театральных, художественных, журналистских и т.п.;
- на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных предметов: физики, химии, биологии, информатики, математики, второго иностранного языка и т.п.;
- занятия школьников по формированию их функциональной грамотности;
- на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы;
- на дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в освоении языка преподавания;
- на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной коммуникации как в среде сверстников, так и в обществе в целом; - на специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, организацию турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий и т.п.
Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогам необходимо придерживаться определенных принципов.
Слайд 6.
Для того чтобы определить эти принципы, предлагаю вам пройти квест.
С чем же будут связаны задания квеста? Для этого предлагаю вернуться к 1 слайду презентации. Слайд 1.
Сейчас второй месяц зимы. Мы только что вышли с больших каникул и еще находимся под впечатлением самого волшебного праздника – нового года. А 8 января отмечается один из самых добрых праздников – День детского кино. Целых 127 лет отделяет нас от кинолент, снятых специально для детей, так как именно 8 января 1898 года в России прошел первый показ программы для маленьких зрителей.
В 1936 году в Москве была основана киностудия для производства детских фильмов – «Союздетфильм». И, конечно же, значительную часть кинопроизведений представляли экранизации, снятые по любимым русским сказкам. Так, «Дед Мороз» и «Царевна-лягушка» стали одними из первых фильмов. Чуть позже для ребят школьного возраста стали создаваться кинопостановки разных жанров: драмы, комедии, приключенческие фильмы, экранизации не только русской, но и зарубежной литературы. А некоторые произведения становились примером для детей и юношей, например, после выхода фильма «Тимур и его команда» в стране возникло движение тимуровцев.
Воспитательное значение детского кино огромно. «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Такими словами величайший русский поэт, драматург и прозаик А.С.Пушкин предвосхитил огромный потенциал детских сказок для реализации программ внеурочной деятельности.
Таким образом наш квест будет определяться 2 понятиями – внеурочная деятельность и детские фильмы – сказки.
Слайд 6.
Чтобы наша работа была более эффективной, необходимо сформировать команды.
(Формирование команд случайным образом. Команда Снегурочка, Пеппи длинный чулок, Буратино).
1 задание «Жокеи и лошади или найди пару»
Группа делится на две команды: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые — с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Перед вами названия объединений внеурочной деятельности и форма организации. Все эти объединения существуют в нашей школе. Вы должны подобрать к каждому объединению наиболее оптимальную форму организации. (Время 3 минуты).
За каждую пару команда получает по 1 баллу.
Слайд 7. (Проверка выполнения 1 задания)
Выполнив это задание, мы получили 1 принцип организации внеурочной деятельности.
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Для выполнения этого задания были использованы следующие способы вызвать интерес: нестандартное название задания, соревнование, совместная работа, ограничение во времени, проблемная ситуация.
2 задание «Кто Я?»
Слайды 6, 8, 9, 10
Это игра-угадайка.
1 участник из каждой команды выходит и становится спиной к экрану, на котором персонаж детской сказки. Он не видит при этом, кем он является.
Каждый игрок будет задавать другим участникам команды вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет", пока не угадает свое имя.
Выполнив это задание, мы получили 2 принцип организации внеурочной деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.
3 задание «Стоп-кадр или игра в кино»
Слайды 11-16.
На экране будет появляться цитата из детского фильма. Надо определить, как называется этот фильм.
Выполнив это задание, мы получили 3 принцип организации внеурочной деятельности.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.
Для выполнения этого задания были использованы следующие способы вызвать доверие: активное слушание, открытость и искренность, групповое обсуждение.
4 задание «Пространство коллективного разума»
Чтобы открыть 4 принцип организации внеурочной деятельность, каждой команде надо выполнить мини – проект - при помощи принадлежностей для рисования изобразить свое представление о внеурочной деятельности в школе.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
В заключение хочется подчеркнуть, что внедрение интерактивных технологий во внеурочную деятельность – это не просто модное веяние времени, а необходимый шаг в развитии современного образования. Подобно тому, как мозаика складывается из множества разноцветных кусочков, так и успешная внеурочная деятельность формируется из разнообразных форм взаимодействия учителя и ученика.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать: будущее школьного образования – за интерактивными формами работы, где каждый ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным наблюдателем. Только так мы сможем воспитать поколение, готовое к решению сложных задач в современном мире.