Урок по теме "Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций"

Разделы: Математика, Мастер-класс

Ключевые слова: Рациональные уравнения


Предмет: Алгебра.

Класс: 8 (ФГОС ООО).

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

  • Научиться составлять дробно-рациональные уравнения по условию текстовой задачи.
  • Отработать алгоритм решения задач с помощью дробно-рациональных уравнений.

Метапредметные:

  • Развивать логическое мышление через анализ условия задачи.
  • Формировать умение работать в группе, представлять и защищать своё решение.

Личностные:

  • Воспитывать настойчивость в достижении цели.
  • Развивать интерес к математике через решение практических задач.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся переводить условие задачи в математическую модель (уравнение).
  • Смогут решать задачи на движение, работу и другие типы с помощью дробно-рациональных уравнений.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие.

Мотивация: "Сегодня мы научимся решать задачи, где неизвестное находится в знаменателе дроби. Это пригодится не только в математике, но и в физике, химии!"

2. Актуализация знаний (8 мин)

Устная работа:

  1. Решите уравнение: 3x=2x3​=2
  2. Найти ОДЗ для уравнения: x+1x−5=0x−5x+1​=0
  3. Задача: "Велосипедист проехал 30 км за 2 часа. Какова его скорость?"

Обсуждение: Как связаны путь, скорость и время?

3. Изучение нового материала (15 мин)

Задача: "Лодка проплывает 20 км по течению реки на 1 час быстрее, чем против течения. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения 2 км/ч."

Разбор решения:

1. Вводим переменную:

Пусть x – собственная скорость лодки (км/ч, х>0).

2. Составляем таблицу:

Параметр

По течению

Против течения

Скорость (км/ч)

x+2

x−2

Время (ч)

20/(х+2)

20/(x−2)

3. Зная, что лодка проплывает 20 км по течению реки на 1 час быстрее, чем против течения и скорость течения 2 км/ч.", составим и решим уравнение:

20/(x−2) - 20/(х+2) =1

4. Решаем уравнение, находим ОДЗ (x≠±2), приводим к общему знаменателю.

4. Практическая работа (15 мин)

Групповое задание:

Решите задачу: "Один рабочий выполняет работу за 6 часов, а второй – за 4 часа. За сколько часов они выполнят работу вместе?"

Алгоритм:

  1. Производительность (часть работы/час):
    • 1-й рабочий: 1/6.
    • 2-й рабочий: 1/4
  2. Уравнение: 1/6х+1/4х = 1
  3. Решение: x ​= 2,4 часа.

5. Подведение итогов (5 мин)

  • Какие этапы решения задач мы прошли?
  • Какие трудности возникли?

Домашнее задание:

  1. Учебник: № 38.5, 38.8, 38.12, 38.15 (аналог разобранных задач, учебник А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков «Алгебра», 8 класс).
  2. Придумать свою задачу на движение.

Рефлексия (2 мин)

На стикерах:

  • ☼ – всё понятно,
  • ❓ – остались вопросы.

Методическое обеспечение: учебник, презентация, раздаточный материал с задачами.

Критерии оценки:

  • Правильность составления уравнения.
  • Активность работы в группе.
  • Грамотность оформления решения.

Урок соответствует ФГОС ООО: развивает УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).