Предмет: Алгебра.
Класс: 8 (ФГОС ООО).
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока:
Предметные:
- Научиться составлять дробно-рациональные уравнения по условию текстовой задачи.
- Отработать алгоритм решения задач с помощью дробно-рациональных уравнений.
Метапредметные:
- Развивать логическое мышление через анализ условия задачи.
- Формировать умение работать в группе, представлять и защищать своё решение.
Личностные:
- Воспитывать настойчивость в достижении цели.
- Развивать интерес к математике через решение практических задач.
Планируемые результаты:
- Учащиеся научатся переводить условие задачи в математическую модель (уравнение).
- Смогут решать задачи на движение, работу и другие типы с помощью дробно-рациональных уравнений.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие.
Мотивация: "Сегодня мы научимся решать задачи, где неизвестное находится в знаменателе дроби. Это пригодится не только в математике, но и в физике, химии!"
2. Актуализация знаний (8 мин)
Устная работа:
- Решите уравнение: 3x=2x3=2
- Найти ОДЗ для уравнения: x+1x−5=0x−5x+1=0
- Задача: "Велосипедист проехал 30 км за 2 часа. Какова его скорость?"
Обсуждение: Как связаны путь, скорость и время?
3. Изучение нового материала (15 мин)
Задача: "Лодка проплывает 20 км по течению реки на 1 час быстрее, чем против течения. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения 2 км/ч."
Разбор решения:
1. Вводим переменную:
Пусть x – собственная скорость лодки (км/ч, х>0).
2. Составляем таблицу:
Параметр |
По течению |
Против течения |
Скорость (км/ч) |
x+2 |
x−2 |
Время (ч) |
20/(х+2) |
20/(x−2) |
3. Зная, что лодка проплывает 20 км по течению реки на 1 час быстрее, чем против течения и скорость течения 2 км/ч.", составим и решим уравнение:
20/(x−2) - 20/(х+2) =1
4. Решаем уравнение, находим ОДЗ (x≠±2), приводим к общему знаменателю.
4. Практическая работа (15 мин)
Групповое задание:
Решите задачу: "Один рабочий выполняет работу за 6 часов, а второй – за 4 часа. За сколько часов они выполнят работу вместе?"
Алгоритм:
- Производительность (часть работы/час):
- 1-й рабочий: 1/6.
- 2-й рабочий: 1/4
- Уравнение: 1/6х+1/4х = 1
- Решение: x = 2,4 часа.
5. Подведение итогов (5 мин)
- Какие этапы решения задач мы прошли?
- Какие трудности возникли?
Домашнее задание:
- Учебник: № 38.5, 38.8, 38.12, 38.15 (аналог разобранных задач, учебник А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков «Алгебра», 8 класс).
- Придумать свою задачу на движение.
Рефлексия (2 мин)
На стикерах:
- ☼ – всё понятно,
- ❓ – остались вопросы.
Методическое обеспечение: учебник, презентация, раздаточный материал с задачами.
Критерии оценки:
- Правильность составления уравнения.
- Активность работы в группе.
- Грамотность оформления решения.
Урок соответствует ФГОС ООО: развивает УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).