Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы учителя начальных классов МОУ-СОШ с.Подлесное. Хотим представить свой опыт работы по формированию и развитию языковой функциональной грамотности у школьников младших классов. Но для начала, в честь нашего знакомств, хотелось бы вам сделать приятное и угостить вас конфеткой.
Приятного аппетита! НО!!! Это был хитрый ход деления на группы! Просим вас в соответствии с выбранной конфетой поделиться на 2 группы!
Цель мастер-класса: Познакомить участников с методами и приемами развития языковой функциональной грамотности у младших школьников, а также продемонстрировать практические задания и игры, способствующие этому процессу.
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Для воспитания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Сегодня мы с Вами обсудим важную тему, касающуюся формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников. Языковая функциональная грамотность — это не просто умение читать и писать; это способность ребенка использовать язык в различных ситуациях для достижения конкретных целей. Это значит, что наши ученики должны уметь воспринимать информацию, понимать ее, а также правильно интерпретировать и передавать в своей речи.
Формирование языковой функциональной грамотности начинается с ранних этапов обучения и является основой для успешного освоения учебного материала на всех уровнях. Особую роль здесь играют не только традиционные занятия по русскому языку, но и интеграция различных предметов, использование проектов и творческих заданий, которые помогают детям учиться, не только запоминать правила, но и применять их на практике.
Одним из эффективных подходов к формированию языковой функциональной грамотности является использование различных заданий на уроках русского языка и литературного чтения. Например, можно предложить детям читать небольшие тексты и выполнять следующие задания: после чтения текста провести обсуждение, где каждый ребенок излагает свое мнение о прочитанном. Это развивает умение вести диалог и аргументировать свои мысли. Также попросить детей составить краткий пересказ прочитанного, выделив основные идеи. Это помогает тренировать словесное выражение и учит логике.
Интересным заданием может быть создание собственных текстов на основе заданных тем. Ребята могут описать события из своей жизни, выдумать небольшую историю или даже написать стихотворение. В процессе они учатся выбирать правильные слова, комбинировать их, создавая связные и грамотно оформленные тексты.
Не менее важно уделять внимание умению работать с информацией. Предлагаем детям задание найти в учебнике или в интернете определенную информацию и представить её в виде небольшого доклада или презентации. Это развивает навыки поиска информации и умение её обрабатывать и представлять другим.
Практические задания на формирование языковой функциональной грамотности
«Сокращалка»
В заданных словах (погода, корова, теплота, молоко, дорога, квартира, угроза, дорогой) нужно найти более короткие слова.
«Переводческая головоломка»
Нужно найти слова на русском языке в словах на сербском языке. Например: смоква (на русском инжир) — Москва, зубар (на русском зубной врач) — арбуз и т.д.
«Что какого цвета?»
Нужно соединить прилагательные, обозначающие цвета, с названиями фруктов и овощей. Например: белый чеснок, жёлтый лимон, зелёный огурец и т.д.
«Близкие слова»
Даны слова (библиотека, музей, стадион, столовая, театр, больница, школа, ракета). К этим словам нужно добавить слова, обозначающие понятия, близкие к заданным. Например: библиотека — книги, читатели, музей — посетители, экспонаты и т.д.
«Редактирование текста»
Например, нужно отредактировать текст, подобрав синонимы, чтобы сделать речь более яркой и выразительной.
«Упражнение на понимание многозначности»
Нужно догадаться, что названо одним и тем же словом (например: часть дерева, часть зуба, часть слова) КОРЕНЬ
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы можно использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе задается вопрос детям, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).
- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
Или, например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
На уроках русского языка используем игры, такие как «Словесные ассоциации» «Кто я?», «Зеркальные и незеркальные слова»
Игра «Словесные ассоциации» заключается в том, что один участник называет слово, а остальные быстро перечисляют слова, ассоциирующиеся с ним. Эта игра способствует расширению словарного запаса и помогает детям учиться применять слова в различных контекстах. Например, если кто-то произнесет слово «солнце», другие могут ответить «жара», «лето», «свет» и так далее. В процессе игры у детей развивается не только креативное мышление, но и умение быстро реагировать на высказывания других.
Игру «Кто я?» можно проводить в формате викторины. Один из участников загадывает персонажа или объект, а остальные задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Эта игра развивает критическое мышление, помогает лучше структурировать вопросы и учит логически мыслить. Кроме того, она позволяет детям обмениваться знаниями о различных темах и персонажах, что способствует общему развитию.
Этот игровой приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Можно использовать на уроках русского языка и литературы. Загадывается литературный герой, ученики, пытаясь найти ответ, задают вопросы. На них можно ответить только словами «да»–«нет». Вывод делают дети.
На уроке по изучению темы «Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю или товарищу вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
В русском языке есть «зеркальные» слова. Эти слова пишутся так, как мы их произносим: ДОМ, ДЫМ, ГРАБЛИ. Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему? В этих словах «не растут» ошибки, потому что в них ни один звук нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова «зеркальными». Но в русском языке гораздо больше «незеркальных» слов. В них не все звуки соответствуют буквам: ВОРОНА, БЕЖАЛА, СЕСТРА.
Посмотрим, можете ли вы отличить «зеркальные» слова от «незеркальных».
Играют две команды.
Я читаю слова, первая команда поднимает руки, если читается «зеркальное» слово, вторая команда – если «незеркальное»: ВОРОНА, КУСОЧЕК, ЕЛЬ, ЛИСА, СЫР, БЕЖАЛА, ДУХ, ГОЛУБУШКА, ХОРОША, ПЛУТОВКА.
− Попробуйте отгадать, из какого произведения взяты слова? (И.А.Крылов, «Ворона и лисица»).
Таким образом, формирование языковой функциональной грамотности у младших школьников — это многоаспектный процесс, который требует нашего внимания и творчества. Мы должны создавать условия, в которых дети будут мотивированы учиться и совершенствовать свои навыки.
Конечно! Важно разнообразить задания для формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Вот несколько дополнительных видов заданий, которые могут помочь развить различные навыки в русском языке.
Одним из интересных заданий является «Словесный дом».
Предложите детям составить из слов-брёвен предложения, собирая из них дом, а затем дома расположить так, чтобы получился текст. Это развивает креативное мышление и умение строить связные повествования.
Или при закреплении частей речи можно предложить игру «Мороженое», попробуйте собрать многослойное мороженое, выбрав к каждой части речи её признаки.
Также полезно организовать «Лексическую охоту». Дайте ученикам список слов по определенной теме, например, «жизнь животных» или «путешествия», и предложите найти как можно больше синонимов, антонимов или фразеологизмов к этим словам. Это задание помогает расширять словарный запас и учит школьников работать со значениями слов.
Прием «Лови ошибку»
Преимущества приема «Лови ошибку»:
- универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Или приём «Исправь ошибки»
Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседняя лесу.
Данное упражнение помогает отработать согласование морфологических признаков прилагательных и существительных.
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Следующий приём, который мы часто используем в своей работе это прием «Проблемная ситуация».
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность. Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему?
Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Смысловое чтение – это основная технология в формировании функциональной грамотности, и здесь существует множество приёмов, которые мы с Вами используем практически ежедневно.
Например, приём «Чтение с остановками». Выбираем текст (это может быть отрывок из книги или статьи), который будет содержать несколько пропусков вместо ключевых слов. Просим детей самостоятельно заполнить эти пропуски, используя слова из контекста. У этого приёма существует множество заданий таких как: прочитай рассказ и составь к нему схему или обозначь цифрами правильный порядок развития событий в рассказ (есть в ВПР) и другие. Этот приём развивает навыки чтения, понимания текста.
Можно также провести «Дискуссии по теме». Выберите актуальную тему (например, экология, здоровье, дружба) и дайте возможность детям обсудить её в группах. Попросите их подготовить аргументы за и против, и затем представить свою точку зрения классу. Это не только поможет развить речь, но и научит формулировать и выражать свои мысли.
Ребятам очень нравится прием «Добавь следующее», который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т.д.
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1. Парта.
2. Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов. Давайте с вами попробуем тема «Весна»
Кроме того, стоит обратить внимание на творческие задания, такие как «Письмо другу» или сейчас актуально «Письмо солдату». Попросите детей написать письмо вымышленному другу, воину описывая свои увлечения, мечты и повседневную жизнь. Это задание способствует развитию навыков письменной речи и помогает детям учиться выражать свои чувства и мысли на бумаге.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
- Дерево – функционально грамотная личность
- Вода – педагогические технологии
- Яблочки – ключевые компетенции
- Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Таким образом, предложение различных занятий позволяет разнообразить подход к обучению и помогает школьникам развивать языковую функциональную грамотность, что является важным аспектом их общего образовательного процесса. Давайте активно использовать все доступные нам инструменты и методики, чтобы помочь нашим ученикам стать не просто грамотными, но и способными осмысленно использовать язык в различных жизненных ситуациях.