Особенности психолого-педагогического сопровождения иностранных граждан в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети мигрантов, дети-инофоны


Активизация процесса миграции в стране, увеличение потока мигрантов из «ближнего зарубежья» привела к возникновению одной из наиболее актуальных проблем в системе образования - адаптации детей из семей мигрантов в российском обществе и их включение в образовательный и социокультурный процесс. По мнению доктора педагогических наук Т.А.Силантьевой, дети-мигранты находятся в особых трудных условиях, поскольку они оказываются в окружении, отличающемся от того, в котором они выросли [Сил]. Сложности адаптации усугубляются различиями в национальных особенностях, проявлением нетерпимости со стороны детей, составляющих большинство, к мигрантам. Потеря привычного образа жизни и резкие изменения в социальных условиях, связанных с переездом в страну с другими культурными традициями, могут вызвать дезориентацию у детей-мигрантов. Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени остается много вопросов к организации процесса взаимодействия участников психолого-педагогического сопровождения, способствующего успешной интеграции детей-мигрантов в новую поликультурную среду.

Поэтому цель статьи – раскрыть основные направления и содержание работы воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов исходя из собственного опыта работы.

Сущность психолого-педагогического сопровождения наиболее полно выражена в работах М.Р.Битяновой, О.С.Газмана, И.В.Дубровиной, Е.И.Исаева, Е.И.Казаковой, Н.Н.Михайловой, А.В.Мудрика, К.Роджерса, В.И.Слободчикова и др. [3]. Е.В.Бондаревская, Я.Э.Галоян, М.А.Лобас и др. особое внимание вопросам психолого-педагогической поддержке детей – мигрантов в новой среде [2]. Анализ перечисленных трудов позволяет утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение включает в себя работу всего коллектива дошкольного учреждения и предполагает целый комплекс мероприятий, способствующих успешной социализации детей из семей мигрантов в новой социокультурной среде. Дети, прибывшие из других стран, часто сталкиваются с языковыми, культурными и социальными различиями, которые могут затруднить процесс интеграции. Поэтому важно использовать специальные методы работы с детьми мигрантов в дошкольном учреждении, которые помогут им быстрее адаптироваться и почувствовать себя комфортно.

Выбор конкретных методов зависит от проблем, с которыми сталкивается дошкольное учреждение при сопровождении детей-мигрантов, от уровня компетентности педагогического состава ДОУ, от степени его готовности к педагогическому сопровождению детей из семей мигрантов.

Выделим основные направления работы педагогов дошкольного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения:

  1. Установление контакта с родителями ребенка-мигранта и постоянное взаимодействие с ними.
  2. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья ребенка.
  3. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения с другими детьми в русскоязычной среде.
  4. Культурная интеграция детей-мигрантов.

Важно отметить, что работа по всем перечисленным направлениям строится с учетом принципов научности, открытости, системности и комплексности, превентивности и технологичности [1].

Остановимся на содержательных аспектах каждого направления.

1. Взаимодействие с семьей ребенка-мигранта

Тесное взаимодействие с семьей - одно из главных направлений психолого-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов [3]. Поэтому уже при первой встрече важно установить доверительные взаимоотношения с родителями детей-инофонов, ответить на вопросы, которые волнуют родителей, определить «проблемные зоны» в развитии ребенка. При первой встрече родители заполняют анкету, где указывают не только домашний адрес, телефон, состав семьи, но и привычки ребенка, его увлечения, характер, манера поведения. Родители знакомятся с режимом дня в ДОУ, чтобы постепенно адаптировать к нему домашний режим. В первую недели родители приводят ребенка на 2-3 часа, чтобы процесс привыкания был менее болезненным и тяжелым.

Впоследствии важно постоянно информировать родителей о ходе процесса интеграции ребенка в групповую среду, совместно (иногда с привлечением специалистов, в частности, психологов, логопедов) решать возникающие проблемы: трудности общения, эмоциональные нарушения (детские страхи), отклонения в состоянии соматического здоровья.

Чем прочнее связь между детским садом и родителями, тем успешнее адаптация детей мигрантов.

2. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья ребенка

Понятие «здоровье» многоаспектное. Оно подразумевает как физическое, так и психическое благополучие. В словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского психическое здоровье определяется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [5]. Основной задачей дошкольного учреждения в этой области является создание психологических комфортных условий для:

  • сохранения высокой физической активности;
  • формирования положительного эмоционального фона;
  • хорошего сна, здорового аппетита;
  • развития познавательных навыков, проявления творчества;
  • активизации процесса взаимодействия со сверстниками и взрослыми, окружающими его в детском саду, проявления открытости, доброты, отсутствия агрессии;
  • низкой заболеваемости.

Для решения перечисленных задач используются специальные игровые упражнения, которые подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. Для установления контактов с детьми, для формирования адаптации к окружающей среде используются такие упражнения, как «Давайте здороваться», «Кто к тебе прикоснулся?», «Волшебный мяч», «Посмотри на игрушки и расскажи о них» другие. Кроме того, в каждой группе существуют ритуалы и традиции, включение в которые помогает ускорить процесс знакомства детей и начала взаимодействия между ними. Это утреннее приветствие, вечернее прощание, поздравление с днем рождения, с традиционными праздниками. Помогают легче адаптироваться в новой среде и минутки общения, благодаря которым снимается напряжение, поддерживается дружелюбная атмосфера в группе. Одно из таких игровых упражнений – «Волшебный мяч». Ребята проговаривают вместе слова: «Ты скорее поспеши, что ты любишь расскажи». Потом тот, у кого мяч его другому. Поймавший мяч должен называет свое имя и рассказывает о том, что он больше любит. Подобные игры формируют позитивное настроение, развивают рефлексивные качества.

К здоровьесберегающим технологиям, активно использующимся в детском саду, относится различные оздоровительные мероприятия и, в том числе, психогимнастика, цель которой развитие и корректировка психологического состояния дошкольника, ускорение процесса взаимодействия с другими детьми. Это целый комплекс упражнений, включающих в себя:

  • тренинги и пантомимические игры, например «Угадай, кто?», «Приветствие», «Радость и грусть», «Веселый зоопарк», влияющие не только на психическое развитие, но и на формирование познавательных способностей;
  • кинезиологические занятия;
  • релаксация под музыку или звуки природы.

Эффективность таких упражнений видна уже через несколько занятий: дети перестают обращать внимания на различия, становятся более открытыми, расслабляются, проявляют меньше агрессии.

3. Развитие коммуникативных навыков

Адаптация ребенка к русскоязычной среде – еще одна задача психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов. Поэтому развитие коммуникативных навыков в процессе социализации детей мигрантов является важным аспектом их успешной адаптации. Для того чтобы дети чувствовали себя уверенно и комфортно в новой среде, необходимо помочь им развить навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми [4].

Формирование коммуникативных навыков детей-мигрантов начинается с расширения их словарного запаса на русском языке. На данном этапе воспитатель знакомит детей с новыми словами, объясняет их значение, предлагает различные упражнения и приёмы для полного усвоения слов и формирования умения использовать их в конкретных речевых ситуациях:

  • представление предмета, действия или признака, обозначаемых данным словом;
  • просмотр иллюстраций, содержащих этот предмет, признак предмета или действие;
  • подбор синонимов и антонимов;
  • примитивное объяснение предмета или явления вначале на родном, затем на русском языках.

На следующем этапе важно научить ребенка-инофона включать изученные слова в активный словарный запас. Для этого используются такие приемы, как прослушивание сказок, стихотворений, групповые или парные ролевые игры, в ходе которых дети участвуют в диалоге, учатся правильно проговаривать новые слова, четко произносить их, составлять с ними предложения, таким образом закрепляя их в своей речи.

Кроме ролевых игр, предлагаются и другие формы работы, среди которых:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальцевая гимнастика (инсценировка прочитанных историй с помощью пальцев);
  • фонетическая зарядка (проговаривание новых слов вместе с педагогом);
  • игровые физкультминутки.

Такие методы помогают детям-инофонам быстрее освоить незнакомый язык и адаптироваться к русскоязычной среде.

4. Культурная интеграция детей-инофонов

Ещё одна проблема, требующая решения для успешной интеграции детей-мигрантов, это незнание традиций и ценностей русского народа, норм поведения в российском обществе.  Для безболезненной адаптации таких детей к российской культуре педагог-воспитатель планирует следующие мероприятия:

  • подвижные народные игры различных национальностей;
  • изготовление национальных игрушек из бумаги, пластилина или других материалов;
  • ролевые и деятельностные игры по выстраиванию межкультурной коммуникации;
  • чтение народных сказок различных национальностей;
  • мероприятия, организованные совместно с родителями и направленные на знакомство с танцевальными или музыкальными национальными традициями.

В ходе таких групповых мероприятий ускоряется процесс интеграции детей в русскоязычную среду, происходит позитивное взаимодействие дошкольников, погружение детей в мир различных культур, они начинают осознавать ценность каждой из них.

Таким образом, сопровождение детей из семей мигрантов является важным и сложным процессом, направленным на помощь им в адаптации к новой среде. Это не просто набор мероприятий, а целенаправленная работа по поддержке и развитию каждого ребенка. Сопровождение детей мигрантов должно быть основано на принципах эмпатии, толерантности и понимания. Важно помочь детям преодолеть социальные и коммуникационные барьеры, которые могут возникнуть в новой среде. Кроме того, необходимо содействовать формированию у детей позитивного отношения к себе и окружающим, что способствует развитию их личности. При правильном построении психолого-педагогического сопровождения преодолеваются социальные и коммуникационные барьеры, в дошкольном учреждении формируется благоприятный психологический климат.

Список источников

  1. Гайдук Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский вестник Специального образования. - 2015. № 1(14). – С. 18-20.
  2. Галоян, Я.Э. Педагогическая поддержка детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.Э.Галоян. – Ростов н/Д., 2004.
  3. Баярмагнай Мунхзаяа Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-pedagogov-i-roditeley-v-protsesse-adaptatsii-rebenka-iz-semi-migrantov-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 06.04.2025).
  4. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И.Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н.Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, - 2005. – С.322 – 323.
  5. Психология: словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Москва: Политиздат, - 1990. – 494 с.
  6. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. - 2007. №1. С. 219-222.
  7. Шапошникова Т.Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве. URL: http://school2100.com/upload/iblock/a9f/a9f147baf3352eebf91b9853db91a1ee.pdf (Дата обращения 24.03.2025г.)