Методическая разработка "На пороге взрослой жизни"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Введение

В настоящее время основная деятельность в отношении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) направлена на раннюю помощь или помощь для дошкольников. Но на вопрос взросления и полового созревания часто не обращают должного внимания. В специальных коррекционных классах для детей с ОВЗ подросткам обычно не объясняют, что происходит с их организмом в период полового созревания, а в семьях не принято говорить об отношениях ребёнка с противоположным полом. В лучшем случае, родители хотят дать какую-нибудь книжку или страничку в интернете, чтобы дети сами все посмотрели и поняли. В худшем, остро реагируют на малейшее упоминание этой непростой темы. Как бы взросление не пугало, это неотъемлемая часть жизни.

Меня волнует данная тема, и я считаю, что сексуальное просвещение в стенах школ сегодня как никогда необходимо, потому что в большинстве случаев дети могут получить и получают сведения через интернет и социальные сети. Это подтверждают результаты опроса «Половое воспитание в России» К.М.Цыганенко, в котором 92,3 % опрошенных отметили, что получили знания на тему полового воспитания и развития из интернета. Хотя и эти источники информации могут быть полезными и уместными, они все же могут дать искаженное представление о сексуальности и не содержать ее эмоциональных аспектов и вопросов, связанных с правами человека. Через веб-сайты или социальные сети дети могут также получить недостоверную с научной точки зрения информацию. А из-за замалчивания и табуированности тем нравственно-полового воспитания увеличивается количество беременностей в несовершеннолетнем возрасте и риска сексуального насилия над детьми и подростками. [https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-polovom-vospitanii-v-sovremennom-mire]

Я хотела бы повысить информирование учащихся в теме нравственно-полового воспитания, и поэтому решила разработать технологические карты нескольких занятий по данной теме, которые можно будет использовать в дальнейшем для формирования у подростков правильного восприятия себя и здоровых половых отношений.

Теоретическая значимость проекта заключается в обобщении и систематизации теоретического материала осуществления нравственно-полового воспитания подростков.

Практическая значимость заключается в том, что диагностический инструментарий, результаты диагностик, планы-конспекты занятий и мероприятий могут быть использованы в практической деятельности социальными педагогами, школьными психологами, классными руководителями.

Таким образом целью проекта является: создание цикла занятий по формированию компетенций нравственно-полового воспитания среди подростков с ОВЗ в образовательном учреждении.

Задачи проекта:

  • Обобщить и систематизировать теоретический материал нравственно полового воспитания детей ОВЗ.
  • Разработать цикл занятий и диагностический инструментарий по нравственно-половому воспитанию детей с ОВЗ.
  • Провести занятия с детьми в классах СКО.

1. Теоретическая часть

1.1. Планирование работы

Перед началом работы был составлен план действий по решению задач проекта.

Таблица 1 «Планирование работы»

Задача

Пути решения

1

Обобщить и систематизировать теоретический материал нравственно полового воспитания детей ОВЗ.

  • Изучить, что такое нравственно-половое воспитание.
  • Ознакомиться с содержанием нравственно-полового воспитания.
  • Изучить особенности нравственно-полового воспитания для подростков с ОВЗ.

2

Разработать цикл занятий и диагностический инструментарий по нравственно-половому воспитанию детей с ОВЗ.

  • Адаптировать информацию для составления сценария занятий по нравственно-половому воспитанию детей с ОВЗ.
  • Продумать структуру занятий.
  • Разработать дидактический материал
  • Подобрать иллюстративный материал

3

Провести занятия с детьми в классах коррекции.

  • Обозначить даты проведения занятий.
  • Выбрать место проведения занятий.
  • Проанализировать и скорректировать занятия.

1.2. Что такое нравственно-половое воспитание

Из статьи Бакунович С.Ю. я узнала, что понятие «нравственно-половое воспитание» в научных исследованиях определяется как совокупность понятий нравственного воспитания и полового воспитания. Нравственное воспитание — это воспитание и развитие в человеке духовных, моральных, нравственных ценностей, с целью становления нравственно-духовной личности, способы действия, нормы поведения, поступки людей. Половое воспитание — это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни» [https://elibrary.ru/item.asp?id=28423821]

Нравственное воспитание включает в себя формирование понимания таких понятий, как любовь, брак, семья, родительство. В рамках нравственного воспитания подростки должны научиться отличать здоровые отношения от нездоровых, основанных на манипуляции, насилии или принуждении. Важно дать им понимание того, что каждый человек имеет право на свой выбор и на уважение к своим границам.

Важной составляющей полового воспитания является обучение подростков основам интимной гигиены, профилактике инфекций, передающихся половым путем (ИППП), включая ВИЧ, а также нежелательной беременности. Подростки должны понимать важность регулярных медицинских осмотров изнать, куда обратиться за помощью и консультацией по вопросам репродуктивного здоровья. Кроме того, необходимо развенчивать мифы и стереотипы, связанные с сексуальностью, которые часто распространяются в молодежной среде и могут привести к ошибочным представлениям и рискованному поведению. [https://cpmss-irk.ru/attachments/article/152/Программа%20по%20нравственно-половому%20воспитанию.pdf]

Как отмечают многие авторы, нравственно-половое воспитание играет важную роль в развитии личности. Оно основывается на ряде ключевых принципов:

  • Индивидуальный подход: процесс обучения адаптируется к возрастным особенностям учащихся.
  • Достоверность информации: предоставляемые сведения основаны на научных фактах и экспертных оценках.
  • Динамичный и многогранный подход: используется разнообразие методов обучения, учитывающих принцип постепенного усложнения материала и регулярное повторение пройденного. При этом рассматриваются различные точки зрения и понятия, поощряются дискуссии.

В результате такого подхода:

  • Развиваются навыки критического мышления: Учащиеся приобретают умения самостоятельного анализа и выводов как в индивидуальной, так и в групповой деятельности.
  • Формируется самосознание: развиваются навыки самоанализа и самооценки, что способствует осознанному поведению.

[https://infourok.ru/programma-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detej-i-podrostkov-7069737.html ]

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о то, что нравственно-половое воспитание – это неотъемлемая и крайне важная часть нравственного формирования личности, далеко выходящая за рамки простой биологической информации о репродуктивной системе. Оно представляет собой комплексный процесс, направленный на развитие здорового, уважительного и ответственного отношения к собственной сексуальности и сексуальности других людей. В его основе лежит формирование гармоничных отношений между полами, а также развитие сложных социальных и эмоциональных навыков, необходимых для построения здоровых и безопасных взаимоотношений.

1.3. Содержание нравственно-полового воспитания

Содержанием нравственно-полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности.

А.С.Макаренко отмечал, что вопрос полового воспитания является одним из наиболее сложных в педагогике. Он подчеркивал, что решение этой проблемы в семье возможно лишь при ясном понимании родителями конечной цели такого воспитания. По его мнению, осознание этой цели позволит найти эффективные пути её достижения. [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/24/lektsii-o-vospitanii-deteyasmakarenko]

С древних времён нравственно-половое воспитание считалось одной из наиболее запутанных и замалчиваемых областей педагогики и психологии. Будучи неотъемлемой частью общего воспитания человека, оно отличается особой неопределённостью ввиду деликатности темы. В отличие от других направлений воспитания, которые могут быть переданы личным примером и корректироваться советами, многие аспекты нравственно-полового воспитания остаются табуированными.

Термин «пол» включает в себя множество значений: сексуальность, психологические особенности, гендерную принадлежность, социальные отношения между полами и т.д. Понятие пола окружено ореолом особой важности и некоторой мистификации. Вряд ли найдется другая сфера жизни, которая так тесно переплеталась бы со всеми остальными, о которой мы знаем одновременно так много и так мало.

Из интернет-источников можно выделить 7 основных задач нравственно-полового воспитания подростков с ОВЗ:

  1. Формирование положительного отношения ребёнка к своему телу и здоровью.
  2. Формирование между мальчиками и девочками полоролевых позиций, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.
  3. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.
  4. Подготовка к будущей семейной жизни, к роли отца и матери.
  5. Профилактика и коррекция социальных отклонений.
  6. Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска».
  7. Удовлетворение познавательного интереса детей.

[https://infourok.ru/statya-na-temu-nekotorie-aspekti-polovogo-vospitaniya-uchaschihsya-s-umstvennoy-otstalostyu-1432374.html]

Таким образом, нравственно-половое воспитание представляет собой систему знаний и умений, позволяющих решить поставленные задачи.

1.4. Особенности нравственно-полового воспитания для детей с ОВЗ

Половое воспитание является неотъемлемым элементом всестороннего развития личности каждого человека в рамках его социализации. В то же время, для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот процесс сопряжен с особыми трудностями. Уникальность их состояния обуславливает необходимость создания специализированных программ и методик, учитывающих индивидуальные особенности восприятия, когнитивных процессов и поведения таких подростков.

Как отмечают авторы работ по педагогике и психологии, подростковый период характеризуется интенсивным физическим и психоэмоциональным созреванием, сопровождающимся формированием интереса к противоположному полу и осознанием собственной сексуальности. Для подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эти процессы могут быть осложнены рядом факторов:

  • Трудности в социальной адаптации: подростки с ОВЗ часто испытывают трудности в интерпретации социальных сигналов и норм поведения, связанных с интимными отношениями, что может приводить к недоразумениям и неадекватному поведению.
  • Эмоциональная неустойчивость: многие подростки с ОВЗ сталкиваются с трудностями в регуляции эмоций, что может проявляться в виде агрессивного или импульсивного поведения.
  • Нарушения коммуникации: дети с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в выражении своих чувств и желаний, а также в понимании сигналов других людей.
  • Задержки физического развития: некоторые подростки с ОВЗ могут иметь задержки в физическом развитии, что требует особого внимания при обсуждении вопросов пола и сексуальности. [https://urok.1sept.ru/articles/706327]
  • Подростки с задержкой психического развития являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле возникновения сексуальных девиаций.

Учитывая эти факторы, крайне важно разработать специализированные программы полового воспитания, которые были бы адаптированы к специфическим потребностям подростков с ОВЗ.

Специализированные программы полового воспитания должны включать методы, адаптированные к потребностям подростков с ОВЗ. Это может быть достигнуто через использование наглядных материалов, социальных историй, интерактивных игр и ролевых ситуаций, которые помогут подросткам лучше понять концепции, связанные с отношениями и сексуальностью. Важно создать доверительную атмосферу, где подростки смогут задавать вопросы и делиться своими переживаниями.

Актуальными также являются тренинги по социальным навыкам, направленные на улучшение интерпретации социальных сигналов и обучение приемам эффективной коммуникации. Ведь понимание невербальных знаков и эмоциональных состояний других людей играет ключевую роль в построении здоровых отношений.

Таким образом, создание системного подхода к нравственно-половому воспитанию позволяет подросткам с ОВЗ более осознанно и безопасно воспринимать вопросы, связанные с их интимной и социальной жизнью, что, в свою очередь, способствует их гармоничному развитию. При составлении сценариев занятий и их проведении я буду учитывать все перечисленные выше особенности подростков с ОВЗ.

2. Практическая часть

2.1. Разработка цикла занятий по нравственно-половому воспитанию для детей с ОВЗ

Проанализировав изученную информацию, я пришла к выводу, что при разработке цикла занятий по нравственно-половому воспитанию необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также их уровень осведомлённости по данной теме.

С целью более глубокого понимания исходного уровня знаний детей о нравственно-половом воспитании, было принято решение первое занятие цикла сделать диагностическим. Мне было важно понять, что дети уже знают, какие у них представления о нравственно-половой сфере, какие вопросы их волнуют больше всего. Были разработаны анкеты для проведения входной диагностики, направленные на выявление уровня знаний обучающихся, их ценностных ориентаций и особенностей семейного воспитания. Диагностика проходила анонимно, чтобы не вызывать стеснения и получить максимально честную картину. Результаты диагностики стали основой для дальнейшего планирования занятий.

По результатам диагностики были выявлены несколько основных тем, по которым ребята имели наименьший уровень осведомлённости:

  • взаимоотношения в семье и обществе;
  • ранние половые связи и беременность;
  • семейные отношения.

Эти темы стали основой цикла занятий.

Прежде всего, мне казалось важным обеспечить постепенное погружение в тему, двигаясь от общих вопросов самопознания и построения взаимоотношений в обществе к конкретным аспектам репродуктивного здоровья и подготовки к семейной жизни. Для того чтобы заинтересовать детей и сделать обучение более интерактивным я решила использовать разнообразные форматы занятий, такие как тренинги и беседы, которые способствуют активному взаимодействию между участниками и позволяют глубже обсуждать важные темы. Были подобраны обучающие видеоматериалы, соответствующие тематике занятий и возрастным особенностям обучающихся.

Последнее занятие было решено также, как и первое, сделать диагностическим. Я решила, что итоговая диагностика будет проводиться с использованием аналогичных анкет, как на первом занятии, чтобы оценить изменения в их знаниях, ценностных ориентациях и представлениях о семейных отношениях.

2.2. Тематический план занятий по нравственно-половому воспитанию для детей с ОВЗ

Собрав и систематизировав всю информацию в таблицу, был разработан тематический план, включающий в себя девять занятий, каждое из которых посвящено конкретной теме.

Таблица 2 «Тематический план занятий»

Занятие

Содержание

1

Диагностика входная

Знакомство, введение в цикл занятий;
Диагностика существующих знаний учащихся о нравственно-половом воспитании;
Диагностика ценностных ориентаций личности школьника;
Диагностика семейного воспитания.

2

Занятие в формате тренинга

Тема: «Я и мой мир»
Раскрытие темы внутреннего мира человека, обсуждение.

3

Занятие в формате беседы

Беседа: «Несколько ответов на конкретные вопросы»
Раскрытие темы репродуктивного здоровья человека, обсуждение.

4

Занятие в формате видеоурока для девочек

Просмотр обучающего фильма «Тайна природы женщины», обсуждение.

5

Занятие в формате видеоурока для мальчиков

Просмотр обучающего фильма «Пять секретов настоящего мужчины», обсуждение.

6

Занятие в формате видеоурока

Просмотр обучающего фильма «Как научиться любить», обсуждение.

7

Занятие в формате беседы

Тема: «Ранняя беременность, или что бывает, когда дети играют во взрослые игры».
Обсуждение причин и последствий ранней беременности для подростка.

8

Занятие в формате тренинга

Тема: «Подготовка к семейной жизни».
Раскрытие темы семейных отношений, обсуждение.

9

Диагностика итоговая

Беседа: «Что мы узнали и чему научились в процессе занятий».
Повторная диагностика ценностных ориентаций личности школьника;
Диагностика семейного воспитания;
Диагностика полученных знаний учащихся о нравственно-половом воспитании;
Анализ и подведение итогов.

По каждому занятию цикла была разработана подробная технологическая карта, в которой содержится информация о целях, методах и формах организации учебного процесса. Для 1, 2, 3, 7 и 8 занятий были созданы презентации, которые обеспечивают более наглядное и доступное донесение информации.

Таким образом, цикл, включающий в себя 9 занятий, представляет собой комплексную программу нравственно-полового воспитания, обеспечивающую постепенное формирование осознанного отношения к вопросам репродуктивного здоровья, взаимоотношений и семейных ценностей, посредством сочетания интерактивных тренингов, познавательных бесед, гендерно-ориентированных и общих видеоуроков, а также входной и итоговой диагностики для оценки эффективности обучения.

2.3. Анализ цикла занятий по нравственно-половому воспитанию для детей с ОВЗ

Занятия по нравственно-половому воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья проводились в 8 коррекционном классе с периодичностью один раз в неделю на протяжении двух месяцев.

Изначальный этап - входная диагностика, адаптированная по форме и содержанию к возможностям восприятия детей с ОВЗ, выявил существенные пробелы в знаниях, упрощенные представления о половой сфере и ограниченный словарный запас, связанный с этими темами. Это обусловило необходимость использования максимально наглядных и конкретных материалов, а также упрощения сложной терминологии.

Второе занятие в формате треннинга, направленное на развитие коммуникативных способностей и формирование самосознания, было организованы с акцентом на создание безопасной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок мог выразить свои чувства и мысли без страха осуждения. Использовались простые упражнения, ролевые игры и презентация для наглядности. Однако времени на обсуждение оказалось недостаточно, дети проявили себя очень активно и задавали много вопросов, из-за чего было принято решение задержаться ещё на урок, для того чтобы хватило времени на организацию игры «Лепёшка», в процессе которой дети закрепили полученные знания о о нормах коммуникации на практике.

Третье занятие в формате беседы стало возможностью обсудить самые важные и волнующие вопросы о репродуктивном здоровье. Я старалась говорить открыто и честно, не избегая сложных тем. Важно было предоставить достоверную информацию, основанную на научных данных, и развеять распространенные мифы.  Занятие проводилось в максимально доступной форме, с использованием картинок, схем и примеров из реальной жизни и презентации для лучшего усвоения информации детьми.

Видеоматериалы на четвёртом, пятом и шестом занятиях были восприняты ребятами с большим интересом, а после просмотра проводились подробные обсуждения с разъяснением ключевых моментов и ответами на вопросы.

Занятия, посвященные вопросам ранней беременности и подготовки к семейной жизни, мне не удалось провести в связи с введением карантинных мероприятий в образовательном учреждении.

В ходе итоговой диагностики у большинства ребят наблюдался прогресс в понимании основных понятий, улучшение навыков коммуникации и повышение уровня знаний о репродуктивной системе человека. Однако, следует отметить, что не все дети показали результаты, это говорит о необходимости дальнейшей систематической работы с ними, а также более индивидуального подхода к ученикам с ОВЗ.

Меня порадовала вовлечённость большинства детей, особенно в тренингах и дискуссиях, где они активно делились своими мыслями и опытом. Видеоуроки также оказались эффективным инструментом, наглядно демонстрирующим сложные темы. Однако, как показала практика, для некоторых учащихся формат бесед оказался менее интересным, что требует поиска новых подходов к подаче информации. Кроме того, я столкнулась с трудностями при обсуждении вопросов, связанных с семейным воспитанием, что указывает на необходимость более деликатного и индивидуального подхода к этой теме. В целом, я удовлетворена результатами проделанной работы, но вижу возможности для дальнейшего совершенствования цикла занятий, направленные на повышение интереса и вовлечённости всех учащихся.

Заключение

В настоящее время основная деятельность в отношении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) направлена на раннюю помощь или помощь для дошкольников. Но на вопрос взросления и полового созревания часто не обращают должного внимания. В специальных коррекционных классах для детей с ОВЗ подросткам обычно не объясняют, что происходит с их организмом в период полового созревания, а в семьях не принято говорить об отношениях ребёнка с противоположным полом.

Для того чтобы повысить информирование учащихся в теме нравственно-полового воспитания, я решила разработать технологические карты нескольких занятий по данной теме, которые можно будет использовать в дальнейшем для формирования у подростков правильного восприятия себя и здоровых половых отношений.

Поэтому, целью моей работы было создание цикла занятий по формированию компетенций нравственно-полового воспитания среди подростков с ОВЗ в образовательном учреждении.

В ходе работы над проектом я узнала, что нравственно-половое воспитание понимается как объединение двух составляющих: нравственного воспитания, направленного на формирование духовных и моральных ценностей, и полового воспитания, призванного сформировать правильное представление о взаимоотношениях полов и нормах поведения в половой сфере.

В связи с особенностями восприятия информации детьми с ОВЗ, для обеспечения более эффективного усвоения материала необходимо активно использовать разнообразные форматы занятий, наглядные пособия, ролевые игры и другие интерактивные методы обучения.

При составлении цикла занятий предполагалось обеспечить постепенное погружение в тему, двигаясь от общих вопросов самопознания к конкретным аспектам репродуктивного здоровья, взаимоотношений и подготовки к семейной жизни.

Для удержания внимания аудитории и облегчения усвоения информации форматы занятий были разнообразны – тренинги, беседы и видеоуроки чередовались.

Особое внимание уделялось психологическим особенностям подросткового возраста, с акцентом на самоанализ, формировании ценностей и развитии навыков принятия решений. Гендерный подход также был признан необходимым, что обусловило разделение аудитории для более эффективного обсуждения вопросов, связанных с физиологическими особенностями и гендерными ролями.

В ходе выполнения проекта передо мной возникли некоторые трудности. Не хватило времени на проведение двух важных занятий, из-за чего дети не получили должный объём знаний. Также не ко всем детям мне удалось найти подход за семь проведённых занятий. Для более качественного понимания материала учащимися, целесообразно предусмотреть возможность индивидуальной работы с ними в дальнейшем.

Разработка и проведение цикла занятий по нравственно-половому воспитанию углубили мои знания в этой области и позволили приобрести ценные навыки. Я улучшила навыки планирования, адаптации материалов к нуждам детей с ОВЗ, коммуникации, работы с группой и создания доверительной атмосферы. Кроме того, я стала более гибкой, эмпатичной и лучше понимать особенности детей с ОВЗ.

В будущем я хочу стать педагогом-психологом, поэтому полученный опыт поможет мне в дальнейшем выстраивать диалог со своими клиентами.

Данный цикл занятий может быть использован для проведения уроков в образовательных учреждениях, а также в качестве основы для разработки аналогичных программ, адаптированных к потребностям конкретной целевой аудитории.

Приложение

Список литературы

  1. Бакунович, С.Ю. Нравственно-половое (сексуальное) воспитание в России и США / С.Ю.Бакунович // ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2017: сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 февраля 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 212-215. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28423821(дата обращения: 20.12.2024).
  2. Карпова Р.С., Чернова Е.В., Минеев-Ли В.Е., Ефремова-Шершукова Н.А. К вопросу о половом воспитании в современном мире // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. – 2021. – №2. – С.116-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-polovom-vospitanii-v-sovremennom-mire (дата обращения: 16.01.2025).
  3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/ А.С.Макаренко // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт] – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/24/lektsii-o-vospitanii-deteyasmakarenko (дата обращения: 10.12.2024)
  4. Методика для детей "Лепешка"(инструкция) / Гюнтер Хорн // Инфоурок: [сайт] – URL: https://infourok.ru/metodika-dlya-detej-lepeshka-instrukciya-6548321.html?ysclid=m8qfencyj77933110 (дата обращения: 20.01.2025).
  5. Некоторые аспекты полового воспитания учащихся с умственной отсталостью/ Гребенщикова Г.Г. // Инфоурок: [сайт] – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-nekotorie-aspekti-polovogo-vospitaniya-uchaschihsya-s-umstvennoy-otstalostyu-1432374. html (дата обращения: 12.12.2024).
  6. Паршин Н.М. Половое и сексуальное образование как мера индивидуальной профилактики сексуальных преступлений среди несовершеннолетних // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovoe-i-seksualnoe-obrazovanie-kak-mera-individualnoy-profilaktiki-seksualnyh-prestupleniy-sredi-nesovershennoletnih (дата обращения: 20.01.2025).
  7. Программа нравственно-полового воспитания детей и подростков / Борисова Л.В., Арефьева Е.Н // Инфоурок: [сайт] – URL: https://infourok.ru/programma-nravstvenno-polovogo-vospitaniya-detej-i-podrostkov-7069737.html (дата обращения: 10.12.2024)
  8. Программа нравственно-полового воспитания несовершеннолетних в образовательных организациях / Герасимова Е.В. – Иркутск, 2016. – URL: https://cpmss-irk.ru/attachments/article/152/Программапонравственно-половомувоспитанию.pdf (дата обращения: 10.12.2024)
  9. Радушко Е.В. Половое воспитание подростков с ОВЗ и РАС: путь к пониманию и принятию себя и других/ Радушко Е.В.: Открытый урок. Первое сентября [сайт] – URL: https://urok.1sept.ru/articles/706327 (дата обращения: 12.12.2024)
  10. Симаходский А.С., Ипполитова М.Ф. Репродуктивное здоровье подростков: проблемы сохранения // Российский педиатрический журнал. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reproduktivnoe-zdorovie-podrostkov-problemy-sohraneniya (дата обращения: 27.01.2025).