Проект "Экономика для детей"

Разделы: Работа с дошкольниками, Один день из жизни детского сада


Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательный проект«Экономика для детей»

Участники проекта

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный: учебный год (сентябрь–май)

Основания для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Цель проекта

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Задачи проекта

  • Разработать учебно-методический комплект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Создать в группе «Центр финансов» и обогатить развивающую предметно-пространственную среду предметами и атрибутами на финансово-экономическую тему.
  • Сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности.
  • Применить в образовательном процессе современные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формирования у дошкольников элементарных знаний об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях.

Проблема,
на решение которой направлен проект

Дети затрудняются в определении элементарных экономических понятий, не осознают необходимость грамотного и бережливого отношения к деньгам, не имеют начальных навыков планирования в экономической сфере.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный
Цель: Создание психолого-педагогических и материально-технических условий для реализации проекта.
II этап. Практический
Цель: Формирование у старших дошкольников основ финансовой грамотности посредством организации различных образовательных и досуговых мероприятий.
III этап. Обобщающий
Цель: Представление продуктов проекта, обобщение результатов проекта.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Сформированы элементарные знания об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях.
  • Ребенок имеет представление о профессиях, связанных с экономикой, торговлей и бизнесом.
  • Освоил начальные навыки обращения с деньгами в игровой деятельности, осознаёт
    необходимость грамотного и бережливого отношения к ним.
  • Заложены основы нравственно-этических привычек: знает, что нужно возвращать долги, уважать свой и чужой труд, делиться.
  • Переносит знания об экономике в самостоятельную игровую деятельность
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Может принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат.

Для воспитателя:

  • Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая способствует формированию у детей экономических знаний и практических навыков.
  • Разработан учебно-методический комплект: картотеки игр финансово-экономического содержания, конспекты занятий, сценарии развлечений, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

Для родителей:

  • Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам экономического воспитания детей.
  • Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
  • Обогащены знания о деятельности группы, которую посещает ребенок.
  • Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада.

Форма проведения итогового мероприятия

Совместное с родителями мероприятие «Экономическая викторина».

Продукты проекта

1. Презентация «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников в процессе игровой деятельности».
2. Оформление фотоальбома по теме проекта.
3. Методическая папка воспитателя «Формы и методы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

1. Постановка проблемы и обоснование необходимости проекта

В настоящее время задача экономического воспитания детей дошкольного возраста является достаточно актуальной.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь и поэтому полезные финансовые привычки должны закладываться ещё в дошкольном детстве.

Важно максимально использовать данный период времени и сформировать у дошкольников первичные экономические представления и компетенции, ценностные ориентиры, развить экономическое мышление, необходимые для дальнейшего рационального поведения в сфере экономики.

Приобщение ребенка к миру финансово-экономических отношений помогает осознать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги», сформировать практические навыки в сфере финансов. Экономическое воспитание помогает разобраться в домашнем хозяйстве и в базовых принципах товарно-денежных отношений. Развивает такие черты характера как бережливость, деловитость, трудолюбие, организованность.

Кроме того, ознакомление с экономикой положительно стимулируют эмоциональное состояние дошкольников, развивает речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащает способы познания окружающей действительности.

Проблема

Однако, анализ взаимодействия с детьми по вопросам финансовой грамотности позволил выявить проблемы. В процессе бесед и образовательных ситуаций воспитанники затруднялись в определении элементарных экономических понятий, не осознавали необходимость грамотного и бережливого отношения к деньгам, не имели начальных навыков планирования в экономической сфере.

Актуальность

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на ознакомление детей с такими экономическими понятиями как доходы, накопления, долги, планирование и ведение бюджета. Важно сформировать нравственно-этическое поведение в сфере экономики – довести до понимания старших дошкольников, что нужно возвращать долги, уважать свой и чужой труд, делиться.

Актуальность разработки данного направления обусловлена поиском более эффективных способов педагогического воздействия на экономическое воспитание дошкольников.

Для решения проблемы был разработан данный познавательный проект «Экономика для детей».

2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание условий для экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Разработать учебно-методический комплект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Создать в группе «Центр финансов» и обогатить развивающую предметно-пространственную среду предметами и атрибутами на финансово-экономическую тему.
  • Сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности.
  • Применить в образовательном процессе современные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формирования у дошкольников элементарных знаний об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях.

3. Задачи и механизмы достижения цели

Задачи проекта

Механизмы достижения

1. Разработать учебно-методический комплект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Разработать перспективное планирование, картотеки игр финансово-экономического содержания, конспекты занятий, сценарии развлечений, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации

2. Создать в группе «Центр финансов» и обогатить развивающую предметно-пространственную среду предметами и атрибутами на финансово-экономическую тему.

  1. Создать в группе «Центр финансов».
  2. Обогатить РППС группы оборудованием и атрибутами к различным видам игр и сказок экономического содержания.
  3. Внести демонстрационный и раздаточный материал: фигурки людей и животных, машинки, макеты, схемы, нетрадиционный материал, лэпбуки,
  4. Внести карточки (картинки): «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок» и др.
  5. Создать цифровые материалы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по методической теме:
    - специальные электронные пособия, книги, альбомы;
    - цифровой демонстрационный материал по теме.
  6. Пополнить аудиотеку и видеотеку по экономическому воспитанию дошкольников.

3. Сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности.

  1. Формировать у дошкольников элементарные знания об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Формировать начальные навыки обращения с деньгами.
  3. Способствовать освоению навыков планирования бюджета.
  4. Содействовать формированию экономического опыта у детей посредством ознакомления с различными практическими ситуациями, играми финансового характера и художественными произведениями.
  5. Формировать умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
  6. Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности.
  7. Воспитывать бережливость, честность, взаимовыручку.
  8. Способствовать правильному отношению к деньгам, их разумному использованию.
  9. Воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

4. Применить в образовательном процессе современные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Применить:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Игровые технологии.
3. Личностно-ориентированные технологии.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
5.Технология «Лэпбук».

5. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формирования у дошкольников элементарных знаний об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях.

1. Регулярно привлекать родителей к подготовке и проведению различных мероприятий по экономическому воспитанию детей, оснащению развивающей среды.
2. Приглашать родителей на открытые занятия.
3. Использовать разнообразные формы работы: консультации, мастер-класс, информационные тематические папки-передвижки, буклеты.

4. Основные методы взаимодействия педагога с детьми в проекте

Методы

Содержание методов

1.

Методы информационно-развивающей направленности

- словесный (краткое описание и объяснение, словесное сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов действий);
- наглядный (рассматривание готовых изображений, рисунков, схем, таблиц, карточек, лэпбуков и др.)
Данные методы обеспечивают передачу различной информации и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения и практических действий.

2.

Методы, способствующие усвоению нового материала

- объяснительно-иллюстративные методы (материал разъясняется, иллюстрируется примерами);
- продуктивные методы (экономические сюжеты и ситуации применяются в практических действиях);
- частично-поисковые методы (отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно: путем целенаправленных наблюдений и решения задач финансово-экономической направленности).

3.

Методы стимулирования

- стимулирующие творческий характер деятельности;
- направленные на создание соревновательных ситуаций;
- учитывающие эмоциональное воздействие на ребенка;
- направленные на создание и развитие игровой ситуации.

5. Применяемые технологии

В проекте применяются следующие педагогические технологии:

Технологии

Содержание

1.

Здоровьесберегающие технологии

Применяются «минутки здоровья», динамические паузы, пальчиковые и дыхательные гимнастики.

2.

Игровые технологии

Активно используются разнообразные игровые формы взаимодействия с воспитанниками: дидактические игры, игровые упражнения, настольно-печатные игры, логико-математические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, подвижные и малоподвижные игры, игровая драматизация и др.

3.

Личностно-ориентированные технологии

Учитываются интересы и возможности каждого ребенка, поддерживаются доброжелательные отношения воспитанников друг к другу, поощряется инициатива и самостоятельность детей, проводятся ситуации позитивного общения в различные режимные моменты.

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Цифровая информация предоставляется в игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. ИКТ способствуют привлечению детей к освоению экономического опыта деятельности, активизации познавательного интереса.

5.

Технология «Лэпбук»

Используется для лучшего усвоения материала, обеспечивает игровую, познавательную и речевую активность дошкольников.

6. Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение

Ресурсы

Кадровое обеспечение

У педагога, реализующего данный проект, сформированы необходимые профессиональные компетенции:
-  для формирования у дошкольников элементарных знаний об экономике, экономических понятиях и товарно-денежных отношениях;
- для конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
- для реализации всех организационных и образовательных мероприятий по данному направлению.

Информационно-методическое обеспечение

- интернет-ресурсы, презентации;
- методическая литература, произведения на экономическую тему для детей;
- картотеки различных игр;
- дидактический материал;
- альбомы, лэпбуки, иллюстративный материал.

Материально-техническое обеспечение

- мультимедийное оборудование: мультимедийный экран, ноутбук;
- музыкальный центр;
- материалы для изготовления атрибутов, пособий и оборудования к образовательным мероприятиям, играм и др.;
-  костюмы для различных образовательных и досуговых мероприятий.

Программно-методическое обеспечение

  1. Смоленцева А.А., Моисеева М.А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. - Н. Новгород, 1999.
  2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2002.
  3. Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39.
  4. Богомолова М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференци. Часть 1 / Под ред. О.В.Дыбиной, О.А.Еник. – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 29-34.
  5. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей // Обруч, 1997. - № 4, - С. 5-8.
  6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  10. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. – Волгоград, Учитель, 2019.
  11. Ульева Е.А. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. - М: Феникс-Премьер, 2022 г.
  12. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-пресс, 2016.
  13. Дыбина О.В. Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка. Методический материал. – Тольятти, 2000.
  14. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками // Обруч, 1999. - №1. – С.24-26.
  15. Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. - Н.Новгород, 1994.
  16. Картотека игр по финансовой грамотности:
  17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/28/kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-doshkolnikov
  18.  Картотека дидактических игр по экономике:
  19. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/16/kartoteka-didakticheskih-igr-po-ekonomicheskomu-vospitaniyu
  20. Картотека подвижных игр по финансовой грамотности:
    https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/13/finansovaya-gramotnost-2

См. продолжение описания проекта