Урок окружающего мира то теме "Экосистема поля"

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Класс: 3.

Цель: ознакомление с экосистемой поля, его растениями, животными и ролью человека в этой экосистеме.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представления о роли поля в жизни человека, свойствах экосистемы, развивать у учащихся понятия, что действия человека влияют на природу.
  • Развивающая: развивать речь, мышление, уметь анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы. Развивать умение наблюдать, делать выводы, выделять значимый материал, в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к природе, культуру поведения в экосистеме.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик узнает о роли человека в экосистеме поля, о его свойствах, растениях и обитателях.
  • Ученик научится отличать поле от других экосистем.

Личностные:

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: осознавать учебную задачу и определять цель учебной деятельности; составлять план учебных заданий; соотносить результат работы с образцом; оценивать результаты деятельности, подводить итог урока.
  • Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; задавать вопросы другим ученикам, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания, используя простые речевые средства.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале учебника и тетради; группировать выражения и обосновывать принцип; делать выводы.
    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный материал.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята. К уроку окружающего мира все готовы, молодцы! Покажите, как вы умеете активно работать на уроке.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут)

Учитель: Вспомните, что такое экосистема?

(Единство живой и неживой природы, в котором обитатели приспособились к совместной жизни, поэтому оно может существовать без посторонней помощи очень долго.)

- Что такое круговорот веществ?

- Какие профессии необходимы для поддержания круговорота веществ?

(Производители (кормильцы), потребители (едоки), разрушители (мусорщики)

- Как долго может существовать экосистема?

(Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.

Учитель: - Какие экосистемы знаете?

- Назовите устойчивые экосистемы.

- Назовите неустойчивые экосистемы.

(Экосистема озера, болота, луга – неустойчивая, т.к. круговорот веществ – незамкнут.

Экосистема лес – устойчивая, т.к. круговорот – замкнут.)

Слайд № 2 - на слайде изображения озеро, болото, луг, лес, поле.

Учитель: Найдите на слайде изученные экосистемы. (изученные экосистемы исчезают)

- Изображение, какой экосистемы осталось?

- О какой экосистеме сегодня пойдет речь на уроке? (экосистеме поле)

- Откройте учебник на странице 70. Прочитайте диалог наших героев.

Слайд №3 - читают два ученика.

3. Постановка задачи урока (10 мин)

- О чем говорят герои учебника?

- В чем разногласие их мнений?

- Какой возникает вопрос?

- Сравним со стр.36, параграф 17. (зачитывают ответ)

- Чему будет посвящен наш урок?

Слайд №4 - Тема урока: «Экосистема поля».

- Вспоминаем то, что знаем.

- Что человек собирает с полей? (картофель, рожь, пшеница)

- Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме?

В любой природной экосистеме существует свой круговорот веществ. Благодаря ему произведённые в экосистеме вещества полностью используются её обитателями. Минеральные вещества поступают к растениям, от них – к животным, от них – к грибам и микроорганизмам и затем возвращаются в почву, где они снова становятся доступными для растений. Таким образом, одни и те же частицы вещества используются разными существами много раз.

- Познакомимся с особенностями жизни экосистемы поля.

Слайд №5

План изучения.

  1. Что такое поле?
  2. Отличие экосистемы поля от других природных экосистем.
  3. Обитатели полей.
  4. Нужно ли человеку заботиться о полях?

- Дайте ответ на первый вопрос.

Поле — ровный обширный участок земли, территория которого используется для сельскохозяйственных целей.

- Какие растения могут расти на поле?

- Ответы на следующие вопросы попытайтесь найти самостоятельно. Для этого объединяемся в группы.

4. Работа в группах

  • 1 группа - Отличие экосистемы поля от других природных экосистем. стр.70.
  • 2 группа - Обитатели полей. стр.71.
  • 3 группа - Нужно ли человеку заботиться о полях? стр.72.

5. Физминутка 1 мин.

Проверка работы групп. 5 мин

1 группа - если за полем не ухаживать, то он со временем превратится в природную экосистему – луг.

- Жизнь поля зависит от человека? А остальные экосистемы зависят?

2 группа - культурные растения: зерновые, овощные, плодовые, прядильные, декоративные. Слайд № 6.

- Все растения растут вместе? Как на лугу?

(На одном поле растет только один вид растений)

3 группа – человек поле вспахивает, засевает, вносит удобрения, поливает, пропалывает (удаляет сорняки), обрабатывает ядохимикатами, собирает урожай.

- Давайте подумаем, куда деваются ядохимикаты, которыми люди опрыскивают поле?

- Это полезно для человека?

Ученые придумали безопасный способ защиты растений от вредителей.

Подойдите к своим рабочим местам.

Посмотрите текст на стр.73.

- Найдите, какие способы защиты придумали ученые?

- Какой мы можем сделать вывод? (Вывешивает карточку на доску)

Поле - искусственная экосистема.

Рассмотрите рисунок на стр.72. Кого вы видите?

- Почему необходимо избавляться поле от вредителей?

(Они расходуют из земли воду и минеральные вещества, которые не обходимы культурным растениям. Некоторые сорняки могут обвивать урожай и мешать ему расти.)

- Какой вывод можем сделать? (карточка)

Человек полностью контролирует всю деятельность поля.

- Как вы думаете, сколько часов человек трудится на поле?

- Что приходится делать человеку на поле?

6. Работа в тетради

Стр.33, №1, выполните это задание самостоятельно. (пока пишут проговорить)

- Труд человека, ухаживающий за полем тяжелый, каждодневный. С ранней зари до позднего вечера. Даже зимою, когда природа спит, человек готовит технику и подбирает семена, выращивает рассаду и саженцы. Мы живем в Республике Татарстан, в которой выращивают много сельскохозяйственных культур.

Проверка.

- Кто знает, какие культурные растения выращиваются в нашей Республике? Слайд № 7.

Слайд № 8. Четыре раза в Республике Татарстан проводилась инновационная выставка «День поля в Татарстане» для российских и зарубежных сельхозпроизводителей в области растениеводства, животноводства, сельхозтехники и оборудования в с.Большие Кабаны. В 2024 году, в июле месяце, в Казани прошла Международная Агропромышленная выставка «Агро Волга».

Слайд № 9.

В давние времена вспашка земли была самая тяжелая и трудоёмкая. Часть весенне-полевых работ и все посевные работы у татар назывались сабан. Слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник.

Слайд № 10.

Сабантуй - праздник плуга — праздник успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, а также - праздник плодородия и благополучия!

В конце июня, после окончания весенних полевых работ, в нашей Республике отмечается ежегодный народный праздник.

Слайд № 11.

7. Закрепление пройденного материала

- Подведем итог урока.

- Каковы главные отличия экосистемы поля от природных экосистем?

Посмотрите на рисунок в тетради на стр. 33, № 2 и помогите закончить фразы.

  • В роли – потребителя забирает ______
  • В роли – разрушителя возвращает ______
  • Заменяет недостающих потребителей

- Прочитайте в учебнике вывод на стр. 73 – правило.

Оценки за урок!!!

Слайд № 11.

8. Домашнее задание

Стр. 70–73, читать, Тетрадь стр.34.

Использованная литература

  1. Учебник «Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Человек и природа. Автор: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
  2. Картинки из поисковых систем Интернета.