Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Экспериментальная физика». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: физика


1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Примерная программа по предмету «Физика»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования или основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ №7», утвержденная приказом директора от 27 мая 2022 г. № 268;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией А.В.Перышкина.

Состав УМК:

  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И.Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
  3. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В.Пёрышкин, Н.В.Филонович. - М.: Экзамен, 2004. (Л.К.Кирик: Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 9 класс - М.: Илекса, 2007.
  4. А.В.Чеботарёва: Тесты по физике к учебнику А.В.Пёрышкина 7, 8, 9 кл. - М.: Экзамен, 2008.

Целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка.

Согласно ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в рамках части (30 %), формируемой участниками образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по физике. Выделены требования к личностным результатам, группа метапредметных результатов, развитие которых обеспечивается использованием программы и учебников по физике для 7 классов.

Для образовательных учреждений, реализующих физико-математический или естественнонаучный профили, важное значение имеет внеурочная деятельность в 7 классах основной школы. Именно непрерывная система предметной подготовки обеспечивает:

  1. формирование целостной научной картины мира;
  2. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  3. овладение научным подходом к решению различных задач;
  4. овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  5. овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  6. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  7. осознание значимости концепции устойчивого развития;
  8. формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к предметному курсу в составе основной образовательной программы основного общего образовании.

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.

Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Непрерывная система физического образования в системе основного общего и среднего полного общего образования представляет собой последовательные, связанные между собой этапы обучения: пропедевтика физики в 5 и 6 классах, основная школа (7-9 классы), старшая профильная школа (10-11 классы).

Преобразование структуры и содержания курса физики, в связи с модернизацией системы общего образования в стране, вызывает необходимость серьезных изменений в подготовке учащихся к изучению систематического курса физики.

Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.

Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.

Цель курса:

  • создание условий для развития творческого мышления обучающихся, умений самостоятельно применять и пополнять свои знания через решение практических задач;
  • развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания;
  • приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
  • формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
  • формировать у учащихся знания о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формировать у учащихся знания о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
  • формировать у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
  • дать учащимся представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики, способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности;
  • способствовать овладению общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • способствовать пониманию отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» рассчитана на один год изучения (7 класс) по 3 часа в неделю. Курс построен на повторении теоретического учебного материала, а также использовании дополнительного материала для расширения кругозора обучающихся. Данный курс позволяет на более качественном уровне рассмотреть изучаемые темы и обратить внимание на отработку навыков экспериментатора. Данный курс насыщен практическими действиями, оперированием с предметами и отвечает возрастным особенностям учащихся, где ребенок получает возможность проявить свои способности. Работа в группе позволяет реализовать принцип - учение через общение. Предполагается, что освоение курса обучающимися позволит сформировать устойчивую мотивацию к предмету, будет способствовать осознанному выбору профиля старшей школы.

Формы организации занятий: теоретические занятия, практические работы, учебные проекты. Программа основывается преимущественно на активных формах обучения и отсутствии обязательного домашнего задания.

Предусматривается итоговый и промежуточный контроль в виде индивидуального собеседования, анкетирования, защиты эксперимента и творческой работы. Система контроля - безоценочная. Успехи учащихся при изучении данного курса выявляются посредством контроля, который включает: текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учеников в группе, работы по решению задач; контроль в форме презентаций творческих работ, где оценивается качество выполненной работы. Программа актуальна в условиях предпрофильной подготовки обучающихся.

3. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса

Метапредметными результатами обучения при изучении внеурочного курса физики являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностными результатами обучения при изучении данного курса физики являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания
  • естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

4. Основное содержание

Мы познаем мир, в котором живем (11 часов)

Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.

Демонстрации:

  1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.
  2. Различные измерительные приборы.

Лабораторные работы:

  1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
  2. Изготовление линейки и ее использование.
  3. Определение цены деления измерительного прибора.

Пространство (9 часов)

Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

Демонстрации:

  1. Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
  2. Ориентация на местности при помощи компаса.
  3. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.
  4. Мерный цилиндр (мензурка).

Лабораторные работы:

  1. Различные методы измерения длины.
  2. Измерение углов при помощи транспортира.
  3. Измерение площадей разных фигур.
  4. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.

Время (4 часа)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

  1. Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
  2. Действие электромагнитного отметчика.
  3. Измерение интервалов времени при помощи маятника.
  4. Измерение пульса.

Лабораторные работы:

  1. Измерение периода колебаний маятника.
  2. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.

Движение (10 часов)

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.

Демонстрации:

  1. Равномерное движение.
  2. Неравномерное движение.
  3. Относительность движения.
  4. Прямолинейное и криволинейное движение.
  5. Стробоскопический метод изучения движения тела.

Лабораторные работы:

  1. Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
  2. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
  3. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени. 4. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.

Взаимодействия (23 часа)

Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

Демонстрации:

  1. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
  2. Силы трения покоя, скольжения.
  3. Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.
  4. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

  1. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
  2. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.
  3. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
  4. Изучение зависимости силы трения от веса тела.
  5. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
  6. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.
  7. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.

Гидро- и аэродинамика (8 часов)

Давление газов. Пневматические машины и инструменты. Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля. История открытия атмосферного давления. Барометр. Альтиметр. Сила Архимеда.

Лабораторные работы:

  1. Измерение давления жидкости на дно сосуда.
  2. Выявление зависимости атмосферного давления от высоты.
  3. Определение силы Архимеда.

Строение вещества. Тепловые явления (10 часов)

Инертность тел. Масса. Гипотеза о дискретном строении вещества.

Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Агрегатные состояния вещества. Плотность.

Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.

Давление газа. Зависимость давления газа от температуры. Атмосфера Земли. Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.

Демонстрации:

  1. Опыты, иллюстрирующие инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами.
  2. Тела равной массы, но разной плотности.
  3. Тела равного объема, но разной плотности.
  4. Способы измерения плотности вещества.
  5. Модель хаотического движения молекул.
  6. Сжимаемость газов.
  7. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.
  8. Механическая модель броуновского движения.
  9. Диффузия газов, жидкостей.
  10. Объем и форма твердого тела, жидкости.
  11. Обнаружение атмосферного давления.
  12. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы:

  1. Измерение массы тела рычажными весами.
  2. Измерение плотности вещества.
  3. Измерение температуры вещества.
  4. Градуировка термометра.
  5. Изучение свойств воды в твердом, жидком и газообразном состояниях.
  6. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Электромагнитные явления (13 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Электрон. Строение атома. Ион.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Преобразование энергии при нагревании проводника с электрическим током. Электричество в быту. Производство электроэнергии. Меры предосторожности при работе с электрическим током. Природное электричество. Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов.

Демонстрации:

  1. Электризация различных тел.
  2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
  3. Определение заряда наэлектризованного тела.
  4. Составление электрической цепи.
  5. Нагревание проводников током.
  6. Взаимодействие постоянных магнитов.
  7. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

Лабораторные работы:

  1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.
  2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.
  3. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита. 4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

Звуковые явления (5 часов)

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук. Музыкальные звуки. Эхолокация.

Демонстрации:

  1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
  2. Колеблющееся тело как источник звука. 3. Механическая продольная волна в упругой среде.

Световые явления (10 часов)

Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Фотоаппарат. Цвета. Смешивание цветов.

Демонстрации:

  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Образование тени и полутени.
  3. Отражение света.
  4. Законы отражения света.
  5. Изображение в плоском зеркале.
  6. Преломление света.
  7. Разложение белого света в спектр.
  8. Ход лучей в линзах.
  9. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

  1. Проверка закона отражения света.
  2. Наблюдение преломления света.
  3. Получение изображений с помощью линз.

См. продолжение Программы