Применение цифровых технологий в начальной школе как средство повышения качества образования

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Успешное применение цифровых технологий - важнейшая задача образования ХХІ века, с которым сегодня связано обучение, развитие, построение успешной жизненной траектории. Учитывая это, важным направлением образовательной политики являются процессы информатизации обучения.

С непрерывным развитием современного мира цифровые технологии уверенно занимают все большее место в повседневной жизни каждого человека. Исключением не стала и сфера образования, и ученики начальной школы.

Начальная школа становится всё более гибкой и открытой, а учитель – не единственным источником знаний. Рядом с учителем появляется образовательная среда, которая обеспечивает все необходимые ресурсы для обучения: учебники, обучающие материалы, игры, тренажёры и, конечно же, цифровые образовательные ресурсы. Все это делает образование более равноправным и привлекательным для современных школьников.

Меняется и роль учителя в этом процессе — он должен стать координатором информационного потока, что позволит перестроиться на новые отношения с учениками, где в схему «учитель – ученик – учебник»введено новое звено – компьютер, а в школу – информационное обучение. Теперь вместо классического транслятора знаний он становится гибким консультантом, наставником и партнёром в учебном процессе, участвует в создании учебных материалов, выбирает методы обучения и активно использует цифровые технологии. В итоге учитель и ученик становятся равноправными участниками учебного процесса, который направлен на развитие ученика как полноценной личности.

Для учителей в настоящее время возникает острейшая необходимость изменения старых, изживших свой век методов, адаптации к новым условиям, поиску новых возможностей для обучения младших школьников в духе цифровой эпохи, чтобы сделать учебный процесс максимально быстрым, эффективным и увлекательным, чтобы в совершенстве владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями и общаться на одном языке с учеником. Главная задача всех учителей - применить новые дидактические подходы для цифровизации образования и поколений начальной школы. Ведь только так мы сможем существенно приблизится к решению этой важной проблемы.

Необходимость цифровизации образования в настоящее время является неотъемлемой частью развития общества. Это вызывает интенсивный поиск новых способов использования современных технологий в обучении, что предоставляет множество перспектив для обучения и развития учащихся.

Использование цифровых технологий в начальной школе даёт преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  • усилить образовательные эффекты;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационном потоке;
  • овладевать практическими способами работы с информацией.

Цифровизация становится все более необходимой и доказанной, поэтому с каждым днём все больше учителей понимают, что новые технологии будут служить прекрасному инструменту для обучения и помогут добиться наивысших результатов.

Для того чтобы внедрение цифровизации в процесс обучения младших школьников стало максимально эффективным и безопасным, педагогам необходимо:

  • целенаправленно формировать познавательные интересы детей;
  • при выборе форм обучения учитывать возрастные особенности;
  • формировать у детей навыки самостоятельного поиска и «процеживания» учебной информации в Интернете;
  • организовывать совместную учебную деятельность и обеспечивать её мотивационную сторону.

Конечно, на первом месте находится максимальное сохранение здоровья учащихся. Важно учитывать все возможные потенциальные риски, к которым относятся:

  • негативное влияние длительного пребывания у монитора на опорно-двигательный аппарат;
  • воздействие цифровых гаджетов на зрение и на психику младшего школьника.

В основе правильной организации образовательной среды лежит забота о здоровье и комфорте детей. Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо ориентироваться на СанПиН. Важно интегрировать в уроки элементы физической активности, такие как физкультминутки, зрительную гимнастику, упражнения для психологической разгрузки. Также важно не злоупотреблять использованием компьютерной техники в учебном процессе, особенно для младших школьников. Режим использования компьютеров и других цифровых устройств должен быть ограничен, чтобы учащиеся могли сосредоточиться на других видах учебной деятельности, укрепляющих их физическое и эмоциональное состояние. Не стоит забывать, что младшие школьники находятся в фазе активного физического и психологического развития, и слишком долгое пребывание за компьютером может вызвать усталость и стресс.

Однако, использование цифровых технологий в образовании – это полноценный инструмент для улучшения и повышения качества обучения младших школьников, но необходимо строить образовательную среду с учётом потребностей и возможностей детей, а внедрение цифровых технологий следует осуществлять умеренно, с соблюдением рекомендаций СанПиН и с учётом психолого-педагогических особенностей младших школьников.

Следуя точке зрения учёных и медиков, надо признать, что цифровизация в обучении младших школьников не должна рассматриваться как многочасовая работа детей с цифровыми ресурсами. Необходимо чередовать различные виды деятельности и активно использовать различные формы работы на уроке на разных его этапах.

Таким образом, можно сказать, что цифровизация пронизывает все сферы жизни и кардинально меняет большинство аспектов жизни и, конечно, образование. В любом месте, в котором присутствуют мобильные устройства, Интернет, мобильная связь и другие цифровые технологии, дети будут активно пользоваться ими и будут включены в цифровую среду. Главная задача педагогов направить обучающихся в правильное русло цифровой среды.

Если учителя в своей работе используют цифровые технологии, значит, им небезразличен уровень их профессиональной компетентности, что даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Подводя итог, хочется отметить, что цифровые технологии, цифровое пространство — это огромный потенциал для развития и творчества, просто нужно относиться осознанно к их использованию, чтобы исключить всевозможные риски, грамотно применять все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу.

И задача педагога - показать преимущества цифрового мира не только для игры, которая является сегодня доминирующим видом деятельности младшего школьника в сети даже при наличии контроля со стороны родителей, но и для развития, образования, для успешности, где без цифровизации не обойтись. Мы овладеваем этим инструментом, чтобы помочь детям идти правильной дорогой.

Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать - чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам.

Литература

  1. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А.Карлов, Н.М.Киясов, В.О.Ковалев, Н.А.Кожевников, Е.Д.Патаракин, И.Д.Фрумин, А.Н.Швиндт, Д.О.Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 72 с.
  2. Вицкова, Я.Н. Начальная школа в цифровую эпоху. / Я.Н.Вицкова, Ю.Н.Краснова, Е.Ю.Булыгина. // Международная научно-практическая конференция «Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы»: сб. трудов. – Астрахань, 2019 г. 42–44 с.
  3. Павлова, Л.А. Плюсы и минусы цифровизации начального образования. / Л.А.Павлова. // Конференция «XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени»: сб. трудов. – Ишим, 2019. 96–98 с.
  4. Семенова И.С. Цифровая грамотность младшего школьника и некоторые примеры ее формирования в начальной школе // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Москва, 2021. – 734-740 с.
  5. Самойлова, Е.С. Информационная культура младшего школьника как ответ на вызов цифровизации. / Е.С.Самойлова. // Международной научно-практической конференции «Инновационные психологические и педагогические технологии как средство повышения качества образования»: сб. статей. – Уфа, 2019. 42-44 с.
  6. Шишулина Г.Г.Проблемы и противоречия цифровизации в начальной школе. / Г.Г.Шишулина, И.В.Купряшкина, Э.Р.Бокова. // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы. – Астрахань, 2019. 172–174 с.