НПК "Формирование финансовой грамотности у младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1

Ключевые слова: финансовая грамотность


Автор:
Югов Г.С.,
1 класс

Руководитель:
Непомнящих Т.В.,
учитель начальных классов,

Введение

Когда я ходил в детский садик, родители читали мне сказки. Я очень любил их слушать. Сейчас я ученик первого класса и много читаю сам. Прочитав несколько сказок, я обратил внимание, что в сказках рассказывается о том, как герои пользуются деньгами, причем делают они это по-разному. И мне захотелось узнать, как можно распоряжаться деньгами грамотно, чтобы всегда быть «при деньгах». Так появилась моя исследовательская работа на тему: «Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Актуальность темы

Молодое поколение – будущее страны, и обучить детей проще, чем перестраивать мышление взрослого поколения, поэтому школа является главным источником внедрения в массы финансовой грамотности.

Школьники недостаточно знакомы с основами финансовой грамотности. Если мы изучим отношение младших школьников к деньгам, определим структуру расходования денег, то сможем увидеть, насколько грамотно дети распоряжаются деньгами, а также какие финансовые привычки у них формируются в современном обществе. В нашей гимназии урок «Экономика» проводится в четвёртом классе, хотя данная тема очень важна в современном мире уже с 1 класса, поэтому считаю необходимым восполнить этот пробел.

Цель исследования: формирование финансовой грамотности детей начальной школы через чтение сказок.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по данной теме;
  • исследовать отношение младших школьников к деньгам через анкетирование;
  • проанализировать доступные методы формирования финансовой грамотности и их содержание.

Объект исследования: финансовая грамотность.

Предмет исследования: влияние сказок на финансовую грамотность младшего школьника.

Гипотеза: сказки помогают в формировании основ финансовой грамотности.

Методы исследования:

  • анализ и обобщение собранной по теме исследования информации;
  • анкетирование;
  • анализ результатов.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Определение финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это набор навыков, которые позволяют людям принимать разумные решения касаемо денег, она означает, что мы понимаете, как зарабатывать, экономить, тратить и инвестировать деньги.

1.2. Роль школьных дисциплин при формировании финансовой грамотности

  • экономика
  • обществознания
  • математики
  • география
  • история
  • технология,
  • информатика

1.3. Роль семьи при формировании финансовой грамотности

На самом деле, роль семьи в формировании финансовой грамотности, на мой взгляд, носит фундаментальный характер. Еще задолго до того, как я пошел в школу, мои родители преподали мне базовые уроки финансовой грамотности. Первое, что я смог вспомнить, это когда я первый раз увидел бумажные деньги, пока я их трогал и разглядывал, мама рассказывала мне о том, что можно купить на 100, 500 и тысячу рублей, так я понял, что у денег есть свой номинал.

Номинал – это, обозначенная стоимость денежного знака. Например, на монете пять рублей, есть цифра 5, это и называется номиналом.

Еще один яркий пример, это подарок моей бабушки мне на праздник. Подарок, это копилка в форме зайца. Если у меня появляются лишние деньги, я просто опускаю их в прорезь копилки, и они там хранятся. Но лежать они будут внутри копилки не всю жизнь, у меня есть одна цель, это поехать в отпуск, с семьёй и когда наступит этот момент, я вытащу из копилки свои сбережения. Идея с копилкой научила меня сберегать мои деньги и кое-где экономить ради своей цели.

Иногда я сам совершаю покупки в магазине, узнаю цену того или иного товара и сам за него рассчитываюсь, поэтому я знаю, что у всего есть своя цена.

Еще интересный момент заключается в том, что в нашей школе для оплаты за товар, мы пользуемся браслетом, так называемым электронным кошельком, это одна из форм денежного обращения, когда ты не можешь потрогать руками свои деньги, но для оплаты за товар или услугу вполне реально.

Ярким примером финансово не грамотным распоряжением денег, является покупка всяких напитков или еды из вендинговых автоматов, эти автоматы стоят в местах массового скопления людей (спорт. комплексах, школах, кинотеатрах и т.д.), в них продаются товары по завышенным ценам, то есть если в магазине бутылка воды стоит 20 рублей, то в этом автомате такая же бутылка стоит 35-40 рублей, поэтому нужно быть внимательным при совершении покупок.

Карманные деньги в жизни каждого ребенка дают базовые навыки обращения с финансами. Например, их можно потратить на свое усмотрение сразу или сохранить, постараться накопить для более крупной покупки. Есть вариант приумножить деньги, вот я, например, однажды занял своему отцу 1000 рублей с условием, что он вернет мне на сто рублей больше. В данном случае я смог не только сохранить, но и приумножить свои накопления.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что роль семьи в обучении финансовой грамотности это база.

Еще есть один аспект, который дает нам финансовые уроки и плотно вошел в наш обиход, это сказки.

1.4. Уроки финансовой грамотности в сказках

Сказки – это, мой самый любимый литературный жанр. Со сказки начинается наше знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Конечно, в ней много вымысла, фантастики. Я задался вопросом: «Может ли сказка сослужить нам добрую службу и научить некоторым базовым основам финансовой грамотности?». После проведенного исследования убедился, что в сказках их немало. Остановлюсь на трёх.

1. Русская народная сказка «Бобовое зернышко»

Разберем всеми известную русскую народную сказку «Бобовое зернышко». Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.
Эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Получается, что данная сказка еще с самого детства приучала нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.

2. Сказка А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»

Наверно каждый человек хоть раз в жизни мечтал о чуде, т.е. ожидание, что вот – вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех, и нам обязательно повезет. Но часто, эта эмоция, нас просто обманывает и не соответствует реальности. Мы хотим увидеть чудо (уж так устроен человек), поэтому ждём его и нередко попадаем в очень неприятные ситуации.

Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки. Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Бедный Буратино не мог догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.

В сказке Л.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.

Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.

3. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - сказал А.С.Пушкин. В «Сказке о попе и работнике его Балде» автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал:

“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”

Работал Балда «за семерых», был хорошим работником: «До светла все у него пляшет». Всем нравилось его трудолюбие: «Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей…» А, когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.

Но Балда смог перехитрить чертей, и задание все же было выполнено. И пришлось попу платить Балде: «С первого щелка прыгнул поп до потолка, со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика».

Пушкин показывает перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.

Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.

Вывод: сказки, рассмотренные в исследовательской работе, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. И способствуют повышению финансовой грамотности младших школьников.

Подводя итоги теоретической части моей работы, хотелось бы отметить, что финансовая грамотность является важным навыком в современном мире. Умение управлять и распоряжаться своими финансами это базовый, необходимый навык в 21 веке. И герои сказок нам в этом помогают.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование. «Карманные деньги и младший школьник»

Я провел анкетирование учащихся младших классов гимназии № 96 г. Железногорска. В нем участвовало 31учащийся. Анкетирование было анонимным. (Приложение 1)

Были предложены следующие вопросы:

  1. Нужны ли детям карманные деньги?
  2. Дают ли тебе карманные деньги?
  3. На что ты обычно тратишь свои деньги?
  4. Какую сумму тебе выделяют на неделю?
  5. Представь, что у тебя есть 10000 рублей, на что ты их потратишь?

2.2. Результаты и анализ исследования

Нужны ли детям карманные деньги?

Да, нужны

Нет, мне и так хорошо

23 (74,2%)

8 (25,8%)

Дают ли тебе карманные деньги?

Да, постоянно

Периодически

Нет

4 (12,9%)

21 (67,74%)

6 (19,36%)

На что ты обычно тратишь свои деньги?

Еда, напитки

Одежда

Развлечения

Накопления

Подарки близким

12 (22,2%)

4 (7,4%)

10 (18,5%)

18 (33,3%)

10 (18,5%)

Какую сумму тебе выделяют на неделю?

100 Р

300 Р

500 Р

1000 Р

Больше 1000Р

18 (66,6%)

1 (3,7%)

4 (14,8%)

2 (7,4%)

2 (7,4%)

Представь, что у тебя есть 10000 рублей, на что ты их потратишь?

Одежда

Вкусняшки

Развлечения

Постараюсь приумножить

Коплю на отпуск

Изучение чего-то нового

10 (14,5%)

15 (21,7%)

12 (17,4%)

14 (20,2%)

12 (17,4%)

6 (8,7%)

Проанализировав полученные в результате анкетирования ответы, можно сделать следующие выводы:

- Мои одноклассники считают карманные деньги неотъемлемой частью своей жизни, а родители регулярно дают своим детям деньги для того, чтобы они смогли потратить их по своему усмотрению. Так же можно смело утверждать, что среди опрошенных большее число тех, кто пытается тратить деньги с умом, старается их как - то приумножать или накапливать для совершения более крупной покупки. Но также не мало тех детей, которые тратят деньги на базовые потребности, например, купить что - то вкусное для себя или потратить на развлечения, что с точки зрения финансов не является грамотным расходом денег.

Большинству опрошенных ребят родители выделяют не большую сумму денег около 100 рублей, но этой суммы вполне достаточно, чтобы начать обучение в мире финансов и стараться расходовать деньги грамотно. Важным моментом в опросе является фантазия на тему, как вы бы потратили 10000 рублей, здесь мнения разделились, большинство хочет накупить вкусняшек, сладостей, лимонадов…

Но есть ребята, которые хотят приумножить полученную сумму, а это важно при формировании навыков обращения с деньгами. Для этого необходимо дать знания, которые позволят удовлетворить эту потребность.

Высокий процент опрошенных, говорят о том, что готовы отказаться от своих базовых потребностей, ради более высокой цели, накопить деньги на отпуск. Они видят в этом смысл по разным аспектам, начиная от пользы свежего воздуха и солнца и заканчивая эмоциями, которые они получают в процессе этого мероприятия.

Самый низкий процент ответа «изучение чего-то нового», это говорит о том, что дети не видят связи в получении знаний и выгоды от них. Возможно, это происходит в силу возраста. Поэтому считаю необходимым восполнять этот пробел формированием логической цепочки знания-выгода.

Заключение

В заключение своей работы хотелось бы сказать, о важности и актуальности темы «Формирование финансовой грамотности младших школьников». Моя гипотеза подтвердилась: сказки могут научить нас основам финансовой грамотности.

Важным моментом хочется выделить получение комплексных знаний по данной теме. То есть, в ходе работы я выявил потребность в получении и применении знаний по финансовой грамотности в младшей школе, так же я проанализировал институт семьи на тему передачи знаний о деньгах. Сделал выводы о роли школы в формировании финансовых навыков. И пришёл к выводу, что если подходить к изучению нашего вопроса комплексно, то есть обучение будет проходить в рамках школьной программы, самостоятельное изучение данной темы через чтение сказок, плюс практические навыки обращения с деньгами, то у школьников сформируются базовые навыки обращения с деньгами и возможностями их приумножения.

Так же, изучив потребность в карманных деньгах младших школьников, я пришёл к выводу, что у моих одноклассников в большинстве формируется правильное отношение к деньгам. Хотя, стоит отметить, что нельзя полностью исключить формирование культа денег. Поэтому дополнительная информация и изучение данного вопроса, только укрепит и даст возможность к развитию навыка финансовой грамотности.

Эта наука меня заинтересовала, я хочу узнать о ней больше.

Список литературы

  1. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей/ Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.
  2. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика".
  3. Бодо Шефер «Пес по имени Мани» (как научить ребенка обращаться с деньгами.) Минск: Поппури, 2019г.
  4. Русская народная сказка «Бобовое зернышко».
  5. А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
  6. А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»
  7. Интернет ресурс: https://nukadeti.r

Приложение №1

Памятка для младшего школьника

Читайте сказки, потому что в них заключена народная мудрость. Делайте правильный выбор. Также помочь вам могут и поговорки, которые касаются финансов. На самом деле они носят глубокий смысл и дают некоторые уроки на будущее, нужно только внимательнее к ним прислушаться, вот некоторые из них:

- «Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо».

Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое, не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи.

- «Копейка рубль бережет».

Эта поговорка как раз о сбережениях, если откладывать небольшими суммами, то через какое-то время ваши накопления превратятся в значительную сумму.

- «Не в деньгах счастье».

Многие думают, что при финансовом достатке обретут счастье. Но многие кто уже заработал крупные деньги, так и не становятся счастливыми.