Взаимодействие с родителями при социализации детей с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: ОВЗ, взаимодействие с родителями, социализация детей, социализация дошкольников


На современном этапе развития российского общества социальная политика нашей страны и соответствующие законодательные и нормативные документы, включая федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, акцентируют внимание на необходимости междисциплинарного взаимодействия специалистов и родителей в рамках образовательно-воспитательного процесса.

Это особенно важно для семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и имеющими особые образовательные потребности. Активное участие родителей в жизнедеятельности детей с ОВЗ, их заинтересованность является наиважнейшей составляющей при оказании помощи и поддержки таким детям со стороны государства. Государство оказывает всестороннюю помощь таким семьям, чтобы родители лучше понимали возможности своих детей, умели грамотно с ними взаимодействовать, имели поддержку и консультативную помощь в лице специалистов. Такая поддержка государства крайне важна, она позволяет родителям повысить свои педагогические компетенции, наладить контакт с ребенком, избавиться от ощущения «что борешься с проблемой один на один».

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ОВЗ, в связи с этим возникла необходимость искать новые способы взаимодействия между образовательными организациями и семьями, в которых воспитываются особенные дети.

Сложности социализации детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с серьезными проблемами со здоровьем, которые могут быть связаны с нарушениями психического, физического развития или с совокупностью этих нарушений. Из-за этих проблем такие дети не могут учиться и развиваться так же, как их нормотипично развивающиеся сверстники. Им может быть трудно общаться, двигаться, справляться с повседневными задачами.

Исследователи рассматривают социализацию как процесс, включающий в себя адаптацию к социальной среде, интеграцию в неё и дифференциацию – способность изменять и преобразовывать социальную реальность. В современном обществе инвалидность часто воспринимается как нечто негативное, как болезнь или отклонение от нормы. Это априори сказывается на социальной позиции ребёнка с ограниченными возможностями. Такой подход может привести к тому, что ребёнок будет чувствовать себя неполноценным по сравнению с другими детьми. Это может усугубить его неравный социальный статус и затруднить процесс социализации.

Дети с ОВЗ сталкиваются с рядом трудностей в различных аспектах своей жизни. Они испытывают сложности в самостоятельном функционировании. Важно, чтобы общество и близкие люди помогали им адаптироваться и чувствовать себя уверенно. У таких детей ограничены возможности для социализации через взаимодействие с типично развивающимися сверстниками. Это затрудняет процесс обучения и усвоения социальных навыков. Уровень мотивации и способность к получению новых знаний у таких детей снижены. Трудности адаптации к окружающей среде могут приводить к эмоциональным проблемам, включая тревогу и страх. Мир может восприниматься ими как опасный или, наоборот, слишком безопасный, что создаёт дополнительные препятствия для развития и интеграции в общество.

Самореализация и социальная адаптация являются ключевыми компонентами процесса социализации личности. Этот процесс следует определённому социально-психологическому сценарию, который зависит от роли субъекта и внешних условий, включая влияние социальной среды.

Исследования показывают, что дети с ОВЗ испытывают трудности в понимании социальных взаимодействий, поскольку не могут использовать те же стратегии коммуникации, что и другие дети.

Значительная проблема детей с ОВЗ – это ограниченный доступ к различным сферам жизни. Это проявляется в ограниченной мобильности, ограниченных социальных контактах, недостатке взаимодействия с природой и культурными ценностями, а также в ограниченном доступе к образовательным ресурсам. Эти ограничения обусловлены не только индивидуальными особенностями развития, но и социально-экономическими факторами, включая архитектурную среду, транспортную доступность и функционирование социальных служб.

Дети с ОВЗ могут обладать высоким потенциалом и способностями, сопоставимыми с их здоровыми сверстниками, но сталкиваются с неравенством возможностей для реализации своих способностей.

Сложности родителей детей с ОВЗ

Чтобы помочь семьям, в которых растут дети с особенностями развития, необходимо глубоко погрузиться в их повседневную жизнь и понять, с какими трудностями они сталкиваются.

Восприятие и отношение к ребёнку с особенностями развития определяется уровнем осведомлённости, культурным багажом, индивидуальными характеристиками родителей и рядом других аспектов. Они могут чувствовать растерянность и тревогу, не всегда зная, как правильно воспитывать и развивать своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда могут самостоятельно справиться с этими трудностями. Особенно сложно приходится семьям, в которых у детей диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС). В таких семьях родители часто испытывают подавленность, тревогу и чувство вины. Они нуждаются в поддержке, чтобы понять своего ребёнка и справиться с его особенностями.

Вовлечение родителей детей с ОВЗ в процесс их социализации

Исследователи выявили, что родители больше всего нуждаются в следующих видах поддержки:

  • помощь в развитии ребёнка;
  • понимание того, как правильно общаться с ребёнком;
  • информация о том, как выявить и предсказать возможные проблемы в развитии ребёнка;

Эти знания помогают разработать эффективные методы работы с такими семьями и оказать им поддержку в трудные моменты.

Совместные образовательные и воспитательные мероприятия способствуют всестороннему развитию детей, а также формируют у родителей навыки оказания необходимой психолого-педагогической поддержки своему ребенку.

Для повышения эффективности воспитательной деятельности организуются специализированные тренинги и курсы для родителей, направленные на улучшение их компетентности в вопросах взаимодействия с детьми. Это способствует укреплению психологической устойчивости как у детей, так и у их родителей.

Особое значение придается повышению профессиональной квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Это необходимо для обеспечения более эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки в процессе их развития.

При работе с родителями детей с ОВЗ важно донести до них следующую информацию. Интеграция детей с ОВЗ в общество – это процесс, направленный на то, чтобы они могли адаптироваться к жизни в социуме и усвоить ценности и нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Одним из ключевых аспектов успешной социализации является подготовка детей к самостоятельной жизни и оказание им поддержки при переходе во взрослую жизнь. Для этого необходимо создать условия в семье и образовательных учреждениях, которые помогут детям адаптироваться к жизни в обществе.

Дети с ОВЗ часто сталкиваются с проблемами в эмоционально-волевой сфере, трудностями в социальном взаимодействии, неуверенностью в себе, снижением самоорганизации и целеустремлённости, а также проблемами с усвоением общепринятых норм поведения. В процессе социализации дети приобретают навыки и качества, необходимые для жизни в современном обществе. Они активно участвуют в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, а также в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации социальных ролей и функций. Основные задачи социализации включают в себя формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, а также развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Для детей с ОВЗ важно сформировать ряд личностных особенностей, которые помогут им стать полноценными членами общества. При соблюдении определённых условий дети с проблемами здоровья могут успешно интегрироваться в общество.

Использование интернет-ресурсов при организации эффективного взаимодействия с родителями

В настоящее время дополнительные возможности предоставляет использование интернет-ресурсов в работе с родителями. Родителям особенного ребенка часто не хватает времени на посещение дополнительных лекций, тренингов, разного рода мероприятий информационного характера. Именно использование интернет-ресурсов может заменить необходимость посещать такие мероприятия на возможность получить необходимую информацию достаточно быстро в удобное для родителей время.

Сайт образовательной организации является удобным инструментом для размещения всей необходимой информации, доступной для родителей в любое время и из любого места. Здесь они могут задавать вопросы, оставлять отзывы и получать ответы. Социальные сети предоставляют платформу для обмена фотографиями, видео и аудиоматериалами, а также для обсуждения важных тем. Чаты позволяют общаться с родителями без личных встреч, давать советы, отвечать на вопросы и т.д. Обучающие видео демонстрируют методы работы с детьми, что помогает родителям лучше понимать своих детей.