Конспект образовательной деятельности для старшей группы (5–6 лет) «Космическое путешествие»

Разделы: Астрономия, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: Обогащение знаний детей о космосе.

Задачи:

  • Формировать элементарные представления детей о космосе и планетах солнечной системы;
  • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земля – единственная планета, пригодная для жизни людей;
  • Познакомить с профессиями инженер-конструктор и чертёжник;
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, логическое мышление, творческое воображение;
  • Воспитывать гордость за героизм наших людей и их достижения в науке;
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие».

Предварительная работа: Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине, беседы о космосе, космических телах, космических кораблях. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и детских энциклопедий о космосе. Просмотри презентации «Космос для детей». Разучивание стихотворений по теме.

Оборудования: Карта «Солнечной системы»; иллюстрации планет, скафандра, профессий (инженер-конструктор, чертёжник); разрезные картинки «скафандр»; фото Ю.А.Гагарина; декоративные камн; конверт с письмом; листы бумаги и простые карандаши, наборы геометрических фигур; видеоролики «Запуск ракеты», «Отдаление от Земли», «Приближение к Луне», «Приближение к Земле»; светодиоидный светильник; аудиозапись «Космическая музыка»; ноутбук.

Возможные достижения ребёнка: Имеет представление о полётах человека в космос, знает первого российского космонавта Ю.А.Гагарина, знает дату первого полёта в космос, знает название полёта, названия профессий, связанных с космическими полётами (космонавт, инженер- конструктор, чертёжник), любит, гордится своей Родиной.

Ход занятия

В: Дети, а откуда у нас новая карта?

Ребёнок: Это я из дома принесла.

В: Никак не могу понять, что это за карта? А вы не знаете?

Д: Это карта солнечной системы.

В: А что же на ней изображено?

Д: Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него.

В: А почему они улетают в открытый космос?

Д: Потому что солнце, как магнит притягивает их.

В: Интересно, а они имеют названия?

Д: Да (рассказывают считалку про планеты)

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
А ещё Уран, Нептун.
И конечно же Плутон,
И наше Солнце - чемпион!

В: Ребята, а вы знаете первого человека, который покорил бескрайние просторы космического океана?

Д: Да, это Юрий Алексеевич Гагарин - русский космонавт. 12 апреля 1961 года он совершил полёт в космос. С тех пор 12 апреля в нашей стране отмечается праздник «День космонавтики». Мы даже стихотворения можем вам рассказать. (дети читают стихотворения)

1 ребёнок:

В космической ракете
С названием «Восток»
Наш космонавт Гагарин
Подняться в небо смог.
Он первым на планете
Путь к звёздам проложил,
И знают даже дети,
Когда и где он жил.

2 ребёнок:

Стать первым было нелегко,
Волненье, спрятав глубоко,
И, улыбнувшись широко,
Поднялся к звёздам высоко.
Героем не стремился стать.
Мечтал о космосе всё знать,
Чтобы потомкам рассказать.
Жизнь он свою прожил на «пять»!
Юрий Гагарин- наш герой!
Живём в эпохе мы иной.
Но каждый год тёплой весной
Мы славим подвиг вековой!

3 ребёнок:

Он первый, кто на Землю
Из космоса глядел,
Когда в своей ракете
Вокруг Земли летел.
И, хоть малы окошки,
Увидеть можно в них
Леса, как на ладошке,
А может нас самих.

В: А вы бы хотели отправиться в космическое путешествие?

Д: Да, хотим!

В: Ну тогда, для начала нам нужно превратиться в космонавтов:

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Сели, встали, покружились,
В космонавтов превратились.

В: Ну вот, теперь мы с вами космонавты, а на чём же мы отправимся в наше путешествие?

Д: На ракете.

В: Хорошо, а она у нас есть?

Д: Нет.

В: Может, мы сами её сделаем? Из чего мы можем соорудить ракету?

Д: Из конструктора, модулей, стульев, кубиков.

В: А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают, изобретают ракеты?

Их называют: Инженер-конструктор (хоровое и индивидуальное повторение названия профессии).

В: Хотите построить свою ракету?

Д: Да! (строительство ракеты из стульчиков)

В: Замечательная ракета у нас получилась! Всё? Теперь мы готовы к полёту?

Д: Да!

В: И мы с вами полетим в шортах, юбочках и футболках!?

Д: Нет.

В: А в чём летают космонавты?

Д: В скафандрах.

В: Покажите, пожалуйста, космический скафандр. Скафандры бывают разные: водолазные, авиационные и космические. Я запуталась.

(дети выбирают картинку, на которой изображён космический скафандр). Тогда, нам надо пойти на склад и получить скафандры (каждому ребёнку выдаётся конверт, с разрезной картинкой скафандра), при получении скафандра, вы должны расписаться в ведомости о получении. Ну вот, вы получили свои скафандры, теперь их нужно подготовить, собрать (дети собирают картинку). Молодцы, я тоже собрала свой и уже начинаю одевать.

Игра-имитация «Одеваем скафандр» с проговариванием

Сначала одеваем ботинки, далее натягиваем штанины комбинезона, потом просовываем руки в его рукава, не забудем застегнуться, надеваем шлем и самым последним надеваем перчатки.

В: Вы еще не передумали лететь в космос?

Д: Нет!

В: Тогда, всех прошу пройти в ракету и занять место. Усаживайтесь поудобнее и не забудьте пристегнуть ремни. Итак, начинаем обратный отсчёт, глубоко вдохните и на выдохе начинаем счёт от 10 до 1.

Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 - Пуск!

На экране выводится видео запуска ракеты, где вино удаление ракеты от Земли, виды из космоса.

Теперь мы далеко от Земли, уже летим в космическом пространстве. Куда же вы хотите отправиться? (воспитатель обращает внимание на иллюстрации планет, которые расклеены по порядку).

Д: На Меркурий.

В: На Меркурии невыносимая жара. Как вы думаете, почему? Вспомните карту солнечной системы.

Д: Нет, на Меркурии можно сгореть. Полетим на Венеру.

В: А Венера окутана толстым слоем ядовитых облаков, там идут ядовитые дожди, дуют сильнейшие ветра, сверкают молнии. Ну что, полетим на Венеру?

Д: Нет, тогда полетим на Марс.

В: А Марс находится от Солнца дальше, чем Земля, там лютая стужа. Как думаете, там безопасно?

Д: Не, мы там можем замёрзнуть. Может тогда летим на Юпитер, Сатур, Уран или Нептун.

В: А эти планеты не имеют твёрдой поверхности. Они состоят из газа и воды. Полетим туда?

Д: Нет, мы сможем утонуть. Полетим на Плутон.

В: А Плутон- маленький, ледяной шар, там сплошной лёд. Полетим?

Д: Нет, давайте лучше полетим на Луну.

В: Хорошая идея! На Луне, уже давно, люди ведут научные исследования. Луна - это не планета, а спутник Земли. Не хотите перед долгим путешествием на луну выйти в открытый космос?

Д: Да, хотим!

В: Хорошо, тогда выходим из ракеты, (дети вместе с воспитателем переходят из «ракеты» в спальную комнату, там звучит космическая музыка, на потолке мерцают огоньки) Посмотрите на звёзды, как их много, какое бескрайнее космическое пространство, хотите поиграть?

Д: Хотим.

(проводится игра «Вращение планет»)

В: Помните, что планеты вращаются вокруг Солнца, а ещё они вращаются вокруг своей оси и у каждой планеты своя орбита, поэтому они никогда не сталкиваются друг с другом. Там что двигаться нужно аккуратно и внимательно. (по окончанию игры) А теперь мы можем отправляться на Луну?

Д: Да!

В: Занимайте свои места, все готовы?

Д: Да!

В: (демонстрируется видеоролик о Луне) Не передумали? На Луне нет притяжения и поэтому, если вы резко оттолкнётесь от поверхности, то можете улететь в открытый космос. А ещё там много кратеров больших размеров. Поэтому нужно быть очень аккуратными. Не боитесь? Выходим?

Д: Да!

(дети вместе с воспитателем проходят в другую часть группы)

В: Посмотрите на эту красивую бесконечность падающих звёзд (воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску с видео)

(проводится гимнастика для глаз «Бесконечность»)

В: А это наверное лунные пещеры, вы хотите их изучить?

Д: Да, хотим.

В: Тогда пролезайте в эти небольшие лабиринты (воспитатель предлагает проползти под столами, тем временем, разбрасывая декоративные камни).Ребята, осторожно, не вылезайте оттуда, нас застиг метеоритный дождь! Всё, опасность позади.

(Дети выползают из-под столов, собирают камни, разглядывают и описывают их, делятся впечатлениями.)

В: Это наверное маленькие метеориты, вы можете взять их с собой, пусть останутся на память.

Смотрите! Я нашла письмо. Интересно, от кого оно? И что в нём? Прочитаем?

Д: Да, прочитаем.

(Воспитатель зачитывает письмо с просьбой о помощи, в восстановлении чертежа и пульта управления.)

Письмо:

В: Хотите помочь космонавтам?

Д: Да.

В: А вы знаете, как называется профессия людей, которые делают чертежи?

Д: Это чертёжники

В: Правильно, молодцы! Вот сейчас и вы побудете чертёжниками. Для этого, возьмите, пожалуйста, листы и карандаши и поудобней устраивайтесь за столами (проводится графический диктант «Ракета»).

В: Ребята, в космическом корабле ещё очень пострадала панель управления. Нужна наша помощь. Помощь?

Д: Да!

В: Нам понадобится лист бумаги, они лежат на столе, возьмите пожалуйста по листочку, также нам понадобятся геометрические фигуры, возьмите по набору и слушайте внимательно:

- В правом верхнем углу находится треугольник;

- В левом нижнем углу находится прямоугольник

- В правом нижнем углу нужно разместить круг;

- В левом верхнем углу располагается квадрат;

- В середине (центре) находится главная кнопка овал.

В: Какие молодцы! Очень грамотно составили свои чертежы. Я думаю, они очень помогут космонавтам, потерпевшим поломку корабля, они восстановят ракету вместе с пультом управления и будут вам очень благодарны. А нам, пора возвращаться домой. (дети, вместе с воспитателем возвращаются в ракету)

В: Внимание, обратный отсчет! Глубоко вдохните и на выдохе начинаем считать.

Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,Пуск!

(в это время демонстрируется видеоролик «приближение к Земле»)

В: Посмотрите, какая красивая наша планет. Это единственная планета, где есть вода, воздух, плодородная земля- всё для жизни человека. Мы должны беречь нашу планету. Вы будущее нашей Земли. Вы готовы беречь её?

Д: Да.

В: Ну вот мы и на месте, молодцы, мы вернулись в детский сад! Теперь, можно снять скафандры. Игра –имитация «Снимаем скафандр» с проговариванием: Снимаем перчатки, Снимаем шлем, снимаем ботинки, расстёгиваем комбинезон, высовываем руки из рукавов, снимаем штанины.

В: Соберите свои картинки скафандры в конверты и сдайте их пожалуйста на склад, не забудьте расписаться в ведомости о сдаче.(дети складывают разрезные картинки в конверты, отдают воспитателю и ставят роспись в имитированной ведомости)

В: Ну вот теперь точно пора возвращаться (воспитатель совместно с детьми проводят физкультминутку – возвращение в детский сад)

Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили играть.
Сели, встали, покружились,
И в детишек превратились.

Рефлексия

В:

  • Ребята, вам понравилось наше путешествие?
  • Что понравилось?
  • Что нового вы узнали?
  • Расскажите, а что вы видели?
  • Есть ли жизнь на других планетах?

(дети отвечают на вопросы, рассказывают, делятся впечатлениями, делают выводы, что Земля, единственная планета, имеющая жизнь)

В: Кто хочет нарисовать на интерактивной доске, что ему больше всего понравилось и запомнилось? (дети по очереди рисуют на интерактивной доске)

В: А теперь, вы можете взять бумагу, краски, карандаши или фломастеры и нарисовать свою картину космоса. Может вы увидели там то, что другие не видели, покажете и расскажете дома своим близким.