Цель: Обогащение знаний детей о космосе.
Задачи:
- Формировать элементарные представления детей о космосе и планетах солнечной системы;
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земля – единственная планета, пригодная для жизни людей;
- Познакомить с профессиями инженер-конструктор и чертёжник;
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке;
- Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, логическое мышление, творческое воображение;
- Воспитывать гордость за героизм наших людей и их достижения в науке;
- Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие».
Предварительная работа: Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине, беседы о космосе, космических телах, космических кораблях. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и детских энциклопедий о космосе. Просмотри презентации «Космос для детей». Разучивание стихотворений по теме.
Оборудования: Карта «Солнечной системы»; иллюстрации планет, скафандра, профессий (инженер-конструктор, чертёжник); разрезные картинки «скафандр»; фото Ю.А.Гагарина; декоративные камн; конверт с письмом; листы бумаги и простые карандаши, наборы геометрических фигур; видеоролики «Запуск ракеты», «Отдаление от Земли», «Приближение к Луне», «Приближение к Земле»; светодиоидный светильник; аудиозапись «Космическая музыка»; ноутбук.
Возможные достижения ребёнка: Имеет представление о полётах человека в космос, знает первого российского космонавта Ю.А.Гагарина, знает дату первого полёта в космос, знает название полёта, названия профессий, связанных с космическими полётами (космонавт, инженер- конструктор, чертёжник), любит, гордится своей Родиной.
Ход занятия
В: Дети, а откуда у нас новая карта?
Ребёнок: Это я из дома принесла.
В: Никак не могу понять, что это за карта? А вы не знаете?
Д: Это карта солнечной системы.
В: А что же на ней изображено?
Д: Солнце и планеты, которые вращаются вокруг него.
В: А почему они улетают в открытый космос?
Д: Потому что солнце, как магнит притягивает их.
В: Интересно, а они имеют названия?
Д: Да (рассказывают считалку про планеты)
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
А ещё Уран, Нептун.
И конечно же Плутон,
И наше Солнце - чемпион!
В: Ребята, а вы знаете первого человека, который покорил бескрайние просторы космического океана?
Д: Да, это Юрий Алексеевич Гагарин - русский космонавт. 12 апреля 1961 года он совершил полёт в космос. С тех пор 12 апреля в нашей стране отмечается праздник «День космонавтики». Мы даже стихотворения можем вам рассказать. (дети читают стихотворения)
1 ребёнок:
В космической ракете
С названием «Восток»
Наш космонавт Гагарин
Подняться в небо смог.
Он первым на планете
Путь к звёздам проложил,
И знают даже дети,
Когда и где он жил.
2 ребёнок:
Стать первым было нелегко,
Волненье, спрятав глубоко,
И, улыбнувшись широко,
Поднялся к звёздам высоко.
Героем не стремился стать.
Мечтал о космосе всё знать,
Чтобы потомкам рассказать.
Жизнь он свою прожил на «пять»!
Юрий Гагарин- наш герой!
Живём в эпохе мы иной.
Но каждый год тёплой весной
Мы славим подвиг вековой!
3 ребёнок:
Он первый, кто на Землю
Из космоса глядел,
Когда в своей ракете
Вокруг Земли летел.
И, хоть малы окошки,
Увидеть можно в них
Леса, как на ладошке,
А может нас самих.
В: А вы бы хотели отправиться в космическое путешествие?
Д: Да, хотим!
В: Ну тогда, для начала нам нужно превратиться в космонавтов:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Сели, встали, покружились,
В космонавтов превратились.
В: Ну вот, теперь мы с вами космонавты, а на чём же мы отправимся в наше путешествие?
Д: На ракете.
В: Хорошо, а она у нас есть?
Д: Нет.
В: Может, мы сами её сделаем? Из чего мы можем соорудить ракету?
Д: Из конструктора, модулей, стульев, кубиков.
В: А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают, изобретают ракеты?
Их называют: Инженер-конструктор (хоровое и индивидуальное повторение названия профессии).
В: Хотите построить свою ракету?
Д: Да! (строительство ракеты из стульчиков)
В: Замечательная ракета у нас получилась! Всё? Теперь мы готовы к полёту?
Д: Да!
В: И мы с вами полетим в шортах, юбочках и футболках!?
Д: Нет.
В: А в чём летают космонавты?
Д: В скафандрах.
В: Покажите, пожалуйста, космический скафандр. Скафандры бывают разные: водолазные, авиационные и космические. Я запуталась.
(дети выбирают картинку, на которой изображён космический скафандр). Тогда, нам надо пойти на склад и получить скафандры (каждому ребёнку выдаётся конверт, с разрезной картинкой скафандра), при получении скафандра, вы должны расписаться в ведомости о получении. Ну вот, вы получили свои скафандры, теперь их нужно подготовить, собрать (дети собирают картинку). Молодцы, я тоже собрала свой и уже начинаю одевать.
Игра-имитация «Одеваем скафандр» с проговариванием
Сначала одеваем ботинки, далее натягиваем штанины комбинезона, потом просовываем руки в его рукава, не забудем застегнуться, надеваем шлем и самым последним надеваем перчатки.
В: Вы еще не передумали лететь в космос?
Д: Нет!
В: Тогда, всех прошу пройти в ракету и занять место. Усаживайтесь поудобнее и не забудьте пристегнуть ремни. Итак, начинаем обратный отсчёт, глубоко вдохните и на выдохе начинаем счёт от 10 до 1.
Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 - Пуск!
На экране выводится видео запуска ракеты, где вино удаление ракеты от Земли, виды из космоса.
Теперь мы далеко от Земли, уже летим в космическом пространстве. Куда же вы хотите отправиться? (воспитатель обращает внимание на иллюстрации планет, которые расклеены по порядку).
Д: На Меркурий.
В: На Меркурии невыносимая жара. Как вы думаете, почему? Вспомните карту солнечной системы.
Д: Нет, на Меркурии можно сгореть. Полетим на Венеру.
В: А Венера окутана толстым слоем ядовитых облаков, там идут ядовитые дожди, дуют сильнейшие ветра, сверкают молнии. Ну что, полетим на Венеру?
Д: Нет, тогда полетим на Марс.
В: А Марс находится от Солнца дальше, чем Земля, там лютая стужа. Как думаете, там безопасно?
Д: Не, мы там можем замёрзнуть. Может тогда летим на Юпитер, Сатур, Уран или Нептун.
В: А эти планеты не имеют твёрдой поверхности. Они состоят из газа и воды. Полетим туда?
Д: Нет, мы сможем утонуть. Полетим на Плутон.
В: А Плутон- маленький, ледяной шар, там сплошной лёд. Полетим?
Д: Нет, давайте лучше полетим на Луну.
В: Хорошая идея! На Луне, уже давно, люди ведут научные исследования. Луна - это не планета, а спутник Земли. Не хотите перед долгим путешествием на луну выйти в открытый космос?
Д: Да, хотим!
В: Хорошо, тогда выходим из ракеты, (дети вместе с воспитателем переходят из «ракеты» в спальную комнату, там звучит космическая музыка, на потолке мерцают огоньки) Посмотрите на звёзды, как их много, какое бескрайнее космическое пространство, хотите поиграть?
Д: Хотим.
(проводится игра «Вращение планет»)
В: Помните, что планеты вращаются вокруг Солнца, а ещё они вращаются вокруг своей оси и у каждой планеты своя орбита, поэтому они никогда не сталкиваются друг с другом. Там что двигаться нужно аккуратно и внимательно. (по окончанию игры) А теперь мы можем отправляться на Луну?
Д: Да!
В: Занимайте свои места, все готовы?
Д: Да!
В: (демонстрируется видеоролик о Луне) Не передумали? На Луне нет притяжения и поэтому, если вы резко оттолкнётесь от поверхности, то можете улететь в открытый космос. А ещё там много кратеров больших размеров. Поэтому нужно быть очень аккуратными. Не боитесь? Выходим?
Д: Да!
(дети вместе с воспитателем проходят в другую часть группы)
В: Посмотрите на эту красивую бесконечность падающих звёзд (воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску с видео)
(проводится гимнастика для глаз «Бесконечность»)
В: А это наверное лунные пещеры, вы хотите их изучить?
Д: Да, хотим.
В: Тогда пролезайте в эти небольшие лабиринты (воспитатель предлагает проползти под столами, тем временем, разбрасывая декоративные камни).Ребята, осторожно, не вылезайте оттуда, нас застиг метеоритный дождь! Всё, опасность позади.
(Дети выползают из-под столов, собирают камни, разглядывают и описывают их, делятся впечатлениями.)
В: Это наверное маленькие метеориты, вы можете взять их с собой, пусть останутся на память.
Смотрите! Я нашла письмо. Интересно, от кого оно? И что в нём? Прочитаем?
Д: Да, прочитаем.
(Воспитатель зачитывает письмо с просьбой о помощи, в восстановлении чертежа и пульта управления.)
Письмо:
В: Хотите помочь космонавтам?
Д: Да.
В: А вы знаете, как называется профессия людей, которые делают чертежи?
Д: Это чертёжники
В: Правильно, молодцы! Вот сейчас и вы побудете чертёжниками. Для этого, возьмите, пожалуйста, листы и карандаши и поудобней устраивайтесь за столами (проводится графический диктант «Ракета»).
В: Ребята, в космическом корабле ещё очень пострадала панель управления. Нужна наша помощь. Помощь?
Д: Да!
В: Нам понадобится лист бумаги, они лежат на столе, возьмите пожалуйста по листочку, также нам понадобятся геометрические фигуры, возьмите по набору и слушайте внимательно:
- В правом верхнем углу находится треугольник;
- В левом нижнем углу находится прямоугольник
- В правом нижнем углу нужно разместить круг;
- В левом верхнем углу располагается квадрат;
- В середине (центре) находится главная кнопка овал.
В: Какие молодцы! Очень грамотно составили свои чертежы. Я думаю, они очень помогут космонавтам, потерпевшим поломку корабля, они восстановят ракету вместе с пультом управления и будут вам очень благодарны. А нам, пора возвращаться домой. (дети, вместе с воспитателем возвращаются в ракету)
В: Внимание, обратный отсчет! Глубоко вдохните и на выдохе начинаем считать.
Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,Пуск!
(в это время демонстрируется видеоролик «приближение к Земле»)
В: Посмотрите, какая красивая наша планет. Это единственная планета, где есть вода, воздух, плодородная земля- всё для жизни человека. Мы должны беречь нашу планету. Вы будущее нашей Земли. Вы готовы беречь её?
Д: Да.
В: Ну вот мы и на месте, молодцы, мы вернулись в детский сад! Теперь, можно снять скафандры. Игра –имитация «Снимаем скафандр» с проговариванием: Снимаем перчатки, Снимаем шлем, снимаем ботинки, расстёгиваем комбинезон, высовываем руки из рукавов, снимаем штанины.
В: Соберите свои картинки скафандры в конверты и сдайте их пожалуйста на склад, не забудьте расписаться в ведомости о сдаче.(дети складывают разрезные картинки в конверты, отдают воспитателю и ставят роспись в имитированной ведомости)
В: Ну вот теперь точно пора возвращаться (воспитатель совместно с детьми проводят физкультминутку – возвращение в детский сад)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили играть.
Сели, встали, покружились,
И в детишек превратились.
Рефлексия
В:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Расскажите, а что вы видели?
- Есть ли жизнь на других планетах?
(дети отвечают на вопросы, рассказывают, делятся впечатлениями, делают выводы, что Земля, единственная планета, имеющая жизнь)
В: Кто хочет нарисовать на интерактивной доске, что ему больше всего понравилось и запомнилось? (дети по очереди рисуют на интерактивной доске)
В: А теперь, вы можете взять бумагу, краски, карандаши или фломастеры и нарисовать свою картину космоса. Может вы увидели там то, что другие не видели, покажете и расскажете дома своим близким.