Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и парк, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом...
Четырехлетий ребёнок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, библиотека, почта, аптека, Дом Культуры, Дом Спорта и тому подобное, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для культурной жизни людей.
Дети очень мало знают о родном городе, об улице, на которой они живут. В основном их знания о городе закачиваются на городском парке и сети магазинов «Пятёрочка». В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны. Мы должны научить детей ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улице). В дальнейшем, ребенку полезно объяснить, в честь кого или чего названы улицы города, познакомить с достопримечательностями города. Задача педагогов и родителей воспитывать в детях любознательность, любовь к родному городу, интерес к его истории.
Цель: Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.
Задачи:
- Сформировать представления детей об улицах родного города (улицы на которых живут дети, улица, где находится детский сад).
- Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города.
- Дать элементарные знания о названии улиц, на которых они живут дети.
- Учить называть улицы города и свой адрес.
- Развивать творческие способности детей при передаче своих впечатлений в продуктивной деятельности.
- Воспитывать любовь к своему городу, уважение к труду взрослых, обустраивающих улицы города.
Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «Улицы нашего города Светогорска»
| Образовательная область | Образовательные задачи |
Речевое развитие |
Участвовать в беседе, рассуждать и высказывать свое мнение по данной теме, отвечать на вопросы воспитателя. |
Познавательное развитие |
Формировать у детей элементарные представления о родном городе, о названии улиц; дать знания об улице, на которой находится детский сад; об объектах, находящихся около детского сада. Закрепить знания детей о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания) |
Социально-коммуникативное развитие |
Развивать представления о правилах поведения в общественном месте, на дороге, о правилах безопасного поведения на улицах города. Объяснить, как важно знать каждому ребёнку свой адрес. |
Художественно-эстетическое развитие |
Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разнообразных изобразительных материалов. |
Физическое развитие |
Формировать физические качества детей, умение координировать свои действия посредством их участия в подвижных, хороводных, пальчиковых играх. |
Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети средней группы, родители.
Вид проекта: Социальный.
По количеству участников: групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Фотографии города и значимых социально-культурных объектов.
- Маршрутные листы.
- Дидактические игры.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Беседа с детьми «Что такое улица?»;
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- Разработка плана по реализации проекта;
- Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
- Подбор иллюстративного материала;
- Подбор дидактических, словесных и подвижных игр по данной теме.
Основной (практический):
- Беседы с детьми: «Правила поведения на улице», «Зачем нужно знать свой адрес», «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах»
- Чтение и обсуждение художественных произведений: С.Михалков «Моя улица», Е.Запесочная «Путешествие по городу», С.Дрожжин «Улицей гуляет», А.Дуйсенбиев «На веселой улице», М.Паншина «Сказка про город, который никто не любил»
- Использование дидактических игр
- Прослушивание музыкальных произведений
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик
- Разучивание подвижных игр
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликации, конструирование «Дома и улица нашего города»
- Рассматривание фотографий города «Дома, здания, улицы»
- Игра «Путешествие по городу».
- Проблемные ситуации «Переходим улицу», «Улица не место для игр», «Встреча с незнакомцем»
- Целевые экскурсии по улицам города. Как называется улица, почему она так называется, отметить здания, интересные места, сфотографировать ребенка на фоне своей улице.
- Создание фотоальбома «Это улица моя»
- Консультации для родителей: «Безопасность ребенка на улице», «Как знакомить детей с улицами города», «Новогодний город», «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания».
- Привлечь родителей к экскурсиям и созданию альбома.
Заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Создание альбома «Вот эта улица, вот этот дом...»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дети знают и называют свой адрес, знают названия улиц города.
- Повышение уровня знаний о своем городе, о его объектах и достопримечательностях.
- Дети знают и выполняют элементарные правила поведения на улице.
- Появление у родителей интереса к образовательному процессу в группе, желания участвовать в жизни группы.
Перспективный план работы над проектом
| Образовательная область | Совместная деятельность взрослого с ребенком |
Познавательное развитие |
«Мой город» |
Речевое развитие |
Чтение и обсуждение художественных произведений: С. Михалков «Моя улица», Е.Запесочная «Путешествие по городу», С.Дрожжин «Улицей гуляет», А.Дуйсенбиев «На веселой улице», М.Паншина «Сказка про город, который никто не любил», А.Пономарев «Соблюдайте правила» |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование «Красивые дома нашего города» |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа «Правила поведения на улице» |
Физическое развитие |
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Веселый пешеход», «Умный водитель», «Сигналы светофора», «Светофор». |