В анналах дошкольной педагогики проблема развития творческого потенциала всегда занимала почетное место. Во все времена общество нуждалось и нуждается в личностях, способных к нестандартному мышлению, ведь именно они являются двигателями прогресса.
Дошкольный возраст – благодатная пора, сенситивный период для развития не только образного мышления, но и, что особенно важно, воображения – психического процесса, лежащего в основе любой творческой деятельности. Упущенные в этот период возможности практически невосполнимы. Именно поэтому развитие творческих способностей – одна из ключевых задач дошкольного воспитания.
Воспитанию у детей стремления к активному участию в преобразовании окружающего мира, развитию способности чувствовать, воспринимать и понимать красоту в жизни и искусстве посвящены многочисленные педагогические исследования таких выдающихся ученых, как Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова и многих других.
Многолетний опыт показывает, что использование нетрадиционных техник рисования оказывает положительное влияние на формирование у дошкольников умения создавать сюжетные рисунки. Эти техники, применяемые в детском саду, помогают малышам, еще не в полной мере владеющим карандашом и кистью, не только познавать окружающий мир, но и выражать свои впечатления о нем на бумаге. То, что дети увидели на прогулке, легко и увлекательно воплощается в рисунке с помощью самых неожиданных материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию у малышей не шаблонного, а художественного, точнее, художественно-образного мышления, которое тесно связано с наблюдательностью, творческими способностями и духовными качествами.
При этом не столь важно, насколько хорошо ребенок владеет техникой рисования. Главная цель – научить его выражать свои мысли и чувства на бумаге, передавать настроение с помощью разнообразных красок. Занятия рисованием пробуждают фантазию, дарят вдохновение, раскрывают чувство прекрасного и способствуют гармоничному развитию личности.
Развивая творческие способности детей в изобразительной деятельности, важно помнить: художественное творчество не знает границ ни в материалах, ни в инструментах, ни в технике.
Наряду с традиционными способами рисования особое место в развитии креативных способностей занимают нетрадиционные техники. Само их применение становится для детей наглядным примером неожиданного использования привычных предметов (крупы, семян, злаков, свечей, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой и рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальцами, ладонями, оттисками), сочетания различных техник (краски и мелки, краски и свеча).
Нетрадиционное рисование не ограничивает проявление творческих способностей детей, не загоняет их в рамки "образца и показа" приемов и последовательности рисования, не навязывает свою точку зрения на окружающий мир, а дает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Исследования А.В.Никитиной, Г.Н.Давыдовой, Р.Г.Казаковой, А.Ильиной убедительно доказывают, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи, формируют воображение, дарят яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям желаемый результат. Одной из причин является несформированность графических навыков. Поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с использованием нетрадиционных методик.
Термин "нетрадиционный" (от латинского "tradition" – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов и способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого "technike" – искусная и "techne" – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых создается художественное произведение. В узком смысле слова понятие техники соответствует прямому, непосредственному результату работы художника специальным материалом и инструментом (техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умению использовать художественные возможности этого материала. В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
Термин "нетрадиционный" можно рассматривать как не являющийся традиционным, связанный с отступлением, отказом от традиций, свежий, новаторский.
Нетрадиционные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность в творческой работе.
Рисование нетрадиционными материалами открывает путь к неожиданным, непредсказуемым вариантам художественного изображения и дарит мощный импульс детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям испытать незабываемые, положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего, художественного творчества. Именно эмоции позволяют судить о том, что радует, интересует, огорчает или волнует ребенка в данный момент, что характеризует его сущность и индивидуальность.
Разнообразие нетрадиционных техник позволяет ребенку отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их в реальные формы с помощью разнообразных материалов.
Нетрадиционные техники рисования – это рисование различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы существуют свои подходящие техники.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать;
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками;
- оттиск поролоном;
- печать по трафарету;
- свеча и акварель;
- набрызг;
- тычкование;
- отпечатки-картинки;
- печать пластилином;
- масляная пастель + акварель;
- отпечатки листьев;
- волшебные ниточки;
- монотипия.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более сложные техники;
- кляксография обычная и с трубочкой;
- рисование зубочисткой;
- монотипия;
- батик;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- пластилинография;
- граттаж;
- фроттаж.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу творчества и способствует развитию координации движений.