На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве с искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научится играть на музыкальном инструменте. Единственными условиями приема являются – желание учится и наличие инструмента (или иной возможности выполнения домашнего задания).
Может возникнуть вопрос: а нужно ли каждого ребенка обучать игре на инструменте? Да, безусловно. Ведь занятия искусством развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.
Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна, однако она активирует умственное развитие ребенка. Занятие музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления детей о природе, истории, быте и традициях разных народов. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов.
Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка. Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями. В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.
Большая часть учащихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способны к усвоению исполнительских навыков в полном объеме. При введении в программу тем общемузыкального развития они могут успешно учится и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.
Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить в том или ином жанре. Мысль эта была высказана Аристотелем, напрямую связывающем музыкальное образование с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству.
Задача учителя музыки, который сознательно пришел в школу, знает свой предмет и понимает его значимость – находить новые формы и методы преподавания этой учебной дисциплины, отстаивать ее место в образовательном процессе. Уроки музыки не только предполагают освоение учащимися определенного объема знаний, но и воспитывают в учениках потребность в творчестве.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. Оно предполагает в качестве непременного условия отказ от стереотипных представлений.
Важно создавать возможности для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных способностей. Все школьники должны испытывать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку.
В поиске новых форм организации учебного процесса мы пришли к интегрированным урокам, в частности, к использованию на уроках элементов театрализации. Практика показывает, что элементы театрализации уместны на уроках литературы, истории, английского языка, МХК, музыки и даже математики. Музыкальные фрагменты в исполнении учащихся и учителей органично вплелись в рисунок уроков литературы на материале таких произведений, как «Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Певцы» И.С.Тургенева, «Обломов» И.А.Гончарова, поэзия Серебряного века. На подобных уроках удается решить сразу несколько задач:
- Приближение музыкального произведения классического репертуара к учащимся
- Закрепление знаний об особенностях различных музыкальных инструментов, певческих голосов, сведений о теории музыки.
- Воздействие на эмоции школьников, создание положительного настроения на произведение, автора, сам предмет музыки.
Большую пользу данная форма урока приносит учащимся, задействованных в постановках: они вступают в непосредственное соприкосновение с исходным литературным и музыкальным материалом, воспринимают его через собственное творчество.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, до тебя никем не было сделано, или хотя бы, что для тебя существовало, сделать по новому, по своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало и воспитывает искусство в человеке, и в этой своей функции оно ни чем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Сложившаяся экономическая ситуация, новые социально-экономические условия выдвигают в качестве необходимой и важной проблему социализации личности: развитие профессионального самосознания, активизации стремлений к самораскрытию и самовоспитанию профессиональных важных и деловых качеств личности, творческой самореализации.
Необходимость творческого развития личности и, в частности, ее составляющей – творческой направленности – обусловлена самой жизненной ситуацией, коренными социально-экономическими изменениями, происходящими в стране.
Возникшие в настоящее время экономические изменения обострили вопросы, связанные с рынком труда и вытекающей из этой ситуации конкурентоспособностью личности. Эти обстоятельства выдвигают новые требования к подготовке молодежи к трудовой деятельности. В связи с этим, освоение профессии, а также переквалификация во всех сферах деятельности сопровождается коренным обновлением предъявляемых профессией требований к человеку. На первое место предъявляются требования к субъективным качествам личности. Актуальным становится переход на творческий режим деятельности, творческий подход к выполняемой работе. Известно, что почти на любом рабочем месте возникает необходимость преодоления трудностей при решении различных задач: организационных, исследовательских, научно-технических, и др., где приходится принимать важные решения в экстремальных ситуациях, искать пути оптимального решения проблем. Это предполагает оперативность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность. Неординарность личности, то есть – творческий подход к делу.
Таким образом, все перечисленное выше дает основание рассматривать готовность к творческой деятельности как один из критериев пригодности к профессии. Предъявляющей повышенные требования к личности в условиях рыночной экономики. Ясно, что без творческой направленности человек не сможет добиться успехов в какой либо сфере деятельности, а также выдержать конкуренцию на рынке труда как вновь появившихся, так и старых профессий.
Задача педагога дополнительного образования – развивать творческий потенциал детей с ранних лет через приобщение их к миру искусства как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулированию его развития.
Список литературы
- Роль педагога дополнительного образования в социализации детей и подростков. – М., 2009.
- Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М., 2007
- Современные подходы в преподавании музыки в школе № 53. – М 2004.