Внеурочное занятие в формате детективного расследования. Конспект и готовые задания

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Тип занятия – систематизация знаний о величинах в 3 классе.

Цель: сформировать систему знаний о величинах и их мерах. Дети закрепят знания различать и определять величины и их меры, выполнять математические действия с величинами, организовывать свое рабочее место, работать в группах; оценивать свои знания.

Оборудование: видеопроектор, презентация, листы с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, линейки, фишки из цветного картона, буквы-награждения для слова ВЕЛИЧИНЫ, конверт с надписью «Рюкзачок знаний» для рефлексии.

Начать расследование дела «Волшебники в школе» можно со слов о том, что в одно городе неизвестные проникли в школу и навели беспорядок. Далее учитель предлагает детям стать на время детективами и расследовать загадочное происшествие. Ученики вместе с педагогом решают на уроке шесть «детективных задач».

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сегодня у нас внеурочное занятие математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.

2. МОТИВИРУЕМ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация

Сл.1 - Ребята, прочитайте высказывание и попробуйте определить, как оно связано с нашим уроком: «Любопытство – вечный компаньон сыщика. Когда сталкиваешься с загадочным фактом, возникает неодолимое желание его разъяснить». (Когда на уроке возникает проблемная ситуация, хочется всё раскрыть, как сыщику.)

Сл.2 - Кто такой сыщик? Чем он занимается? Слова-синонимы этому слову (детектив, следователь)

Молодцы! А вам хотелось бы стать настоящими сыщиками? А какими качествами должен обладать сыщик? (Зоркость, любопытство, внимательность, ум.)

Итак, я предлагаю вам сегодня стать участниками детектива и примерить на себя роль настоящего сыщика. Вам предстоит провести расследование. Нужно собирать информацию, вести опрос, исследовать загадочные происшествия. Предлагаю сегодня решить вам несколько «детективных задач».

3. АКТУАЛИЗИРУЕМ ЗНАНИЯ, ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ И СТАВИМ ЦЕЛИ

Сл.3 - В одну из школ большого города проникли неизвестные волшебники и навели беспорядок в разных местах школы. Пришло время расследовать это загадочное происшествие. В ходе дела нам необходимо всё вернуть на свои места, выполнив детективные задания. Наше дело называется «Волшебники в школе». По ходу дела, выполняя задания и отвечая на вопросы, мы с вами узнаем не только имена волшебников, но и, наверняка, узнаем название мафиозной группировки.

- Юные сыщики! Что поможет нам в нашем расследовании? (Наши знания.)

Сл.4 Правила расследования. Баллы за решение.

  1. Ваш ряд - это ваша команда.
  2. Время выполнения - готовность одной из команд.
  3. На вопросы отвечаем с поднятой рукой. Правильный ответ – фишка.
  4. На работу в группе собираемся за средней партой ряда. На проверку – рассаживаемся по местам.

Сл.5 - Правила работы в группах.

Сл.6 - Детективная задача №1 «Собираем информацию»

- Преступники проникли в школьную библиотеку и перепутали в учебниках математические и другие понятия.

- Нам предстоит собрать важную и нужную нам информацию.

длина объем масса время запах вес вкус тонна слух сутки площадь литр

- Ребята, скажите, какие слова не относятся к математическим понятиям данных обозначений?

Задание. На листах - заданиях таблиц, где перемешаны меры измерения времени, длины, массы и объема, площади. Детям нужно маркерами подвести меры измерения к их названиям (к величинам по 2 названия).

- Пришло время посмотреть, какую информацию вы собрали. (Таблицы вывешиваются. Проверка экспертами от каждой команды.)

Баллы. Буква-награждение команде, получившей большее количество баллов.

Сл.7. - Какие действия нам помогут раскрыть преступления, решая задачи с мерами измерений? (Появляются слова-подсказки, которые написаны на доске: измерять, сравнивать, складывать, вычитать, делить, умножать и быть очень внимательными.)

Сл.8 - Детективная задача №2 «Пропавшие линии»

- Перед каждым расследованием, нужно проверить наши знания, то есть провести опрос. Вопросы каждому ряду (фишки отвечающим).

Сл.9 Проверка знаний. (бегущие задания)

  1. Можно ли утверждать, что длина фигуры — это ее периметр? Почему?
  2. У какой фигуры можно найти всю длину по одной стороне? Почему?
  3. Сколько сторон у ромба? Почему он не квадрат?

- Преступники на школьном дворе разрушили ограждения клумбы и стадиона. И теперь дети не смогут устроить соревнования по бегу. Юные сыщики, помогите восстановить границы школьных объектов!

Сл.10. Задание.

  1. Достроить клумбу до прямоугольника, узнать ее длину.
  2. Длина стадиона 400м. Узнать, в виде какой фигурой был стадион. Найти длину одной его стороны.

Проверка. – С каким математическим измерением работали? (Длина). И это имя первого преступника. (вывешиваю на доску название).

- Проверим, удалось ли вам раскрыть его преступление.

Сл.11.

  1. Фигура прямоугольник. Длина или периметр – 14м.
  2. Стадион в форме квадрата. 100м – длина стороны.

Проверка. Баллы. Буква.

- Какой мерой воспользовались? (метр.)

- Какие действия мы производили? (Измеряли, складывали, умножали, делили.)

Сл.12 - Детективная задача №3 «Розы на клумбе»

Сл. 13 - Вы раскрыли преступление и узнали длину клумбы. Но, злодеи выкопали на клумбе самые прекрасные кусты роз. И их нужно посадить заново. С каким преступником мы имеем дело, догадаемся, если ответим на вопросы.

Сл.14. Проверка знаний. (бегущие задания)

  1. Что такое площадь фигуры?
  2. В каких единицах ее можно измерить?
  3. Можно ли утверждать, что периметр и площадь это одно и тоже?

Сл.15. Задание. На нашей клумбе были посажены кусты роз- на 1м2 по 2 розы. Сколько роз было на клумбе?

Проверка. – Как зовут математического преступника, разрушившего клумбу? (Площадь) (имя на доску)

- Какой мерой воспользовались? (метр.)

-Какие действия мы производили? (Измеряли, умножали, делили.)

Сл.16 Проверка.

  1. 3х4=12(м2) площадь клумбы
  2. 12х2=24 (розы)

- Что скажут эксперты?

Проверка. Баллы. Буква.

Сл.17 4. Детективная задача №4 «ТОЧНОЕ ВЗВЕШИВАНИЕ»

Сл. 18 В школьной столовой все было готово к приготовлению завтрака и обеда. Всё разложено по пакетам, взвешено и подписано. Непрошеные гости успели все перепутать и стерли надписи с пакетов и продуктов.

- С помощью чего можно взвешивать продукты?

- Подберите синоним к слову вес? (масса). Это и есть имя нового волшебника.

Вспомним меры массы.

Сл.19. Проверка знаний. (бегущие задания)

Устный счет «Масса» (на каждую команду по 2 вопроса)

Сл.20. Задание «Командам найти массу пакетов и продуктов»

Юные сыщики! Решая эти детективные задачи, обращайте внимание не на общую картину, а на детали.

Сл.21. Проверка. Баллы. - Какие операции мы производили, раскрывая преступление? (Измеряли, складывали, сравнивали, вычитали)

Сл. 22. Детективная задача №5 «Молоко на полдник»

Сл.23. Проверка знаний. (бегущие задания)

  1. Что такое емкость?
  2. Что мы называем вместимостью?
  3. Что такое объем?

Это имя нового волшебника.

  • Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом.
  • Ёмкость — внутренний объём сосуда,
  • Вместимость - это объем жидкости, которая заполняет данный сосуд.

Сл.24 На полдник детям выдают на каждый класс по 5 л молока. Но таинственные незнакомцы, которые пробрались в замок, разбили все пятилитровые банки, в которые наливали молоко. Помогите разлить молоко по банкам для каждого класса.

Задание. Подумать, как можно 5 литров молока разлить по банкам. Записать все варианты решения задачи. Можно использовать 1 л, 2 л, 3 л, банки.

Сл.25. Проверка. Баллы.