
Творческо-терапевтическое занятие «Волшебный котёнок»
Разделы: Школьная психологическая служба, Мастер-класс
Цель: Стабилизация эмоционального фона через проективную методику и творчество.
Задачи:
- Создать условия для эмоционального самовыражения через выбор цвета фетра, визуализацию образа котёнка и присвоение ему «суперсилы».
- Способствовать стабилизации эмоционального фона с помощью проективной методики, переноса переживаний на арт-объект и рефлексивного диалога.
- Развивать навыки саморегуляции через творческий процесс (шитьё, наполнение, декор), который активизирует концентрацию и снижает тревожность.
- Стимулировать осознание внутренних ресурсов путем ассоциативной связи с созданным котёнком (его именем, особенностями, ролью «помощника»).
- Укрепить мелкую моторику и творческие навыки через работу с материалами (вырезание, сшивание, декорирование).
- Формировать позитивное отношение к эмоциям через финальную презентацию работ и идею «талисмана», напоминающего о личных ресурсах.
Целевая аудитория: Дети и взрослые (от 10 лет), группа до 10 человек.
Время: 1 час.
Материалы:
- Фетр разных цветов.
- Готовые шаблоны деталей котёнка.
- Нитки, иглы, ножницы, наполнитель (синтепух).
- Декоративные элементы (бусины, пуговицы, ленты).
- Карандаши, бумага для заметок.
- Музыка для релаксации (фоном).
Структура занятия
Введение (15 минут)
- Приветствие и знакомство (5 мин).
- Проективная разминка "Цвет настроения" (5 мин).
- Участники представляются и кратко рассказывают о своем текущем настроении (1-2 слова).
- Объяснение цели занятия: создание котёнка как символа эмоций и ресурса для саморегуляции.
- Участники выбирают цвет фетра, ассоциирующийся с их эмоциональным состоянием.
- Обсуждение: "Почему вы выбрали этот цвет? Какие чувства он вызывает?"
- Медитация-визуализация (5 мин).
- Под спокойную музыку ведущий предлагает представить "волшебного котёнка", который станет помощником в управлении эмоциями.
- Вопросы для направления: "Какой он? Где живет? Что любит делать?"
Основная практическая часть: Создание котёнка (35 минут)
Этап 1: Выкройка и вырезание (10 мин)
- Раздача шаблонов. Участники обводят их на фетре и вырезают детали.
Этап 2: Сшивание и наполнение (15 мин)
- Пошаговая демонстрация: сшивание деталей (начиная с тела), наполнение синтепухом.
- Методический акцент: "Наполняя котёнка, представляйте, как он впитывает ваши позитивные эмоции".
Этап 3: Декорирование (10 мин)
- Пришивание глаз, украшение лентами/бусинами.
- Вопрос для рефлексии:"Какая деталь самая важная для вашего котёнка? Почему?"
Завершение (10 минут)
Презентация котят (5 мин)
- Каждый участник показывает котёнка, рассказывает его имя, "суперсилу" и связь со своими эмоциями.
Рефлексия группы (5 мин)
- Вопросы: "Что было самым интересным? Какие эмоции испытываете сейчас? Соответствует сейчас цвет вашего настроения?"
- Совместное фото с котятками.
Прощальный ритуал.
- Участники забирают котёнка как талисман. Рекомендация: обращаться к нему в моменты стресса.
Методические рекомендации
- Адаптация: Для детей упростить шаблоны (использовать безопасные иглы).
- Поддержка: Акцентировать, что нет "неправильных" решений — котёнок уникален, как и их эмоции.
- Дополнение: После занятия можно предложить вести дневник эмоций с записями от имени котёнка.
Результат: Участники получают арт-объект, который служит проекцией их внутреннего состояния и инструментом эмоциональной саморегуляции.