Творческо-терапевтическое занятие «Волшебный котёнок»

Разделы: Школьная психологическая служба, Мастер-класс


Цель: Стабилизация эмоционального фона через проективную методику и творчество.

Задачи:

  • Создать условия для эмоционального самовыражения через выбор цвета фетра, визуализацию образа котёнка и присвоение ему «суперсилы».
  • Способствовать стабилизации эмоционального фона с помощью проективной методики, переноса переживаний на арт-объект и рефлексивного диалога.
  • Развивать навыки саморегуляции через творческий процесс (шитьё, наполнение, декор), который активизирует концентрацию и снижает тревожность.
  • Стимулировать осознание внутренних ресурсов путем ассоциативной связи с созданным котёнком (его именем, особенностями, ролью «помощника»).
  • Укрепить мелкую моторику и творческие навыки через работу с материалами (вырезание, сшивание, декорирование).
  • Формировать позитивное отношение к эмоциям через финальную презентацию работ и идею «талисмана», напоминающего о личных ресурсах.

Целевая аудитория: Дети и взрослые (от 10 лет), группа до 10 человек.

Время: 1 час.

Материалы:

  • Фетр разных цветов.
  • Готовые шаблоны деталей котёнка.
  • Нитки, иглы, ножницы, наполнитель (синтепух).
  • Декоративные элементы (бусины, пуговицы, ленты).
  • Карандаши, бумага для заметок.
  • Музыка для релаксации (фоном).

Структура занятия

Презентация

Введение (15 минут)

- Приветствие и знакомство (5 мин).

- Проективная разминка "Цвет настроения" (5 мин).

- Участники представляются и кратко рассказывают о своем текущем настроении (1-2 слова).

- Объяснение цели занятия: создание котёнка как символа эмоций и ресурса для саморегуляции.

- Участники выбирают цвет фетра, ассоциирующийся с их эмоциональным состоянием.

- Обсуждение: "Почему вы выбрали этот цвет? Какие чувства он вызывает?"

- Медитация-визуализация (5 мин).

- Под спокойную музыку ведущий предлагает представить "волшебного котёнка", который станет помощником в управлении эмоциями.

- Вопросы для направления: "Какой он? Где живет? Что любит делать?"

Основная практическая часть: Создание котёнка (35 минут)

Этап 1: Выкройка и вырезание (10 мин)

- Раздача шаблонов. Участники обводят их на фетре и вырезают детали.

Этап 2: Сшивание и наполнение (15 мин)

- Пошаговая демонстрация: сшивание деталей (начиная с тела), наполнение синтепухом.

- Методический акцент: "Наполняя котёнка, представляйте, как он впитывает ваши позитивные эмоции".

Этап 3: Декорирование (10 мин)

- Пришивание глаз, украшение лентами/бусинами.

- Вопрос для рефлексии:"Какая деталь самая важная для вашего котёнка? Почему?"

Завершение (10 минут)

Презентация котят (5 мин)

- Каждый участник показывает котёнка, рассказывает его имя, "суперсилу" и связь со своими эмоциями.

Рефлексия группы (5 мин)

- Вопросы: "Что было самым интересным? Какие эмоции испытываете сейчас? Соответствует сейчас цвет вашего настроения?"

- Совместное фото с котятками.

Прощальный ритуал.

- Участники забирают котёнка как талисман. Рекомендация: обращаться к нему в моменты стресса.

Методические рекомендации

- Адаптация: Для детей упростить шаблоны (использовать безопасные иглы).

- Поддержка: Акцентировать, что нет "неправильных" решений — котёнок уникален, как и их эмоции.

- Дополнение: После занятия можно предложить вести дневник эмоций с записями от имени котёнка.

Результат: Участники получают арт-объект, который служит проекцией их внутреннего состояния и инструментом эмоциональной саморегуляции.