Математика: 6 класс.
Цель проекта: развитие исследовательских умений.
Задачи: научиться работать в группе, учиться обмениваться полученной информацией и уметь приобретать знания самостоятельно.
Гипотеза: вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Продукт проекта: проект-урок по теме «Положительные и отрицательные числа» 6 класс и «Памятка для учеников и их родителей».
Актуальность: проектная работа на уроках актуальна.
Сегодня метод проектов все больше развивается и приобретает все большую популярность за счет сочетания теоретических знаний и практического применения для решения конкретных проблем. Метод проекта позволяет сказать: «Я знаю для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить!» Во время проекта прослеживается цепочка ученик–учитель: взаимопонимание-сотрудничество-взаимодействие, которое создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.
Предлагаем на ваше усмотрение наш урок.
Краткая аннотация проекта
Проект «Положительные и отрицательные числа», рассчитан на учащихся 6 класса, рассчитан на 3 недели, призван систематизировать и обобщить знания по теме «Положительные и отрицательные числа».
Проект направлен на: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
Участвуя в проекте, ученики проследят путь развития учения о положительных и отрицательных числах, узнают о применении отрицательных чисел в повседневной жизни; научатся решать задачи по теме "Положительные и отрицательные числа", освоят некоторые веб.сервисы
Итоговым продуктом проекта является памятка правил по теме «Положительные и отрицательные числа»
Цели: формирование устойчивого навыка действий с «+» и «-», создать условия для формирования умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о действиях с числами, способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры.
Задачи: формирование навыка действий с положительными и отрицательными числами. Развитие умения использовать способы действий в разных ситуациях.
Научить учащихся: Сотрудничать, приобретать знания самостоятельно, систематизировать полученную информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач, работать в группах, выполняя разные социальные роли, делать выводы и заключения, получить эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Перечислите планируемые результаты, достижение которых учащимися будет оцениваться после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты. Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- информационно-коммуникационные компетенции; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.
Метапредметные:
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Предметные:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах;
- овладение символьным языком математики.
Планируемые результаты обучения:
- Перечислите планируемые результаты, достижение которых учащимися будет оцениваться после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты.
- Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; информационно-коммуникационные компетенции;
- социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.
Метапредметные:
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Ход работы
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. У каждого на парте должны находиться ручка, тетрадь, листок, дневник.
Слайд 1
И вначале урока мы поделимся друг с другом хорошим настроением. Возьмите кружочки, которые у вас лежат на столе и нарисуйте на них улыбки. Передайте улыбку соседу рядом.
И пусть эта улыбка не покидает нас в течение всей нашей работы!
Слайд 2
- Вы любите математику?
- Умеете решать задачи?
- Осваиваете образовательные ресурсы в сети?
- Хотите использовать компьютер с пользой, а не для игр???...
Тогда вы обязательно должны были принять участие в нашем проекте.
Надеюсь на успешное сотрудничество!
Слайд 3
Сегодня нам предстоит защита проекта «Положительные и отрицательные числа», который состоит из 4-х мини-проектов. Каждый из которых, разрабатывала одна из команд.
Слайд 4
Во время работы с проектом нам пришлось пройти следующие этапы:
- Формулировка цели проекта
- Постановка конкретных задач
- Создание команд
- Распределение заданий для каждой команды
- Выбор источника информации
- Определение способа предоставления результата творческой работы
- Защита мини проектов с созданием готового продукта проекта
- Оценивание результатов проделанной работы
Итак, мы закончили 6 этапов. Переходим на 7 и 8.
На столах каждой команды лежат оценочные листы. В конце выступления каждой из команд, вы должны будете оценить работу команды по критериям, которые указаны в этих листах.
На защиту каждого проекта отводится 5 мин, в течение которых, каждая команда защитит свой проект. Команды так же подготовили задания для других команд.
Слово предоставляется руководителю ученического звена:
Ученик: Добрый день! Всю работу мы разделили на 4 команды, и дали им название, согласно той цели и задаче, которая стояла перед ними.
Команды получили названия: «ИСТОРИКИ», «ТЕОРЕТИКИ», «СЛЕДОПЫТЫ» и «ПРАКТИКИ».
Пред тем, как дать слово первой команде, напоминаю, не забывайте оценивать их выступление.
Руководителю ученического звена: Итак, первым предоставляется слово «ИСТОРИКАМ»: они подготовили доклад, после прослушивания которого нужно ответить на вопросы их викторины.
Как сказал один из философов: «История пишется для установления строгой истины». А она нам в данный момент очень нужна!
Презентация 1
Мини-доклад.
Ученик: История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Числа казались непонятными и ими не пользовались, т.к не видели в этом никакого смысла. Впервые отрицательные числа появились в Китае во II веке до н.э. Знаков «+» и «-» тогда не было. Положительные числа записывали красным цветом, отрицательные – черным.
В VII в начали использовать отрицательные числа в Индии. Положительные числа толковались как имущество, а отрицательные как долг.
Индийские математики составили свои правила действий для этих чисел.
В XII в отрицательные числа появились в Европе и снова как долг.
В XV веке появились термины «положительный» и «отрицательный». Знаки «+» и «–» ввел математик Ян Видман.
В XVII в. французский математик Рене Декарт ввел координатную прямую.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XVIII.
Викторина (7 баллов)
Перед вами викторина. Задания на доске и в распечатанном виде и у вас на столах. В течение 3-4 мин постарайтесь ответить на 5 вопросов данной викторины.
Оцените работу команды, а «ИСТОРИКИ» проверяют правильность ответов на викторину.
- Правильный ответ - 1 балл
- Неправильный ответ - 0 баллов
Руководителю ученического звена: Слово предоставляется команде «ТЕОРЕТИКИ».
Презентация 2
Ученик: Я, представитель команды «ТЕОРЕТИКИ».
Числа отрицательные новые для нас.
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу прибавилась всем на мороки
Учат, учат правила дети все уроки.
Цель работы - обобщить весь учебный материал и решить при этом главную задачу-найти метод изложения правил в форме, которая легко запоминается. Это схемы, наглядный материал, алгоритмы, стихотворная форма.
Мы разбили нашу работу на 4 части: составили фишбон, схемы, памятку правил и правила в стихах.
Приступим к рассмотрению 1 части нашей работы:
- Фишбоун
- Схемы
- Поэтическая минутка (правила в стихах)
Пляшут числа на стене
Очень интересно мне
Минус-плюс, плюс-минус плюс
Хороши ль они на вкус?
Нет, я есть их не хочу
Я их лучше изучу
(пролистывает свою презентацию)
Ученик: Выучи стихотворение - веселей пойдет ученье!
(ученик показывает презентацию памятки правил)
Вывод: В течение всей жизни каждый из нас постоянно пользуется набором всевозможных правил, которые экономят время нам и силы. Мы желаем вам, чтобы наши памятки оказали нам вам помощь. И не только ученикам, но нашим родителям.
Руководитель ученического звена: Оцените выступление команды.
Салман: (физкультминутка) А сейчас мы немного отдохнем! А заодно повторим местоположение чисел на координатной прямой. Представьте, что каждый из вас, является точкой отсчета. Если я называю положительное число - поднимите правую руку, если отрицательное число - левую руку.Ноль - руки вместе.
Например:
- 4 - правая рука
- 10 - левая рука
- 0 - вместе и т.д.
Молодцы! Местоположение чисел на координатной прямой вы знаете.
Руководителю ученического звена: Следопыты - это люди, которые собирают информацию о чем то.
Слово предоставляется команде «СЛЕДОПЫТЫ»
Презентация 3
Ученик: Немецкий философ сказал: - «Твой ум без числа ничего не представляет». Это говорит о том, что числа имеют большое значение в нашей жизни. Поэтому эта тема очень актуальна и сегодня.
Наша цель: изучить и исследовать применение отрицательных чисел на страницах школьных учебников.
Задачи нашего мини-проекта: Изучить литературу по данному вопросу. Понять суть отрицательных чисел. Исследовать применение отрицательных чисел в физике, биологии. Сделать сообщение учащимся класса.
Чтобы не потерять где и на каких страницах учебника, кроме математики, мы встречались с этими числами, мы составили кластер. Он перед вами.
География: Сейчас мы изучаем и можем сказать глубина - это знак «-», высота знак «+».
В 7 классе на уроках физики увидим замерзание «минус», кипение - «плюс»
Алгебра 7 класс: Координатная плоскость.
В 8 классе химия: Катион – это положительно заряженный ион, анион – отрицательно заряженный ион.
В старших классах на уроках экономики мы изучим подробно, что «долг» - отрицательная величина, а «прибыль» - положительная.
На уроках литературы можно встретить эти знаки, когда характеризуем положительные и отрицательные черты героя.
Но перед нами стояла еще одна задача подготовить вопрос для проверки.
Мы знаем, что в математике свой язык – это язык символов и формул. Напишите в математической символике данный текст, если под «+» понимать друг, а под «–» враг. Задание оценивается в 2 балла.
- «Друг моего друга – мой друг» (интерпретируем, как «+» × «+» = «+»)
- «Враг моего врага – мой друг» (интерпретируем, как «-»× «-» = «+»)
- «Друг моего врага – мой враг» (интерпретируем, как «+»× «-» = «-»)
- «Враг моего друга - мой враг» (интерпретируем, как «-»× «+» = «-»)
Кто готов может пойти к доске и написать
Руководителю ученического звена: Оцените выступление команды. Теперь слово предоставляется команде «ПРАКТИКИ».
Презентация 4
Ученик: Хочется начать свое выступление со слов ученого кораблестроителя А.Н.Крылова: «Без теории нет практики, а без практики нет знаний!». А один из философов сказал: «Знание – это сила, чем больше ты имеешь знаний, тем меньше времени потребуется для достижения цели» Поэтому мы и создавали рабочую тетрадь, которая поможет оценить ваши знания.
Рабочая тетрадь «Положительные и отрицательные числа» состоит из трех частей.
В данную тетрадь вошли задания тренировочного характера по темам: применение отрицательных чисел, координатная прямая и координатная плоскость, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел, решение уравнений, включены задания, содержащие тесты из ОГЭ. Мы вам предлагаем одно из заданий в игровой форме, так как считаем, что от игры к знаниям - один шаг.
Задание «ЦЕПОЧКА» (см. приложение). Листы с заданием лежат на столе и на экране. Двигаясь по стрелкам, выполните действия. В результате ответ получается таким, как первое число.
Руководителю ученического звена делает вывод: Это пособие поможет в первую очередь тем, у которых возникают трудности при выполнении домашних заданий и подготовке к проверочным работам. Памятки наших проектных работ будут полезны учителям и родителям. Пособие ориентировано на учащихся 6 класса, но изложенный материал можно использовать в старших классах при повторении и подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашей работы, подведите итоги в своих оценочных листах.
Мне понравился урок тем, в результате работы над проектом у нас получился готовый продукт. Но подумайте, все ли грамотно оформили свою работу? На мой взгляд, правильнее всего была выполнена презентация команды «Следопытов», хотя и другие команды немало вложили труда в свои проекты. Подход у каждой команды к заданиям был разным и методы подачи материала тоже.
Домашнее задание вам подготовила команда «Следопытов».
Задание лежит у вас на столах. Вы должны дома провести опыт по физике и найти ему объяснение.
Мы с вами начали урок с улыбки, если ваше настроение изменилось, и урок вам не доставил положительных эмоций, то улыбку на смайлике измените, если же настроение осталось прежним, то улыбка пусть останется. Сдайте свои смайлики.
На дом возьмите анкеты и дома их пожалуйста заполните.
Спасибо за урок!
Заключение
Урок математики можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Несмотря на то, что дифференцированная оценка знаний ученика остается, недифференцированное оценивание со стороны учителя остается (одобрение, удивление, восхищение).