Проект-урок по теме «Положительные и отрицательные числа»

Разделы: Математика

Класс: 6


Математика: 6 класс.

Цель проекта: развитие исследовательских умений.

Задачи: научиться работать в группе, учиться обмениваться полученной информацией и уметь приобретать знания самостоятельно.

Гипотеза: вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Продукт проекта: проект-урок по теме «Положительные и отрицательные числа» 6 класс и «Памятка для учеников и их родителей».

Актуальность: проектная работа на уроках актуальна.

Сегодня метод проектов все больше развивается и приобретает все большую популярность за счет сочетания теоретических знаний и практического применения для решения конкретных проблем. Метод проекта позволяет сказать: «Я знаю для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить!» Во время проекта прослеживается цепочка ученик–учитель: взаимопонимание-сотрудничество-взаимодействие, которое создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Предлагаем на ваше усмотрение наш урок.

Краткая аннотация проекта

Проект «Положительные и отрицательные числа», рассчитан на учащихся 6 класса, рассчитан на 3 недели, призван систематизировать и обобщить знания по теме «Положительные и отрицательные числа».

Проект направлен на: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.

Участвуя в проекте, ученики проследят путь развития учения о положительных и отрицательных числах, узнают о применении отрицательных чисел в повседневной жизни; научатся решать задачи по теме "Положительные и отрицательные числа", освоят некоторые веб.сервисы

Итоговым продуктом проекта является памятка правил по теме «Положительные и отрицательные числа»

Цели: формирование устойчивого навыка действий с «+» и «-», создать условия для формирования умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о действиях с числами, способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры.

Задачи: формирование навыка действий с положительными и отрицательными числами. Развитие умения использовать способы действий в разных ситуациях.

Научить учащихся: Сотрудничать, приобретать знания самостоятельно, систематизировать полученную информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач, работать в группах, выполняя разные социальные роли, делать выводы и заключения, получить эффективный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты обучения

Перечислите планируемые результаты, достижение которых учащимися будет оцениваться после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты. Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • информационно-коммуникационные компетенции; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.

Метапредметные:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметные:

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах;
  • овладение символьным языком математики.

Планируемые результаты обучения:

  • Перечислите планируемые результаты, достижение которых учащимися будет оцениваться после завершения проекта, в терминах личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты.
  • Начните заполнение этого раздела с фразы «После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения":

Личностные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; информационно-коммуникационные компетенции;
  • социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.

Метапредметные:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ход работы

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. У каждого на парте должны находиться ручка, тетрадь, листок, дневник.

Слайд 1

И вначале урока мы поделимся друг с другом хорошим настроением. Возьмите кружочки, которые у вас лежат на столе и нарисуйте на них улыбки. Передайте улыбку соседу рядом.

И пусть эта улыбка не покидает нас в течение всей нашей работы!

Слайд 2

- Вы любите математику?

- Умеете решать задачи?

- Осваиваете образовательные ресурсы в сети?

- Хотите использовать компьютер с пользой, а не для игр???...

Тогда вы обязательно должны были принять участие в нашем проекте.

Надеюсь на успешное сотрудничество!

Слайд 3

Сегодня нам предстоит защита проекта «Положительные и отрицательные числа», который состоит из 4-х мини-проектов. Каждый из которых, разрабатывала одна из команд.

Слайд 4

Во время работы с проектом нам пришлось пройти следующие этапы:

  1. Формулировка цели проекта
  2. Постановка конкретных задач
  3. Создание команд
  4. Распределение заданий для каждой команды
  5. Выбор источника информации
  6. Определение способа предоставления результата творческой работы
  7. Защита мини проектов с созданием готового продукта проекта
  8. Оценивание результатов проделанной работы

Итак, мы закончили 6 этапов. Переходим на 7 и 8.

На столах каждой команды лежат оценочные листы. В конце выступления каждой из команд, вы должны будете оценить работу команды по критериям, которые указаны в этих листах.

На защиту каждого проекта отводится 5 мин, в течение которых, каждая команда защитит свой проект. Команды так же подготовили задания для других команд.

Слово предоставляется руководителю ученического звена:

Ученик: Добрый день! Всю работу мы разделили на 4 команды, и дали им название, согласно той цели и задаче, которая стояла перед ними.

Команды получили названия: «ИСТОРИКИ», «ТЕОРЕТИКИ», «СЛЕДОПЫТЫ» и «ПРАКТИКИ».

Пред тем, как дать слово первой команде, напоминаю, не забывайте оценивать их выступление.

Руководителю ученического звена: Итак, первым предоставляется слово «ИСТОРИКАМ»: они подготовили доклад, после прослушивания которого нужно ответить на вопросы их викторины.

Как сказал один из философов: «История пишется для установления строгой истины». А она нам в данный момент очень нужна!

Презентация 1

Мини-доклад.

Ученик: История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Числа казались непонятными и ими не пользовались, т.к не видели в этом никакого смысла. Впервые отрицательные числа появились в Китае во II веке до н.э. Знаков «+» и «-» тогда не было. Положительные числа записывали красным цветом, отрицательные – черным.

В VII в начали использовать отрицательные числа в Индии. Положительные числа толковались как имущество, а отрицательные как долг.

Индийские математики составили свои правила действий для этих чисел.

В XII в отрицательные числа появились в Европе и снова как долг.

В XV веке появились термины «положительный» и «отрицательный». Знаки «+» и «–» ввел математик Ян Видман.

В XVII в. французский математик Рене Декарт ввел координатную прямую.

Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XVIII.

Викторина (7 баллов)

Перед вами викторина. Задания на доске и в распечатанном виде и у вас на столах. В течение 3-4 мин постарайтесь ответить на 5 вопросов данной викторины.

Оцените работу команды, а «ИСТОРИКИ» проверяют правильность ответов на викторину.

  • Правильный ответ - 1 балл
  • Неправильный ответ - 0 баллов

Руководителю ученического звена: Слово предоставляется команде «ТЕОРЕТИКИ».

Презентация 2

Ученик: Я, представитель команды «ТЕОРЕТИКИ».

Числа отрицательные новые для нас.
Лишь совсем недавно изучил наш класс
Сразу прибавилась всем на мороки
Учат, учат правила дети все уроки.

Цель работы - обобщить весь учебный материал и решить при этом главную задачу-найти метод изложения правил в форме, которая легко запоминается. Это схемы, наглядный материал, алгоритмы, стихотворная форма.

Мы разбили нашу работу на 4 части: составили фишбон, схемы, памятку правил и правила в стихах.

Приступим к рассмотрению 1 части нашей работы:

  • Фишбоун
  • Схемы
  • Поэтическая минутка (правила в стихах)

Пляшут числа на стене
Очень интересно мне
Минус-плюс, плюс-минус плюс
Хороши ль они на вкус?
Нет, я есть их не хочу
Я их лучше изучу

(пролистывает свою презентацию)

Ученик: Выучи стихотворение - веселей пойдет ученье!

(ученик показывает презентацию памятки правил)

Вывод: В течение всей жизни каждый из нас постоянно пользуется набором всевозможных правил, которые экономят время нам и силы. Мы желаем вам, чтобы наши памятки оказали нам вам помощь. И не только ученикам, но нашим родителям.

Руководитель ученического звена: Оцените выступление команды.

Салман: (физкультминутка) А сейчас мы немного отдохнем! А заодно повторим местоположение чисел на координатной прямой. Представьте, что каждый из вас, является точкой отсчета. Если я называю положительное число - поднимите правую руку, если отрицательное число - левую руку.Ноль - руки вместе.

Например:

  • 4 - правая рука
  • 10 - левая рука
  • 0 - вместе и т.д.

Молодцы! Местоположение чисел на координатной прямой вы знаете.

Руководителю ученического звена: Следопыты - это люди, которые собирают информацию о чем то.

Слово предоставляется команде «СЛЕДОПЫТЫ»

Презентация 3

Ученик: Немецкий философ сказал: - «Твой ум без числа ничего не представляет». Это говорит о том, что числа имеют большое значение в нашей жизни. Поэтому эта тема очень актуальна и сегодня.

Наша цель: изучить и исследовать применение отрицательных чисел на страницах школьных учебников.

Задачи нашего мини-проекта: Изучить литературу по данному вопросу. Понять суть отрицательных чисел. Исследовать применение отрицательных чисел в физике, биологии. Сделать сообщение учащимся класса.

Чтобы не потерять где и на каких страницах учебника, кроме математики, мы встречались с этими числами, мы составили кластер. Он перед вами.

География: Сейчас мы изучаем и можем сказать глубина - это знак «-», высота знак «+».

В 7 классе на уроках физики увидим замерзание «минус», кипение - «плюс»

Алгебра 7 класс: Координатная плоскость.

В 8 классе химия: Катион – это положительно заряженный ион, анион – отрицательно заряженный ион.

В старших классах на уроках экономики мы изучим подробно, что «долг» - отрицательная величина, а «прибыль» - положительная.

На уроках литературы можно встретить эти знаки, когда характеризуем положительные и отрицательные черты героя.

Но перед нами стояла еще одна задача подготовить вопрос для проверки.

Мы знаем, что в математике свой язык – это язык символов и формул. Напишите в математической символике данный текст, если под «+» понимать друг, а под «–» враг. Задание оценивается в 2 балла.

  • «Друг моего друга – мой друг» (интерпретируем, как «+» × «+» = «+»)
  • «Враг моего врага – мой друг» (интерпретируем, как «-»× «-» = «+»)
  • «Друг моего врага – мой враг» (интерпретируем, как «+»× «-» = «-»)
  • «Враг моего друга - мой враг» (интерпретируем, как «-»× «+» = «-»)

Кто готов может пойти к доске и написать

Руководителю ученического звена: Оцените выступление команды. Теперь слово предоставляется команде «ПРАКТИКИ».

Презентация 4

Ученик: Хочется начать свое выступление со слов ученого кораблестроителя А.Н.Крылова: «Без теории нет практики, а без практики нет знаний!». А один из философов сказал: «Знание – это сила, чем больше ты имеешь знаний, тем меньше времени потребуется для достижения цели» Поэтому мы и создавали рабочую тетрадь, которая поможет оценить ваши знания.

Рабочая тетрадь «Положительные и отрицательные числа» состоит из трех частей.

В данную тетрадь вошли задания тренировочного характера по темам: применение отрицательных чисел, координатная прямая и координатная плоскость, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел, решение уравнений, включены задания, содержащие тесты из ОГЭ. Мы вам предлагаем одно из заданий в игровой форме, так как считаем, что от игры к знаниям - один шаг.

Задание «ЦЕПОЧКА» (см. приложение). Листы с заданием лежат на столе и на экране. Двигаясь по стрелкам, выполните действия. В результате ответ получается таким, как первое число.

Руководителю ученического звена делает вывод: Это пособие поможет в первую очередь тем, у которых возникают трудности при выполнении домашних заданий и подготовке к проверочным работам. Памятки наших проектных работ будут полезны учителям и родителям. Пособие ориентировано на учащихся 6 класса, но изложенный материал можно использовать в старших классах при повторении и подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашей работы, подведите итоги в своих оценочных листах.

Мне понравился урок тем, в результате работы над проектом у нас получился готовый продукт. Но подумайте, все ли грамотно оформили свою работу? На мой взгляд, правильнее всего была выполнена презентация команды «Следопытов», хотя и другие команды немало вложили труда в свои проекты. Подход у каждой команды к заданиям был разным и методы подачи материала тоже.

Домашнее задание вам подготовила команда «Следопытов».

Задание лежит у вас на столах. Вы должны дома провести опыт по физике и найти ему объяснение.

Мы с вами начали урок с улыбки, если ваше настроение изменилось, и урок вам не доставил положительных эмоций, то улыбку на смайлике измените, если же настроение осталось прежним, то улыбка пусть останется. Сдайте свои смайлики.

На дом возьмите анкеты и дома их пожалуйста заполните.

Спасибо за урок!

Заключение

Урок математики можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Несмотря на то, что дифференцированная оценка знаний ученика остается, недифференцированное оценивание со стороны учителя остается (одобрение, удивление, восхищение).