Ансамблевое музицирование

Разделы: Музыка

Класс: 5


Все большую популярность в нашей стране завоевывает шестиструнная гитара. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы и дома детского творчества.

В своей музыкальной практике, обучая детей игре на гитаре, мы широко используем ансамблевое музицирование. Занятия детей в гитарном ансамбле укрепляют слух и самоконтроль, развивают ритмическое чувство, помогают развитию тембрового слуха, активизируют фантазию, вызывают живой интерес обучающихся к занятиям, формируют навыки синхронного исполнения, приобщают детей к коллективному творчеству.

Игра в ансамбле помогает ребёнку преодолеть некоторые индивидуальные недостатки: неумение держать темп, точнее исполнять ритмический рисунок, помогает сделать его игру более уверенной, яркой. (2)

Коллективные выступления на концертах, конкурсах сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения. (5)

Основной формой обучения в гитарном ансамбле являются групповые занятия педагога с обучающимися. Количество детей в группе - более 12 человек.

В работе с ансамблем необходимо решить следующие очень важные проблемы:

  • Обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (важно, чтобы ученики дружелюбно относились друг к другу).
  • Учитывать возрастные и физиологические особенности учеников.
  • Обеспечить ансамбль инструментами одного класса и, желательно, одной фирмы.

В гитарном ансамбле каждый ребёнок может найти своё место, не зависимо от уровня его музыкальных способностей. Партия ребёнка может быть совсем простой, но важно само его участие в сотворчестве. (4)

На занятиях мы отрабатываем с каждым обучающимся его партию в ансамбле и на определенном этапе объединяем участников ансамбля для совместного проигрывания произведения.

Сначала мы знакомим исполнителей с намеченной для работы пьесой (в оригинальном звучании: в записи или самостоятельно исполняя её). Полезно также и рассказать о содержании пьесы, её стиле, эпохе её возникновения, о композиторе.

Далее в процессе разучивания произведения надо рассказать о его форме, о его составных частях и т.д. Это поможет в работе над музыкальными фразами, кульминациями, в выборе темпа, штрихов и т.д.

Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка его всеми учениками – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и другие голоса партитуры, ведь только соединив всё вместе можно услышать подлинное звучание партитуры. (5)

Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы дети ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание шуткой или коротким рассказом. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась рабочая атмосфера.

Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснять участникам ансамбля, что нет «лёгких», «незначительных» партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения. Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля. (5)

Один из педагогических приёмов планируемого совершенствования умений и навыков участников – это перемещение ученика с партии на партию. Такое перемещение позволяет обучающимся каждый раз пробовать свои силы в более сложных условиях, способствует развитию исполнительских и творческих способностей, активизирует интерес к процессу обучения.

Неотъемлемой частью репетиций ансамбля – является метроном, а еще лучше – автоматические барабаны, особенно при разучивании джазовых произведений, где нужно научить детей свинговать. Игра под аккомпанемент автоматических барабанов помогает ученикам почувствовать оригинальность ритма, помогает синхронно исполнять произведение.

Большой интерес вызывает у детей использование в ансамбле электронных музыкальных инструментов (электрогитар, бас гитары, синтезатора). Как правило – это эстрадные ансамбли с небольшим количеством исполнителей и аранжировка музыки для таких составов имеет свои особенности. Подбирая учеников для игры в таком ансамбле мы, помимо исполнительских способностей, учитываем физическую форму ученика, например, игра на бас гитаре – это тяжелая физическая работа. (3)

Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения многих композиторов. Это и обработки народных песен, и джазовые произведения, и произведения классиков.

Рекомендуется давать доступные произведения для ансамблевой игры, в которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направлено на художественные цели. (5)

В репертуар ансамбля младшей группы мы включаем детские песни из мультфильмов, полюбившиеся песни советских композиторов прошлых лет. Мы рекомендуем во время исполнения этих пьес детям петь мелодию песни, это помогает учащимся развивать слуховые музыкальные представления, что способствует укреплению связи между слухом и ориентацией на грифе гитары. В тоже время знание популярных песен позволяет учащимся проявить себя в качестве исполнителей не только в кругу воспитанников музыкального коллектива, но и за его пределами (домашнее музицирование).

Особое место в процессе ансамблевого музицирования занимает игровая деятельность.

Во время игровых занятий для повышения их эффективности, необходимо соблюдать некоторые принципы:

  1. Не допустимо, чтобы дети скучали во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от занятий.
  2. Если какое-то упражнение не получается, надо сделать перерыв или сменить вид деятельности, а затем вернуться к нему позднее или предложить ученикам более лёгкий вариант.
  3. Занятие должно состоять из нескольких игр, разных по содержанию, темпу, эмоциональной окраске, т.к. ученики младших классов плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.
  4. Следует проявлять терпение, не спешить, не давать детям задания, превышающие их интеллектуальные возможности.
  5. Только в процессе игры в ребёнке развиваются навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма. Играя, он научится дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  6. В ходе занятий следует избегать неодобрительных оценок, надо находить слова поддержки, чаще хвалить ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  7. Очень важно, чтобы педагог вместе с детьми радовался и получал удовольствие от процесса общения, никогда не терял чувство юмора, хотел не только научить, но и подружиться с детьми в процессе игры.

Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат.

Публичное выступление – важная составная часть учебной и воспитательной работы, которая стимулирует и повышает результативность обучения, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса к занятиям. (2)

При выступлении ансамбля гитаристов необходимо считаться с акустическими условиями помещения; начинать программу с менее трудных пьес, помнить, что при концертном исполнении трудность исполняемых пьес должна соответствовать имеющемуся уровню технических навыков, а лучше – быть даже несколько ниже его. (1)

Хотим ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле - это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству.

Литература

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Изд-во «Музыка», Москва 2004. – 181с.
  2. Евдокимова Н.А. и Пермякова Л.В. Программа для фортепиано. Современные подходы в преподавании музыки в школе №53. – М., 2004. - 37-38с.
  3. Кофанов А.Н. Книга о гитаре. Самоучитель/ Изд-во «Композитор-Санкт-Петербург» 2006. – 119 с.
  4. Пампуро Н.В. Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы в ходе обучения их игре на музыкальных инструментах. Современные подходы в преподавании музыки в школе №53. - М., 2004. – 21с.
  5. Фомина Г.А. Формирование музыкальной культуры детей и подростков посредством организации индивидуальной и ансамблевой работы по классу «Аккордеон» 2009. – URL: http://dopedu.ru