
ПРОЛОГ
Видеозаставка урока-концерта
М.Л.: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведём необычный урок-концерт, посвящённый теме весны в искусстве. Каждый день мы с вами наблюдаем, как пробуждается природа, распускаются почки, выходят из зимней спячки лесные животные, прилетают птицы из теплых краев, становится тепло и всё жарче греет весеннее солнышко.
Во все времена, это чудесное время года привлекало художников, писателей и композиторов своим очарованием. И сегодня мы с вами окажемся в атмосфере весеннего творчества! Звуки прекрасной музыки, лирические стихи и душевные песни, картины знаменитых живописцев, соединившись вместе создадут симфонию Весны. Прислушайтесь! Весна идёт! Весне дорогу!
Звучат птичьи голоса. На экране картина весеннего восхода
На сцену поочерёдно поднимаются ученики 4Б класса и читают стихи
Аня:
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Анита:
Чуткая музыка всюду живёт –
Только прислушаться надо.
Женя:
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Маша:
Тихие слёзы свои ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Роберт:
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Анита:
Чуткая музыка всюду живёт, –
Только прислушаться надо.
Песня «Если в душе весна». Поют ученики 4а и 4б классов
ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.
В этот радостный денёк вырос сказочный цветок.
Необычный, интересный Семицветик наш чудесный.
На экране расцветает Цветик-Семицветик
М.Л.
Может каждый лепесток приукрасить наш урок.
В небо радостно взметнуться – музыкой назад вернуться!
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка
М.Л.
Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук –
На сказочный весенний бал
Нас Штраус музыкой позвал.
Первый лепесток нашего Цветика-Семицветика перенёс нас в знаменитый город, где творили композиторы – венские классики Гайдн, Моцарт и Бетховен. Именно здесь, в Вене, 25 октября 1825 года родился великий австрийский композитор Иоганн Штраус.
Следует заметить, что имя его отца – композитора, который заложил основу музыкальной династии семьи также Иоганн. Штраус – отец большое внимание уделял написанию венских вальсов, поэтому в день рождения отца Иоганна Штрауса, в мире отмечают международный день вальса. А наследника стали звать Иоганн Штраус – сын. Написав более 500 музыкальных произведений, 150 из которых были вальсами, Иоганн Штраус – сын от своих современников получил титул «Короля вальсов».
Он жизни силой полон был
И чувство это в звуки влил,
Он в монотонность наших дней
Принес кружение огней.
Иоганн Штраус. Вальс «Весенние голоса»
«Весенних голосов» букеты
Нас озаряют дивным светом.
Из птичьих трелей соткан весь,
Вальс нам несёт благую весть!
М.Л. Звуки вальса Штрауса «Весенние голоса» своей игривой и светлой танцевальной музыкой передают радостную беспечность весны, приветствуя на сцене учеников 1Б класса со своей музыкально – поэтической композицией!
Читают стихи ученики 1Б класса
1-й Герман:
Весна, весна на улице, весенние деньки!
Как птицы, заливаются трамвайные звонки.
Шумная, веселая, весенняя Москва.
Еще не запыленная, зеленая листва.
2-й Нина:
Галдят грачи на дереве, гремят грузовики.
Весна, весна на улице, весенние деньки!
3-й Савелий:
Тут прохожим не пройти: тут веревка на пути.
Хором девочки считают десять раз по десяти.
4-й София:
Это с нашего двора чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане, скачут с самого утра.
5-й Амир:
Полны веселья шумного бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся, скачи на все лады.
Песня «Веснушки». Поют ученики 1б класса
ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Проснулся лес, проснулся луг, проснулись бабочки вокруг,
Проснулись травы и цветы, повсюду столько красоты!
А мы урок наш продолжаем и лепесточек отрываем.
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка
М.Л.:
Забыты лютые метели и завывание пурги...
К нам с юга птицы прилетели, неся на крыльях храм весны!
Есть народные праздники, предвещающие приход весны. Они даже названы в честь птиц. Например, 4 (17) марта отмечают день Герасима – грачевника. Этот праздник на Руси совпал со временем прилёта грачей. Этот сюжет мы увидим на картине известного художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос её силы, способной творить чудо возрождения, – главная тема картины.
Ещё один праздник посвящён птицам – 9 (22) марта. В этот день прилетает весенняя птица – жаворонок. Пение жаворонка традиционно связывается с приходом весны. На праздник в домах выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз – изюминки.
Этих птиц давали детям, ласково приговаривая: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и распевала заклички, раскачивая самодельных птиц.
«Жаворонки, прилетайте, весну закликайте!
Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!»
Песня жаворонка негромкая и приятная. Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил пение жаворонков, заслушивался весной их трелями. Эти трели он изобразил в своей музыке. Послушаем «Песню жаворонка» из «Детского альбома Петра Ильича Чайковского.
П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Песня жаворонка»
М.Л.: Слушаешь звучание музыки – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, тепло солнечных лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый. А вслед за жаворонками к нам прилетают ласточки. Об этом нам расскажут и споют ученики 1 А класса.
Читают стихи ученики 1А класса
1-й Кира:
Улетела ласточка за тридевять земель…
Возвращайся, ласточка! Пусть придёт апрель.
2-й Лионелла:
Возвращайся, ласточка! Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка, прилетит Весна!
3-й Лука:
Травка зеленеет, солнышко блестит;
Ласточка с весною в сени к нам летит.
4-й Малика:
С нею солнце краше и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей!
5-й Стилиан:
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…
Песня «Ласточка». Поют ученики 1А класса
ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Весна шагает по дворам в лучах тепла и света,
Звенят капели тут и там, теплом земля согрета!
А мы урок наш продолжаем и лепесточек отрываем.
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка
М.Л.: Друзья мои, наш лепесточек прилетел на чудесную лесную полянку. Ах, какой воздух! А если я спрошу: «Какие весенние цветы вы знаете?», то наверняка, в ответ услышу название весеннего чуда, прорастающего прямо из – под снега. Это подснежник. А в каком месяце появляются подснежники? Верно, в апреле.
Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия, словно нежный цветочек, как бы стремится вверх, растёт, ширится... И хочется покружиться в вальсе – плавном, небыстром, или просто закрыть глаза и помечтать под чудесную музыку.
Композитор Пётр Ильич Чайковский написал пьесу, которую так и назвал «Апрель. Подснежник». Эта произведение является частью цикла фортепианных пьес «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Послушайте эту музыку, ощутите краски весны, прочувствуйте их всей душой.
П.И.Чайковский. Времена года. Апрель. Подснежник
М.Л.:
Голубенький чистый подснежник – цветок,
А подле – сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином...
Проникнуться атмосферой весенних поэтических строк нам помогут ученики 2А класса.
Читают стихи ученики 2А класса
1-й Лёня:
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
2-й Адель:
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.
3-й Женя:
Весенний месяц на дворе, блестит ледок на лужах,
Весна шагает по Земле – прощайтесь с зимней стужей!
4-й Мира:
Пусть в небе солнца каравай, лучами всех согреет,
Любовь стучит в сердца людей, чтоб стала жизнь светлее!
Песня «По земле весна шагает». Поют ученики 2А класса
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Каруселью закружился необычный наш цветок.
И по воздуху пустился в пляс четвёртый лепесток!
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка
Читают стихи ученики 3Б класса
1-й Илья:
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег, бегут, и блещут, и гласят…
2-й Саша:
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!
3-й Сева:
Весна идет, весна идет, и тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод толпится весело за ней!..»
4-й Аня М:
Звенят капели озорные, и каждый слушать их готов!
Так о весне поёт Россия, а песен много, как цветов.
5-й Аня Б:
Слова в тех песнях столь простые, что душу трогают до слёз…
Как много песен у России, не счесть, как в рощицах берёз.
М.Л.: Спасибо ученикам 3Б класса, прочитавшим вдохновенные строки стихотворения Фёдора Тютчева «Весенние воды». Многие замечательные стихи наших русских поэтов были положены на музыку. Так создавались незабываемые романсы. Романс – это произведение камерной вокальной музыки лирического характера. Сегодня мы познакомимся с романсом Сергея Васильевича Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды».
Время написания романса стало одним из самых счастливых периодов жизни композитора. Он только что блестяще окончил консерваторию. Сам Чайковский на экзамене поставил ему пятерку с тремя плюсами! Настроение того периода жизни отражено в музыке Рахманинова. Это музыкальная картина русской весны, поэма торжественных радостных чувств.
В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концентрирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза воссоздает атмосферу весны, рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении всего романса. А теперь послушаем романс Рахманинова на стихи Тютчева.
С.В.Рахманинов. «Весенние воды»
М.Л.:
Любовью полнится Тамбовская земля!
В ней щедрость музыки, поэзии, этюдов.
И в симфонической мелодии дождя,
Слышны Рахманинова точность, лёгкость звуков.
Я приглашаю на сцену учеников 2Б класса, подготовивших для нашего весеннего урока – концерта музыкально – поэтическую композицию.
Читают стихи ученики 2Б класса
1-й Ума:
Весна-чародейка идет по планете!
Играет ей Март на чудесном кларнете!
Волшебные звуки повсюду слышны!
Весь мир расцветает с приходом Весны!
2-й Дима:
Деньки стоят погожие, на праздники похожие,
А в небе – солнце теплое, веселое и доброе.
3-й Паулина:
Все реки разливаются, все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами, сугробы стали лужами.
4-й Боря:
Покинув страны южные, вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки сидят и чистят перышки.
5-й Катя:
Пришла пора весенняя, пришла пора цветения.
И, значит, настроение у всех людей – весеннее!
Песня «Зелёная весна». Поют ученики 2Б класса
ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Ай, да сказочный цветок! Ждёт нас пятый лепесток…
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка.
М.Л.: Дорогие друзья! Посмотрите, пятый лепесточек перенёс нас в Италию, знаменитый город на воде – Венецию. И это не случайно, ведь именно здесь, в Венеции, 4 марта 1678 года родился гениальный итальянский композитор, дирижер и педагог Антонио Вивальди.
Первые уроки игры на скрипке ему преподал отец. Давайте перелистнём страницы истории и заглянем в дом, где юный Антонио ведёт разговор со своим папой…
Читают стихи ученики 3А класса
Рассказчица (Соня С):
Малыш Вивальди к папе подошел,
Взглянул на скрипку мастера игры,
Взял за руку и в класс его повел…
Антонио – малыш (Алекс):
– Хочу учиться я, играть как ты!
Но песню я смогу придумать сам,
Такую, что взлетит до облаков,
И медом потечет по небесам,
Не будет ей преград, границ, оков!
Папа Вивальди (Фёдор):
– Под музыку закружится балет
Из балерин, котят и голубей?
Антонио – малыш (Алекс):
– Я точно знаю, лучше песни нет,
Той песни, непридуманной моей!
Рассказчица (Соня С):
Отец, послушав сына, так решил:
Фантазии ему не занимать!
Папа Вивальди (Фёдор):
– Талантов Бог парнишку не лишил,
Пойду-ка, научу его играть!
М.Л.: Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Святого Марка. С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонио одновременно стал священнослужителем.
Наверное, самым популярным произведением Антонио Вивальди является цикл «Времена года», состоящий из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов изображает одно время года и состоит из трех частей.
Мотив «Весны» из «Времен года» Антонио Вивальди полон энергии, символизирует пробуждение природы, наполненное птичьими трелями и перекличками. К своему известнейшему произведению композитор написал не только музыку, но и сонеты для каждого из четырех времен года.
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Антонио Вивальди. «Времена года». «Весна»
М.Л.:
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф, танцующих, волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
«Танец бабочек». Исполняют девочки 3В класса
ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Два осталось лепестка у волшебного цветка.
Лепесток лети, пари! Звуки музыки дари!
На экране видео летящего лепестка.
М.Л.: Шестой лепесток перенёс нас в Норвегию – страну величественных синих гор и скалистых фьордов, в мир сказочных эльфов и гномов. Здесь жил и творил Эдвард Григ – великий композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской классической музыки. Эдвард Григ – первый композитор своего народа, творчество которого стало достоянием всей европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. Путь к Григу, путь к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной страны Норвегии. Нам расскажут об этом ученики 4А класса.
Читают стихи ученики 4А класса
1-й Вика:
Покой озёрной глубины, дыханье гор, зари окрасы.
Григ — красота и дух страны! Его творения прекрасны!
2-й Спартак:
В них шепчут песни родники, и солнцем брызжут водопады.
В поющих скалах у реки волшебной музыки отрада.
3-й Давид:
Хоть ростом невысок, плечист, похож усами на Эйнштейна,
Григ в звуках музыки так чист, и нам пример для вдохновенья!
4-й Алекс:
Певец норвежских сказок, вод, и фьордов, что живут горами,
Нам звуков дарит хоровод весенней музыки над нами…
М.Л.: Весна – торжественное, благородное время года. Но погода быстро меняется. Посмотрите за окошко, сегодня светит солнышко, а вот вчера было пасмурно, и вдруг, откуда ни возьмись налетели холодные тучи, и сверкающие капли дождя обрушили на деревья и траву свой бриллиантовый звон. Сейчас мы послушаем пьесу Грига, которая так и называется, «Весной». Прочувствуйте, как изображает Эдвард Григ, это время года, какими средствами выразительности?
Эдвард Григ. «Весной»
СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК
М.Л.:
Наполнен зал волшебным светом,
В нём шелест ветра, пение птиц,
Валторн серебряное эхо,
Со скрипкой вдалеке слились.
Изящным кружевом, в семь нот,
Промчался наш концерт – урок.
Как заключительный аккорд,
Лети, седьмой наш лепесток!
На экране видео летящего лепестка
М.Л.: Весна вдохновляет всех талантливых людей. Поэты воспевают ее красоту словами, художники стремятся запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а музыканты передают ее нежное звучание. Каждое из произведений заставляет пробуждаться нас также, как природа просыпается в нотах. По – разному можно передать приход весны: бурно и спокойно, величаво и скромно, нежно и храбро. Но пути неважны – главное, это те трепещущие чувства, которые дарит нам прекрасная музыка великих композиторов.
В заключение нашего урока – концерта вам, дорогие друзья, предстоит раскрыть все ключевые слова в кроссворде, посвящённому теме нашего урока «Образ весны в искусстве». Итак, внимание на экран.
КРОССВОРД «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
М.Л.: Настоящий зритель и слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт. В завершении нашей встречи, я хочу прочитать высказывание художника Константина Васильева, утверждавшего: «Природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивленья».
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом – миг, за шагом – шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так, и всё не так
Через одно мгновенье.
Финальная песня-танец «Рыба – солнце». Исполняют ученики 3А, 3Б, 3В классов
Приложение: КРОССВОРД «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Слова по горизонтали:
1. Солирующий в оркестре, струнный смычковый музыкальный инструмент.
3. Русский композитор, который сочинил музыку к стихотворению Ф.Тютчева «Весенние воды».
5. Весенняя птица, вдохновившая своим пением русских композиторов.
8. Норвежский композитор, воспевающий красоту родной земли.
10. Русский композитор, отобразивший в своей музыке настроение каждого месяца времен года.
12. Музыкальный инструмент, для которого П.И.Чайковский написал цикл «Времена года».
Слова по вертикали:
2. Время года, вдохновляющее на творчество композиторов, художников и поэтов.
4. Название пьесы П.И.Чайковского, посвящённой месяцу апрелю в цикле «Времена года».
6. Итальянский композитор эпохи барокко, который был священнослужителем.
7. Жанр вокальной музыки, в котором написано сочинение Рахманинова на стихи Тютчева.
9. Австрийский композитор, являющийся общепризнанным «Королём вальса».
11. Танцевальный жанр, получивший признание на балах в Европе и России в ХIХ веке.