У каждого ребенка есть свои склонности, способности и таланты. В будущем эти способности могут стать для него трамплином при выборе профессии, но немаловажную роль играет семья при выборе будущей профессии подростком.
Семья может иметь как прямое, так и косвенное влияние на выбор ребенком профессии. Прямое влияние: родители с детства наблюдают за ребёнком, отмечают его склонности и таланты, помогают с помощью кружков и секций развивать данные таланты, учитывая так же интересы ребенка. При переходе подростка в среднее звено школьного обучения, совместно с ним посещают профессиональные выставки, дни открытых дверей в различных учебных заведениях, изучают мир профессии и поддерживают подростка в принятии самостоятельного выбора.
Косвенное влияние происходит за счет того, что ребенок видит, как его родители реализованы в профессии, какой статус они занимают, какое материальное обеспечение у семьи, а также как много родители уделяют своей профессии, довольны ли они ей, любят ли они-то, чем занимаются.
Каждый родитель хочет счастливого будущего для своих детей. Однако, подростки, оглядываясь на свои страхи «мама (папа) будет не довольна моим выбором», «Я не смогу соответствовать ожиданиям своих родителей» и т.д., могут выбрать совсем не ту профессию, которая им действительна интересна. К сожалению, не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности своих детей. Иногда желания родителей и профессиональные намерения школьников не совпадают.
Психологическая консультация в данном вопросе очень важна как для подроста, так и для его родителей. Родителям важно научится адекватно доносить свои ожидания до ребенка и не перетягивать его в сторону династии или престижа профессии с точки зрения родителей, а подросток должен оценить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их для получения ясного представления о себе и о том, каким он хочет стать в будущем. Определение способностей, склонностей ребенка поможет сократить выбор подростка до одной, двух профессиональных сфер, что позволит сократить риск выбора ошибочной специальности.
Сейчас практически в каждой школе присутствует педагог-психолог, который владеет профессиональной диагностикой и с помощью методик может помочь подростку познакомиться с его профессиональными склонностями. Ориентируясь на личностные качества ребенка проанализировать вместе с ним выбранные профессии по трем критериям «хочу», «могу», «надо». Но если ребенок совсем растерян и возникают трудности с тем, что даже предположить о его склонностях на данный момент невозможно, то начинать работу стоит с развития его индивидуальности, его неповторимости, с изучения его самоценности. Способность оценивать себя – важнейшее образование человеческой психики, которое формируется в раннем детстве и накладывает отпечаток на всю жизнь человека. В работе я часто сталкиваюсь с тем, что подросток совсем с не знает (не понимает) своих качеств, либо он совершенно не верит в свои способности. Еще бывает и так, что ребенок не признает свои способности (таланты) и считает их чем-то обыденным, обесценивая себя. И в итоге не верит в то, что вообще способен реализоваться в профессии, которая для него интересна. Тогда начинать работу, на данном этапе, с подростком можно с упражнения:
«Кто Я?» В течение 5 минут, я прошу подростка, десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят ему в голову.
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
6. ______________________________________________________________
7. ______________________________________________________________
8. ______________________________________________________________
9. ______________________________________________________________
10. _____________________________________________________________
Отвечая на вопрос «Кто Я?», ребенок обозначаете место, которое занимаете в этом мире, констатирует образ своего «Я». Бывает так, что ребенку сложно придумать и написать про себя даже 4-5 характеристики (такое часто встречается у ребят с ЗПР). Зачастую эти школьники очень сдержаны в описании себя, ограничиваются самыми очевидными характеристиками (человек, друг, ученик), что говорит о том, что им сложно раскрыться даже перед собой или же они редко задумываются о себе, редко слышат описание себя и своих качеств от родителей, учителей, либо чаще слышат негативные характеристики. Часто в описании можно увидеть ролевые характеристики (мальчик, девочка, сын, дочь). Но и они являются носителями формальных характеристик, под которыми могу подписаться миллионы людей. И тогда возникает вопрос: Где же его индивидуальность, где те характеристики и качества, которые могут помочь при выборе профессии? Приходится прикладывать немало усилий. Чтобы помочь ребенку вспомнить, осознать, найти в себе и принять свою индивидуальность, найти те важные качества и характеристики, которые могли бы помочь ему в определении профессии.
Еще одна из игр, которую я люблю использовать на занятиях со школьниками с ОВЗ – это расскажи о профессии используя 3 основных критерия (с кем или с чем работает это человек, какую пользу эта профессия приносит людям, какой вопрос ты задал бы человеку данной профессии). Данные критерии-подсказки помогают ребятам составить развернутый ответ, задуматься о том, что представители любой профессии важны и польза, которую они приносят заметна другим людям, а также подумать о том, что не известно им об этой профессии и о чем хотелось бы узнать). В процессе игры мы рассуждаем, кто из ребят в группе мог бы заниматься той или иной профессией и какие личные качества, ему помогли бы достичь успеха в этой профессии, а над чем стоит поработать и приложить усилия для развития недостающих качеств.
Представленные выше упражнения родители могут использовать при разговоре со своим ребенком, чтобы помочь ему более осознано подойти к выбору своего профессионального пути.
В заключение хочется отметить, что профессиональное ориентирование подростка, это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям. Грамотный подход, терпение со стороны родителей и педагогов могут помочь подростку сориентироваться в выборе профессии. Ведь профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо.
Литература
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
- Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе:опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005 - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.
- Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007 - 128 с.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2007.