Креативное мышление как один из базовых компонентов функциональной грамотности на уроках труда (технологии)

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Константин Эдуардович Циолковский прославился на весь мир как первый человек, смело заговоривший о покорении космоса. Он не оставил после себя великих технических изобретений и расчетов, но его имя навсегда легло в основу мировой космонавтики. В чем же секрет? Ответ в открытом мышлении, в корне, отличавшем Циолковского от людей его поколения. Мы можем говорить о нем как о человеке, который умел мечтать, придумывал то, что казалось на тот момент сказочным, жил в мечте и смело делился своими идеями. Другими словами, мы отнесем его к творческим креативным людям. Почему так важно говорить сегодня о воспитании креативности, креативного мышления? Возможно, потому, что именно умение мыслить нестандартно, непредсказуемо выгодно отличает человека от искусственного интеллекта. Этот навык делает человека конкурентоспособным в быстро меняющемся мире.

Воспитывая эту важную компетенцию – креативность, мы закладываем в поколение, которое будет жить и работать в середине XXI века, умение находить решения в любых создавшихся условиях. Другими словами, реализуем важное сегодня понятие «функциональная грамотность».

Зачем нужно креативное мышление? Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.

Креативность, или креативное мышление – это способность генерировать оригинальные и при этом ценные идеи. Главные свойства идеи, придуманной с использованием креативного мышления, – это возможность воплотить ее в жизнь и польза, которую она принесет. Это отличает ее от идеи, созданной в результате фантазирования. Креативное мышление – это полезный всем навык, умение создавать что-то новое, быстро реагировать на решение проблемы и находить нестандартные пути выхода из сложившихся ситуаций.

Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. Рассмотрим более подробно причины для необходимых изменений. Будущие специалисты должны быть образованными, компетентными, креативно мыслящими, творческими людьми, что позволит развивать промышленность и науку.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!

Функциональная грамотность на уроках труда (технологии)

Одна из целей Концепции преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях РФ является: создание условий для формирования:

  • технологической грамотности;
  • критического и креативного мышления;
  • глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность включает в себя:

1. Читательскую грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Компетенции (умения) читательской грамотности:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  • использовать информацию из текста.

Для развития читательской грамотности на уроках Труда (технологии) рекомендуется использовать такие задания, как изучение этикеток и инструкций с продуктов питания, с одежды, с товаров производства и т.д. Изучая информацию на таких этикетках учащиеся отвечают на поставленные вопросы, осмысливают и оценивают полученную информацию. Этикетки и инструкции на какой- либо рекомендуется рассматривать на проблемный товар, например, содержащий какой-либо аллерген. В таком случае рекомендуется задавать вопросы не только по предложенному тексту. Но такие вопросы, как «Как поступили бы вы, купив такой товар?». При решении данного вопроса обучающиеся используют не только текст этикетки или инструкции, но и опираются на личный опыт, то есть применяют знания, полученные на уроках технологии или на других предметах в жизни.

2. Математическую грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире:

  • формулировать ситуацию математически;
  • применять математические понятия, факты, процедуры;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
  • рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом).

Развитие математической грамотности на уроках Труда (технологии) происходит при изучении тем. Связанных с расчетами. Например, при изучении модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» обучающиеся рассчитывают количество материалов на изготовление какого- либо продукта труда, выполняют построение чертежей, выполняют экономную раскладку деталей изделия на соответствующем материале, рассчитывают количество продуктов для приготовления различных блюд, рассчитывают количество калорий в блюдах и т.д.

3. Естественнонаучную грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

При изучении Труда (технологии) рекомендуется проводить различного рода исследования, например, исследования строения и свойств различных материалов и их подбор для изготовления определенного вида продукта труда. При изучении тем по приготовлению пищи можно использовать исследования теста, витаминов, исследовать сушку белья при различных условиях и т.д.

4.  Финансовую грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Изучая раздел «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», необходимо включить такой элемент финансовой грамотности, как расчет продуктов, для приготовления блюд, расчет рациона питания на день, месяц, проведение исследования «Где продукты дешевле и качественнее?», что будет отражать особенности места проживания. Также необходимо включить изучение материала, связанного с расчетом материалов, затраченных на изготовление изделия, расчет себестоимости полученного изделия, выполнение исследования по теме «Что дешевле купить или изготовить самому?». Так как данный раздел тесно связан с работой на дому, необходимо включить темы по изучению предпринимательства, что бы учащиеся представляли, как стать индивидуальным предпринимателем, какие документы для этого требуются и т.д.

Изучая раздел «Производство и технологии» необходимо познакомить учащихся с понятием «Потребность» и «Блага», рассмотреть вопросы о необходимых потребностях человека и потребностях, на которых есть возможность сэкономить. При выполнении практической работы по данной теме учащимся предлагается составить список собственных потребностей, проанализировать их, распределить по степени важности, определить на каких потребностях можно сэкономить денежные средства. Кроме разделов, предложенных программой необходимо включить в программу 8 класса изучение тем по семейной экономике и предпринимательству, при изучении которых необходимо изучить типы семейного бюджета, каким образом можно экономить, какие покупки товаров или услуг будут обязательными, а какие можно уменьшить, как произвести накопления в семье. Целесообразно применение на уроках по данной теме решение практических задач, например, по анализу семейного бюджета, решение практических задач. Занятия по финансовой грамотности на уроках технологии необходимо проводить с 5 класса. Занятия должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, то есть в 5 классе разбираются более простые вопросы, задачи, ситуации, в 8-9 классе учащиеся решают уже более сложные задачи, задания, вопросы.

5. Глобальную компетентность («global competence») – это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.

Глобальная компетентность – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Для развития глобальных компетенций на уроках труда (технологии) рекомендуется рассматривать соответствующие задания, например, при изучении модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в 5 классе рассматриваем задание «Не выбрасывайте продукты», в рамках которого обучающиеся во время обсуждения приходят к выводу, что вместе с продуктами выбрасываем и труд тех людей, которые трудились над их получением и к чему приводит неправильное обращение с продуктами. По такому подобию можно рассмотреть и другие товары.

6. Креативное мышление

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных и эффективных решений, и/или
  • нового знания, и/или
  • эффектного выражения воображения

Для развития креативного мышления рекомендуется применять задания, которые предполагают:

  • Выдвижение идей для своих проектов на основе заданного сценария и исходных установок (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать).
  • Оценку креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны, оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений
  • Совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.

Понятие «творчество» не всегда относится только к искусству, это и великие открытия, различных изобретения. Творчество лучше рассматривать как креативность в большом и малом. И если нобелевские лауреаты и великие художники – это креативность с большой буквы, то в обучении нас интересует креативность в ее малом проявлении. Допустим, к ребенку приходит идея, приносящая ему пользу, и неважно, что до него подобные идеи выдвигались тысячи раз, ведь это значит, что он уже проявил свою маленькую креативность. Например, изобретение трубочки для коктейля было большой креативностью, но использование этой же трубочки в других сферах (например, надевание ее на лапку швейной машины для лучшего прошивания толстых тканей) является креативностью с маленькой буквы, пригодной в повседневной жизни.

Мы говорим о той креативности, что свойственна абсолютно всем людям с рождения. С момента появления на свет человек одарен способностью к открытиям. Маленький человечек пробует этот «мир на вкус» всеми доступными способами. Он применяет разные предметы не по назначению, придает вещам не свойственные им качества, одушевляет их. Таким образом, на творческий подход в малом способны все, и это ценность.

Технология – это самый творческий и креативный предмет в школе. Помимо основных методик и программ большое внимание уделяется ручному творчеству, исследовательским проектам и изобретениям. И здесь нужно отметить, что важную роль играют индивидуальный подход к обучающимся, дифференцированное обучение и сотрудничество педагога и ребенка.

На первом этапе следует очень бережно относиться к проявлению детской индивидуальности. Огромной ошибкой взрослых в процессе воспитания и обучения является желание загнать ребенка в рамки и шаблоны обыденности. В проведении практических работ важно понимать, что именно здесь ребенку нужно проявить свое видение конечного результата. Умения и навыки детей в классе могут значительно отличаться. Кто-то шил с бабушкой с малых лет, а кто-то боится уколоться, взяв в руки иглу. Поэтому, подводя итог занятия, надо стараться оценивать не конечные результаты работы детей и тем более не сравнивать их друг с другом, а увидеть тот шажок или скачок, который совершил конкретный обучающийся на данном занятии.

Креативность можно воспитать, создавая среду обучения, благоприятствующую развитию в ребенке способности к творческому воображению. На уроках мы создаем теплую дружескую атмосферу, предоставляем свободу в выборе деятельности, постоянно чередуем виды деятельности, даем детям возможность самовыражаться, развиваем самостоятельность, при необходимости оказываем доброжелательную помощь, поддерживаем интересные идеи, стараясь не делать осуждающих замечаний, находим способы и приемы для снятия тревожности, что способствует повышению мотивации обучающихся на уроках.

Учитель остается другом, наставником и мотиватором в совместной деятельности. Можно выделить несколько аспектов, сближающих учителя и обучающихся для реализации проектной деятельности:

  • «я тебя понимаю» – то есть «на одной волне» разбираться с интересующими их вопросами;
  • «я научу тебя, как сделать задание просто» – выстраивать работу так, чтобы находить легкие способы создания сложных вещей;
  • «эта работа только для тебя» – дифференцировать работу, понимая трудности каждого;
  • «я тоже в деле» – показывать свой вариант выполнения изделия;
  • «хвалить я умею» – не критиковать, не осуждать, выделять только положительные моменты;
  • «расскажи – я выслушаю» – интересоваться личными интересами детей.

Очень важно для развития креативности учитывать взаимоотношения в семье: наличие или отсутствии гармонии между родителями, их уровень креативности (который необходим как образец для подражания), интересы всех членов семьи, заинтересованность родителей в достижении их ребенком поставленных целей и т.д.

Правильно выстроенные условия, союз грамотного педагога и поддерживающих родителей позволят раскрыться и окрепнуть на всю жизнь творческому потенциалу ребенка.

В качестве примера практической деятельности, которая бы увлекла и дала обучающимся возможность проявить себя, можно привести работу по изготовлению кофра (небольшой сумки для хранения и переноски). Наличие в кабинете современных швейных машин дало каждому возможность работать индивидуально на своем рабочем месте. Этот факт позволяет управлять процессом от заправки машинки до решения задач, возникающих в работе. В основном изделия были выполнены из новых тканей (плащевки), но также были использованы остатки от пошива штор, мебельных чехлов.

Благодаря этому были дополнительно изучены темы «Рециклинг» и «Апсайклинг», то есть повторное использование ненужных вещей, остатков. Даже в такой небольшой работе девочки смогли проявить свою креативность. А именно: выбор расцветки ткани, молнии и ниток, сочетание различных тканей, отделочных строчек и размеров изделия под свои индивидуальные запросы. Не было двух похожих работ, все обучающиеся унесли домой свои «дизайнерские» сумочки. В заключение отметим, что в учебной деятельности необходимо делать акцент на творческое развитие. Ребенок становится более сознательным, вырабатывает свою точку зрения и может ее отстоять. У него развивается эмоциональная сфера, а выражать свои чувства и эмоции становится возможным через творческие работы. Если развиваются эмоции, то будет развиваться и мышление, а думающий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

В систему развития креативного мышления входит:

  • работа на уроках;
  • проектная деятельность;
  • работа с банком заданий на портале ФГ РЭШ.

Примеры компетентностных заданий технологического содержания

Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Приведу несколько игр и упражнений для развития креативного мышления.

Игра 1. «И все-таки у них много общего»

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным группам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных полюсах.

Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»?

  • в обоих словах— четыре буквы;
  • в обоих случаях буква «А» — третья по счету;
  • при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;
  • и то, и другое может блестеть;
  • из них льется вода;
  • когда они портятся, из них подтекает.

Игра №2 «Чёрный ящик»

В 5 классе при изучении темы «Машиноведение» обучающимся предлагается задание «Черный ящик», где надо отгадать, что лежит в черном ящике. Например, деталь швейной машины, которая называется так же, как и деталь велосипеда (педаль). Подобные задания можно использовать во всех модулях.

Игра №3 «Закодированные слова»

У Т К В О Л Ш К О Р Н К О Е К М О О Т С Р А О Л Х Ь Н И О П К К Т Ь Т К К О А Н Ь К Н О С Т А Н О

Ответы: уток, кромка, волокно, хлопок, кокон, нить, шерсть, ткань, станок.

Игра №4 «Мир профессий»

На каждую букву надо подобрать профессии.

ПРОФЕССИЯ - повар режиссер окулист фермер егерь слесарь строитель инженер ядерщик.

Игра №5 «Десять плюс десять»

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 определений, которые к нему подходят. Например, шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т.д. Это выполнить легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять определений, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

Это упражнение дает возможность ребенку показать свое умение использовать свой словарный багаж, мыслить нестандартно и находить интересные и смешные пары определений. В следующий раз это задание они выполнят быстрее, т. к. их копилка слов будет постоянно пополняться.

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

Задание. Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.

Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко», идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка, витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов.

Содержит: пшеницу, глютин, лецитин соевый, яйца. Может содержать следы кунжута, арахиса, других орехов.

Задание. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 12 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).

Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.

Умение выполнять несложные математические расчеты

При изучении темы «Интерьер жилого дома. Декорирование оконных проёмов» даётся задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.

Задание №1

  1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор.
  2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.

Задание №2

Рассчитайте стоимость обоев и их количество, необходимое для оклеивания комнаты, имеющей размеры стен: длина – 8м., ширина – 5м, высота – 2,6м. Стандартные размеры рулонов обоев таковы: длина – 10,5м, ширина – 50 см. Стоимость одного рулона обоев – 225рублей

Рассматривая тему «Бюджет семьи» дается задание: скоро в школу. За лето ты выросла и тебе нужно купить новые вещи, обувь и принадлежности для занятий. Составь список, что нужно приобрести и затраты. Что можно сделать, чтобы всё осуществить?

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы

Задание. Молоко – это первая в жизни пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока.

Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке, который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.
Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.

Вещество

Коровье молоко (г)

Молоко волчицы (г)

Женское молоко (г)

Жиры

3,9

9,6

4,0

Белки

3,4

9,2

1,4

Углеводы

4,9

3,4

7,0

Используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой.

Случайные связи

Это упражнение поможет вам развить воображение. Возьмите два совершенно не связанных по смыслу слова и придумайте историю, которая бы их связала. Например, можно взять книгу и наугад выбрать слова. История может быть любой — от возможной реальной ситуации до фантазийного сочинения.

Таблица ассоциаций

Пример таблицы для упражнения

Если перед вами стоит какая-то задача, которую вы не можете решить, используйте упражнение «Таблица, ассоциация». На доске с буквами определите слово, которое первым бросилась вам в глаза. Придумайте к нему пять ассоциаций. Затем попробуйте эти ассоциации применить к решению вашей проблемы.

Креативный архитектор

В этом упражнении вы должны написать 10 слов, которые первыми пришли вам на ум. Затем вы представите себе, что вы архитектор, а эти слова — часть обязательного условия заказчика, и вы любыми способами должны их вписать в проект.

Например, стол, баран, таблетка, контрабас и другие. Если со столом всё понятно, то барана можно отразить в коврах под баранью шерсть, сделать круглые, как таблетки, стулья, повесить картину с контрабасом и таким образом придумать варианты реализации всех 10 понятий.

Нестандартное применение

Возьмите самые обычные предметы и придумайте нестандартные способы их применять. Например, ручкой можно не только писать, но и проделывать отверстия вместо дырокола или закручивать локоны.

Хамелеон

Придумайте какое-нибудь утверждение. Например, «Снежный человек существует». Разделитесь на две команды, если вы в компании, или последовательно выступайте в роли «прокурора» и «адвоката», если вы один. Приводите доводы за и против этого убеждения.

Если регулярно выполнять эти упражнения, уже за несколько недель можно обнаружить, что вы стали замечать больше деталей и мыслить шире. Главное, регулярно уделять время развитию своей креативности, хотя бы 10–15 минут в день.

Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления является проектная деятельность.

Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя в педагогической практике приемы технологии критического мышления, мы тем самым способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.

Учителя технологии организовывают работу в группах и в паре, создают условия для развития коммуникативной компетенции, а значит формированию учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.

Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

На данных уроках должны применяться элементы творчества, царить атмосфера эмоционального комфорта и сотрудничества, а обучающиеся должны быть активными участниками учебного процесса

Как говорил Ушинский «Ребёнок - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

Вывод: Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей, учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

Список литературы и источников

  1. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. 241 с.
  2. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. М.: ИМПЭТО, 1995. 95 с.
  3. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина. М., 1991. С. 102.
  4. Гатанов Ю.О. О пользе старого дивана, или Как развивать креативность // Школьный психолог, 1999. № 4. С. 8–9.
  5. Лаврик В.А., Быстрицкая Е.В. Развитие творческого мышления на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 21–25 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekoncept. ru/2015/45112.htm.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с. (Работаем по новым стандартам).
  7. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности
  8. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
  9. Жакупова Г.Ш. Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников // Молодой ученый. 2023. № 12 (459). С. 151–153.
  10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2008.