Говоря о патриотическом воспитании, мы должны понять, что такое патриотизм и кто может быть патриотом. Любой гражданин, любящий свою страну, свой родной город, своих родителей и детей, может считаться патриотом.
В словаре С.И.Ожегова даётся такое определение: «Патриот — это тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
Я полностью согласна с этим определением. Быть патриотом своей страны — значит не только любить её, но и уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности и активно участвовать в общественной жизни.
Основными направлениями патриотического воспитания в нашей школе являются: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое и спортивно-патриотическое.
Я работаю учителем и классным руководителем 10 класса, и в своей работе уделяю большое внимание патриотическому воспитанию. Для себя я выбрала несколько направлений, которые считаю наиболее эффективными для работы с моими учениками.
Ежегодно в нашем классе и школе проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Ребята с удовольствием посещают экскурсии в Музей Боевой Славы, уроки Мужества, Уроки Памяти, Уроки Патриотизма и Уроки России. Они с радостью встречаются с ветеранами боевых действий, участниками СВО, воинами-интернационалистами и выпускниками школы, которые учатся в военных училищах.
В течение учебного года мы собрали материал и подготовили презентацию «Дети войны». Мы участвуем в праздновании памятных дат и выставках в школьном музее «Память». Также мы активно принимаем участие в викторинах, конкурсах рисунков «Дети рисуют Победу», диктанте Победы, просмотре видеофильмов и экскурсиях передвижного музея «Поезд Победы».
Мы являемся призерами школьного конкурса военно-патриотической песни и смотра песни и строя. Мы активно участвуем в различных акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Окно Победы», «Ветеран живет рядом». Мы также участвуем в благотворительных ярмарках и «Флешь-Мобах».
На классных часах мы проводим беседы и лекции на патриотические темы, где ребята не только являются слушателями, но и активно участвуют в организации.
Основным средством для реализации данного направления является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности. Это направление включает в себя участие в соревнованиях: «Докажи, что ты боец», «Зарница», ЮНАРМИЯ, лазертаг, городском митинге и Параде Победы.
Учащиеся испытывают настоящие чувства привязанности к своей родной земле, когда встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. В нашей школе открыт стенд и мемориальная доска в память Сергея Шевчука, выпускника, погибшего при исполнении воинского долга и награждённого орденом Мужества посмертно. Также открыт стенд, посвящённый погибшим выпускникам, исполнявшим воинский долг на СВО.
Уроки по ОБЖ закрепляют уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, приводят их в систему, дополняют новыми знаниями и учат применять их на практике. Это помогает сформировать у них умения и навыки военно-прикладного характера.
Система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины. Она придаёт всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивая преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач в школе и классе. Мы воспитываем у школьников чувство гордости за свою Родину и свой народ. Мы активно участвуем в акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Окно Победы», «Ветеран живет рядом».
В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу и Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином своей страны.
Важно, чтобы воспитание способствовало формированию самой личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам.
Таким образом, в нашей школе и классе решаются задачи, способствующие успешной реализации процесса воспитания. Мы видим положительную динамику в этом направлении.
Список литературы
- Галицкая И.А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А.Галицкая, И.В.Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46
- Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. / Авт.-сост. А.К.Быков, И.И.Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Растим патриотов России)
- Зарецкая И. Цель воспитания — личность, готовая к взаимодействию со средой. //Директор школы — 2003г, № 1.