Оценивание графических работ на формате по предмету черчение

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


В данной статье рассматривается оценивание самостоятельных практических работ по черчению, выполняемых школьниками на форматах с использованием чертёжных принадлежностей. Возможно использование этого способа как в рамках модуля «Черчение» предмета «Труд (технология)», так и в составе отдельного курса.

Черчение – предмет, сочетающий образное, логическое и пространственное мышление. В физиолого-психологической сфере развивает моторику и координацию движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), а также прилежание и аккуратность. Со временем достигается необходимая точность движений при выполнении различных технологических операций и соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований.

Большинство графических работ по предмету делается в тетради, но их следует чередовать с выполнением на формате, так как эти работы требуют особо тщательного исполнения, особой аккуратности. Они воспитывают усидчивость и прилежание. Многим они даются сложнее, и задачей этих работ в том числе является снятие этого напряжения. Буквально со второй графической работе на формате у детей начинает получаться лучше, получаться хорошо и даже отлично. Они осваивают способы работы карандашом и циркулем, научаются их готовить, налаживать. Некоторые со временем приобретают более качественные принадлежности, понимая, что от этого сильно зависит качество исполнения чертежа.

Указанные работы требуют также особого подхода педагога при выдаче задания и, особенно, при проверке. Поэтому очень важно придумать такую систему оценивания, которая будет стимулировать учащихся выполнять работы правильно и качественно.

Достаточно удобной считается система, когда в начале курса, например на вводном занятии, учитель проговаривает с учащимися типичные ошибки при выполнении графических работ на форматах. Можно сделать распечатку-памятку критериев для того, чтобы они вклеили её в тетрадь. Чтобы потом в спорных случаях указывать пункт, по которому были снижены баллы. Ниже предлагается список типичных ошибок, за каждый пункт из которого снижается по 0,25 балла и считается итоговая оценка за работу. Важно, что само задание должно быть выполнено хотя бы частично (за не до конца выполненное задание отметка снижается на 0,5 балла; если выполнен только минимальный объём задания, снимается 1 балл), несделанная работа не подлежит дальнейшему оцениванию, ставится «2». Важно сообщить об этом детям, разбирая критерии. Оставшиеся баллы округляются по правилу математического округления. Отдельно стоит сказать, что «стоимость» ошибки может быть скорректирована учителем в соответствии с уровнем графической подготовки и способностями учащихся.

Частые ошибки при оформлении чертежа, или за что снижается отметка

Критерий

Балл

1. Объём задания:

  • выполнен только установленный минимум;
  • задание не закончено;

2. Рамка вычерчена не по размерам или бледная
3. Основная надпись:

  • вычерчена не по размерам;
  • расположена не на своем месте;
  • не обведена яркой линией;
  • заполнена не чертежным шрифтом;
  • заполнена ручкой, а не карандашом.

4. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:

  • контур детали не обведен, то есть бледный;
  • нет осевой линии;
  • нет второй осевой линии на окружности;
  • осевая линия вычерчена неверно;
  • размерные линии одной толщины с контуром;
  • отсутствуют выносные линии.

5. Соблюдение масштаба:

  • чертеж выполнен не по заданному масштабу;
  • размеры на чертеже нанесены не натуральные.

6. Нанесение размеров:

  • размерные линии расположены близко к контуру детали;
  • неаккуратные стрелки;
  • отсутствуют стрелки;
  • один и тот же размер нанесен дважды;
  • неаккуратные размерные числа;
  • размерные числа расположены под размерными линиями;
  • размерные числа нанесены «вверх ногами»;
  • размеры нанесены не в том порядке;
  • нанесены не все размеры;
  • неверно нанесен размер диаметра окружности;
  • неверно нанесен размер радиуса окружности;
  • неверно нанесен радиус скругления.

7. Общий неаккуратный вид чертежа.

 

–1
–0,5

–0,25


–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

0,5

Как видим, система несложная, поэтому достаточно распространённая.

Часто работы оцениваются преподавателями по разработанным ими самими критериям, которые также следует корректировать в соответствии с уровнем графической подготовки и способностями учащихся, например:

Оценка

Критерии

Ошибки

Недостатки

«5»

Выполнен полный объём задания. Аккуратно, рационально и безошибочно, с соблюдением всех правил и требований ЕСКД

1

«4»

Задание сделано полностью

2–3

«3»

А. Выполнен минимальный объём задания
Б. Выполнен минимальный объём задания

1–2

2–3
3–5

«2»

А. Невыполнение минимально допустимого объема задания
Б. Выполнен минимальный объём задания
В. Выполнен минимальный объём задания
Г. Выполнен минимальный объём задания


>2

1–2 грубые

 

>5

Здесь следует раскрыть, что при оценке знаний, умений и навыков учащихся считается недостатками, ошибками и грубыми ошибками:

Недостатки

- использование нестандартного формата;
- вычерчивание внутренней рамки чертежа без соблюдения расстояний от края листа;
- несоблюдение размеров граф основной надписи;
- наличие незаполненных граф основной надписи;
- несоблюдение стандартной толщины линий;
- нарушение минимально допустимых расстояний между контуром детали и ближайшей размерной линией, между соседними размерными линиями;
- дублирование размеров;
- отсутствие осевых и центровых линий;
- недостаточное количество размеров на чертеже;
- неграмотный выбор главного вида.

Ошибки

- применение линий чертежа не по назначению;
- ошибки в применении или обозначении масштаба;
- ошибки в начертании букв или цифр шрифта;
- нарушение требований стандарта при простановке размерных чисел (отсутствие необходимых условных знаков, нарушение шахматного порядка, простановка размерных чисел «вверх ногами»);
- наличие замкнутой размерной цепи;
- ошибки сопряжения;
- нарушение свойств ортогонального проецирования (параллельности и ортогональности линий);
- проекционные ошибки (непонимание формы);
- ошибки в изображении или обозначении сечения;
- ошибки в изображении или обозначении разреза;
- ошибки в условном обозначении резьбы;
- избыток изображений на чертеже.

Грубые ошибки

- недопустимые стандартом пересечения выносных и размерных линий;
- использование контурных линий в качестве выносных;
- нарушение проекционных связей;
- ошибки в условном изображении резьбы;
- ошибки в изображении резьбовых соединений.

Как видим, системы схожи по набору типичных ошибок и недостатков, но слабо представлена прилежность исполнения: в первой за общий неаккуратный вид чертежа снижается полбалла, во второй аккуратность упоминается только в критериях на максимальную оценку работы. Это кажется несправедливым и недостаточно мотивирует к аккуратному исполнению работы. Поэтому предлагается оценивать графические работы на формате двумя отметками: за прилежание и собственно за работу.

Использование такой системы оценивания показало, что учащиеся очень трепетно относятся к оценке за прилежание. Также они очень быстро понимают, что наличие качественного инструмента сильно меняет и качество работы.

Оптимальным набором чертежных принадлежностей для выполнения графических работ на формате является следующий:

  • пара отлично заточенных карандашей (твёрдого и твёрдо-мягкого),
  • хорошая точилка, которой также можно поправить грифель циркуля,
  • циркуль с грифелем достаточной жёсткости (твёрдо-мягким);
  • прямая линейка с ручкой длиной ≥300 мм и шкалами с обеих сторон;
  • угольники ≥200 мм, у которых шкалы нанесены на обоих катетах и начинаются от краев, внутри не просто какой-то формы «дырка», но штамповка, например с шаблонами отверстий или хотя бы транспортир.

Все линейки должны быть жесткими, бесцветными. Риски и цифры на шкалах должны быть яркими. Идеальным должен быть и ластик.

Хороший инструмент формирует у учащихся культуру правильной организации рабочего места, аккуратного и бережного отношения к инструменту, которое проецируется на отношение к работе в целом. И не только на уроках черчения.

Итак, критерии выставления первой оценки, за прилежание:

За что снижается отметка

Критерий

Балл

1. Бумага:

  • залом, сгиб;
  • разрыв;
  • сминание;
  • сложенный лист;
  • использование нестандартного формата.

2. Общий неаккуратный вид чертежа:

  • пятна растёртого грифеля;
  • плохо стёртые ошибочно вычерченные элементы;
  • неубранные засечки;
  • продавленный след от грифеля.

 

–0,5
–0,5
–0,5
–1
–1

 

–0,5
–0,5
–0,5
–0,5

Критерии выставления второй оценки, собственно за работу:

За что снижается отметка

 

Критерий

Балл

1. Объём задания:

  • выполнен только установленный минимум;
  • задание не закончено;

2. Рамка вычерчена не по размерам или бледная
3. Основная надпись:

  • вычерчена не по размерам;
  • расположена не на своем месте;
  • не обведена яркой линией;
  • заполнена не чертежным шрифтом;
  • заполнена ручкой, а не карандашом.

4. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:

  • контур детали не обведен, то есть бледный;
  • нет осевой линии;
  • нет второй осевой линии на окружности;
  • осевая линия вычерчена неверно;
  • размерные линии одной толщины с контуром;
  • отсутствуют выносные линии.

5. Соблюдение масштаба:

  • чертеж выполнен не по заданному масштабу;
  • размеры на чертеже нанесены не натуральные.

6. Нанесение размеров:

  • размерные линии расположены близко к контуру детали;
  • неаккуратные стрелки;
  • отсутствуют стрелки;
  • один и тот же размер нанесен дважды;
  • неаккуратные размерные числа;
  • размерные числа расположены под размерными линиями;
  • размерные числа нанесены «вверх ногами»;
  • размеры нанесены не в том порядке;
  • нанесены не все размеры;
  • неверно нанесен размер диаметра окружности;
  • неверно нанесен размер радиуса окружности;
  • неверно нанесен радиус скругления.

 

–1
–0,5

–0,25


–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25

 

–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25
–0,25

Подводя итог, сказать хочется следующее: все три рассмотренных способа оценивания графических работ на формате пригодны к использованию. Учитель может выбрать наиболее удобный или разработать свою систему. Но самое важное, что в любом случае все проверенные работы обязательно должны быть рассмотрены с учащимися, должен быть проведен разбор ошибок по каждой работе. Замечено, что после такого разбора большинство учащихся перестают делать эти ошибки.