В данной статье рассматривается оценивание самостоятельных практических работ по черчению, выполняемых школьниками на форматах с использованием чертёжных принадлежностей. Возможно использование этого способа как в рамках модуля «Черчение» предмета «Труд (технология)», так и в составе отдельного курса.
Черчение – предмет, сочетающий образное, логическое и пространственное мышление. В физиолого-психологической сфере развивает моторику и координацию движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), а также прилежание и аккуратность. Со временем достигается необходимая точность движений при выполнении различных технологических операций и соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований.
Большинство графических работ по предмету делается в тетради, но их следует чередовать с выполнением на формате, так как эти работы требуют особо тщательного исполнения, особой аккуратности. Они воспитывают усидчивость и прилежание. Многим они даются сложнее, и задачей этих работ в том числе является снятие этого напряжения. Буквально со второй графической работе на формате у детей начинает получаться лучше, получаться хорошо и даже отлично. Они осваивают способы работы карандашом и циркулем, научаются их готовить, налаживать. Некоторые со временем приобретают более качественные принадлежности, понимая, что от этого сильно зависит качество исполнения чертежа.
Указанные работы требуют также особого подхода педагога при выдаче задания и, особенно, при проверке. Поэтому очень важно придумать такую систему оценивания, которая будет стимулировать учащихся выполнять работы правильно и качественно.
Достаточно удобной считается система, когда в начале курса, например на вводном занятии, учитель проговаривает с учащимися типичные ошибки при выполнении графических работ на форматах. Можно сделать распечатку-памятку критериев для того, чтобы они вклеили её в тетрадь. Чтобы потом в спорных случаях указывать пункт, по которому были снижены баллы. Ниже предлагается список типичных ошибок, за каждый пункт из которого снижается по 0,25 балла и считается итоговая оценка за работу. Важно, что само задание должно быть выполнено хотя бы частично (за не до конца выполненное задание отметка снижается на 0,5 балла; если выполнен только минимальный объём задания, снимается 1 балл), несделанная работа не подлежит дальнейшему оцениванию, ставится «2». Важно сообщить об этом детям, разбирая критерии. Оставшиеся баллы округляются по правилу математического округления. Отдельно стоит сказать, что «стоимость» ошибки может быть скорректирована учителем в соответствии с уровнем графической подготовки и способностями учащихся.
Частые ошибки при оформлении чертежа, или за что снижается отметка |
|
Критерий |
Балл |
1. Объём задания:
2. Рамка вычерчена не по размерам или бледная
4. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:
5. Соблюдение масштаба:
6. Нанесение размеров:
7. Общий неаккуратный вид чертежа. |
–1 –0,25
–0,25
–0,25
–0,25 –0,5 |
Как видим, система несложная, поэтому достаточно распространённая.
Часто работы оцениваются преподавателями по разработанным ими самими критериям, которые также следует корректировать в соответствии с уровнем графической подготовки и способностями учащихся, например:
| Оценка | Критерии |
Ошибки |
Недостатки |
«5» |
Выполнен полный объём задания. Аккуратно, рационально и безошибочно, с соблюдением всех правил и требований ЕСКД |
— |
1 |
«4» |
Задание сделано полностью |
— |
2–3 |
«3» |
А. Выполнен минимальный объём задания |
1–2 |
2–3 |
«2» |
А. Невыполнение минимально допустимого объема задания |
|
>5 |
Здесь следует раскрыть, что при оценке знаний, умений и навыков учащихся считается недостатками, ошибками и грубыми ошибками:
Недостатки |
- использование нестандартного формата; |
Ошибки |
- применение линий чертежа не по назначению; |
Грубые ошибки |
- недопустимые стандартом пересечения выносных и размерных линий; |
Как видим, системы схожи по набору типичных ошибок и недостатков, но слабо представлена прилежность исполнения: в первой за общий неаккуратный вид чертежа снижается полбалла, во второй аккуратность упоминается только в критериях на максимальную оценку работы. Это кажется несправедливым и недостаточно мотивирует к аккуратному исполнению работы. Поэтому предлагается оценивать графические работы на формате двумя отметками: за прилежание и собственно за работу.
Использование такой системы оценивания показало, что учащиеся очень трепетно относятся к оценке за прилежание. Также они очень быстро понимают, что наличие качественного инструмента сильно меняет и качество работы.
Оптимальным набором чертежных принадлежностей для выполнения графических работ на формате является следующий:
- пара отлично заточенных карандашей (твёрдого и твёрдо-мягкого),
- хорошая точилка, которой также можно поправить грифель циркуля,
- циркуль с грифелем достаточной жёсткости (твёрдо-мягким);
- прямая линейка с ручкой длиной ≥300 мм и шкалами с обеих сторон;
- угольники ≥200 мм, у которых шкалы нанесены на обоих катетах и начинаются от краев, внутри не просто какой-то формы «дырка», но штамповка, например с шаблонами отверстий или хотя бы транспортир.
Все линейки должны быть жесткими, бесцветными. Риски и цифры на шкалах должны быть яркими. Идеальным должен быть и ластик.
Хороший инструмент формирует у учащихся культуру правильной организации рабочего места, аккуратного и бережного отношения к инструменту, которое проецируется на отношение к работе в целом. И не только на уроках черчения.
Итак, критерии выставления первой оценки, за прилежание:
За что снижается отметка |
|
Критерий |
Балл |
1. Бумага:
2. Общий неаккуратный вид чертежа:
|
–0,5
–0,5 |
Критерии выставления второй оценки, собственно за работу:
| За что снижается отметка |
|
Критерий |
Балл |
1. Объём задания:
2. Рамка вычерчена не по размерам или бледная
4. Линии чертежа не соответствуют ГОСТ ЕСКД:
5. Соблюдение масштаба:
6. Нанесение размеров:
|
–1 –0,25
–0,25
–0,25
–0,25 |
Подводя итог, сказать хочется следующее: все три рассмотренных способа оценивания графических работ на формате пригодны к использованию. Учитель может выбрать наиболее удобный или разработать свою систему. Но самое важное, что в любом случае все проверенные работы обязательно должны быть рассмотрены с учащимися, должен быть проведен разбор ошибок по каждой работе. Замечено, что после такого разбора большинство учащихся перестают делать эти ошибки.