Набор ключевых компетенций является основой будущей социальной компетентности. Формирование у обучающихся ключевых компетенций позволяет сделать школьника активным субъектом образовательного процесса, инициатором своей учебной деятельности. Поэтому формирование ключевых компетенций начинается с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники их освоят, зависит успешность их дальнейшего образования.
В статье рассмотрены ключевые компетенции, которые необходимо формировать у младших школьников, формы, методы работы по созданию оптимальных условий для формирования ключевых компетенций у младших школьников в условиях ФГОС.
Современная образовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Глава 1
Основу совершенствования современного образования составляет переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для овладения комплексом компетенций, которые отражают уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования. При этом основным фактором успешного обучения выступает формирование образовательных компетенций.
Прописанный в актуальных нормативно-правовых документах в области образования Российской Федерации социальный заказ общества предъявляет высокие требования к выпускнику начальной школы. Таким образом, на первый план в подготовке младшего школьника выходит требование к способности гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в жизни.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция способствует самоопределению обучающегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жизнедеятельности в целом.
Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает технология проектной деятельности.
Общекультурная компетенция связана с национальными особенностями и общечеловеческой культурой, духовными и нравственными основами жизни человечества. Она рассматривает основы семейных, социальных, общественных традиций и обычаев как отдельного народа, так и всего человечества.
Постоянно формирую у своих воспитанников представления о нравственности, учу взаимодействию со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщаю к системе культурных ценностей, к духовным ценностям мировой и отечественной культуры, подготавливаю их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирую у младших школьников гуманистическое мировоззрение, морально-этические знания и убеждения, этическую культуру, стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Приобщить младших школьников к духовно-культурным ценностям помогают различные мероприятия внеурочной деятельности:
- путешествия и экскурсии;
- посещение музеев и выставок;
- посещение театров и библиотеки;
- знакомство с народными традициями;
- уроки толерантности и доброты;
- благотворительные акции;
- исследовательские и творческие проекты.
Учебно-познавательная компетенция обучающихся, являясь ключевой, актуальна как фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности, влияющий на возрастание мотивации к познавательной активности, позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни, определяющий готовность к продуктивной практической деятельности.
Свою педагогическую задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Знакомлю младших школьников со способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Учу младших школьников анализировать, дифференцировать признаки, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать. Дети овладевают навыками добывания знаний из окружающей действительности, осваивают приемы действий в нестандартных ситуациях.
Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся работают с интерактивной доской, нетбуками, системой контроля и мониторинга качества знаний «PROClass».
Проектная деятельность также позволяет формировать ключевые компетенции младших школьников. Обучающиеся моего класса активно участвовали в различных проектах школьного, муниципального и всероссийского уровня.
Это всероссийские сетевые проекты «Чудеса в решете» и «Зарядка для ума» на сайте «Nachalka.com» http://www.nachalka.com. Данная проектная деятельность подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Взаимодействуя в сетевом проекте, школьники овладевают метапредметными компетенциями в различных образовательных областях. У них формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество, сотрудничество детей и педагогов, где в процессе работы обучающиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, сообща редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты.
Начинаю формирование коммуникативных компетенций детей с первых дней обучения их в школе. Активизирую коммуникативную деятельность младших школьников, побуждая обучающихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В структуре ключевых компетенций значительное место уделено социальной компетенции как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Социальные компетенции связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
В структуре ключевых компетенций значительное место уделено социальной компетенции как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.
Для создания такой развивающей среды большую роль может и должно сыграть трудовое воспитание, которое наряду с учебной деятельностью является важным средством формирования социальной компетентности обучающихся. Трудовое воспитание обеспечивает создание развивающей среды - одного из ключевых понятий в развитии социальной компетентности.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
Организация труда – дело хлопотное. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает школьников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Глава 2. Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами современного урока
Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. В связи с этим возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы это компетентностный подход.
Компентностный подход - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным. Формирование компетентности учащихся является одной из наиболее актуальных проблем образования. Задача педагога заключается в создании оптимальных условий для формирования ключевых компетенций у младших школьников средствами современного урока в условиях ФГОС
Современная образовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программ
Составляющими элементами понятия "компетенция" являются:
- знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
- навыки - это владение средствами и методами;
- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
- стереотипы поведения - видимые формы действий;
- усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
К ключевым компетенциям относятся:
- ценностно-смысловые компетенции - связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения;
- общекультурные компетенции, т.е. духовно-нравственные основы жизни человека;
- учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
- информационные компетенции – владение современными средствами информации; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;
- социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
- компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности .
Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.
Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться.
Ученик учится добывать знания непосредственно из окружающей действительности, владеть приёмами решения учебно-познавательных проблем, В этом важная роль отводится информационным технологиям которые открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка.
ФГОС второго поколения определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.
Таким образом, для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки.
Формирование ключевых компетенций младших школьников предполагает высокую активность учащихся. Позволяет добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащемуся свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
Компетентностная модель обучения даёт высокий результат и в целом к концу обучения в начальной школе, у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Список используемой литературы
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
- Щербинова Н.Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября».