Предмет: география.
Класс: 8.
Цель: создать условия для освоение новых знаний о государственной территории России, территориальных водах, государственной границе и географическом положении страны.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями «государственная территория», «территориальные воды», «государственная граница» и «географическое положение».
- рассмотреть особенности государственной границы России и её географического положения.
- развивать умение работать с картой и анализировать информацию.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты
Личностные:
- Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
- Осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей.
- Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм.
- Овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач.
- Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные:
- устанавливать существенные признаки классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
- выявлять дефициты географической информации для решения поставленных задач;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать варианты решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
- оценивать надежность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устной и письменной формах;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии, обнаруживать сходства и различия позиций;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных задач, определять свою роль в выполнении работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Регулятивные УУД:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- оценивать соответствие цели и условиям;
- владеть способами самоконтроля и рефлексии.
Предметные:
- характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
- использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
- показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России;
- представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Средства обучения: интерактивный плакат, физическая карта России, атлас 8 класс.
Формы работы на уроке: индивидуальная и парная.
Характеристика этапов урока
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Мотивация самоопределение к деятельности |
Приветствует учащихся. |
Командир класса сдает рапорт, учащиеся приветствуют учителя. |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы |
Предоставляет материал, подбирает методы, приёмы проведения актуализации знаний |
Отвечают на вопросы педагога, |
Освоение новых знаний и способов деятельности |
Формулирует вопросы проблемного характера |
Обучающиеся выполняют задания |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация |
Предлагает задания направленные на обобщение и систематизацию полученных знаний и способов деятельности. |
Самостоятельно выполняют задания. |
Подведение итогов урока, рефлексия |
Подводит итог урока |
Осознают содержание изученного материала, значимость полученного опыта |
Сценарий урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Учитель проверяет готовность к уроку.
2. Мотивация самоопределение к деятельности
Прослушайте фрагмент песни Любэ «От Волги до Енисея».
«Что в словах песни не соответствует действительности?» (Территория Росси не от Волги до Енисея, а гораздо больше).
Россия – самая большая страна в мире. А что вы знаете о ее территории?
Вспомните, как она формировалась? Когда произошли последние изменения?
Сейчас площадь России 17,2 млн. км2.
3. Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы
А теперь выполните диагностическую работу (листочки с заданиями на столе) (Приложение 1)
Обсуждение результатов работы.
Откройте карту на стр. 5-6. Рассмотрите ее и ответьте на вопрос: что изображено на карте? (Территория России.)
Какова наша задача сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (Задача — изучить территорию России. Тема урока: «Государственная территория Российской Федерации»)
Проблемный вопрос: что входит в понятие «государственная территория» и чем ограничивается?
4. Освоение новых знаний и способов деятельности
Учитель предлагает изучить информацию в галерее изображений (Библиотека ЦОР) и ответить на вопросы:

Какой закон России регламентирует понятие «территория Российской Федерации»?
Что понимается под территорией России?
На какие еще территории распространяется юрисдикция России согласно Конституции?
Что такое континентальный шельф?
Что входит в территориальные воды?
Что такое полуэксклав?
Россия — крупнейшая страна по площади. Какую долю ее территории суши занимают поверхностные воды?
Какую ширину имеют территориальные воды государства и исключительная экономическая зона?
Есть ли в любом другом государстве территория России?
Где еще можно оказаться на территории своей страны?
Чем различаются воздушное пространство и суверенное воздушное пространство?
Чем регламентируется территория государства?

Схему перечертить в тетрадь.
А теперь, ребята, давайте выясним, где же находится наша страна на карте мира.
Проблемный вопрос: Как ее географическое положение влияет на климат, природу и хозяйство?
Географическое положение (ГП) – это местоположение страны на земном шаре по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам, океанам и материкам.
Алгоритм характеристики ГП (Приложение 2) у вас на столах, атласы стр. 5, 14-15 (работаем в группах)
- 1 группа – пункт 1
- 2 группа – пункт 2, 3,4
- 3 группа – пункт 5
- 4 группа – пункт 6
- 5 группа – пункт 7
По итогам работы выступают представители каждой группы, учащиеся записывают в тетрадь.
При подготовке и ответах используют интерактивный плакат (карту) https://interacty.me/projects/71804bd9d68f7bb2 (Приложение 3)
Как же ГП влияет на климат, природу и жизнь людей?
(разнообразие климатических поясов, контрастность климата, разнообразие природных зон, богатство природных ресурсов, выход к морям - возможность торговли с другими странами)
Учитель подводит итог. Географическое положение играет огромную роль в жизни России.
Оно определяет климат, природу, хозяйство страны, влияет на ее развитие и международные отношения. Знание особенностей ГП нашей Родины помогает нам лучше понять ее уникальность, ценить ее природные богатства и гордиться своей страной.
5. Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Работа с контурной картой. (индивидуальная). 3 человека по очереди работает с интерактивной доской. (Приложение 4)
- Обозначить границу России (красный)
- Обозначить границу между Европой и Азией (синий)
- Обозначить и подписать крайние точки (зеленый)
Учитель проверяет работу у доски, корректирует, учащиеся самостоятельно проверяют свою работу, оценивают.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
Учитель подводит итог урока: Россия – это не просто страна, а уникальный мир, созданный самой природой.
Задает вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания были наиболее интересными?
- Что было сложным?
Объясняет домашнее задание:
- Прочитать § 4, повторить записи в тетради (у кого не было затруднений).
- Выучить записи в тетради (для кого тема оказалась сложной).