Некоторые формы работы по развитию речи обучающихся в первом классе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: развитие речи


«Знать русский язык, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации» – Владимир Путин.

Развитие речи обучающихся в образовательном процессе происходит непрерывно и постоянно во время всех школьных моментов: на уроках, на кружковых занятиях, во внеурочной деятельности, на переменах.

На каждом уроке формируется и оттачивается умение учеников отвечать полным развёрнутым ответом. Для этого перед глазами детей всегда есть подсказки с началом фразы («Я думаю, что…», «По моему мнению…», «Я считаю, что…»). Этот приём незаконченных предложений помогает младшему школьнику сориентироваться и выстроить правильно свой ответ.

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Ум, то есть мышление и речь, находится в тесной взаимосвязи с мелкой моторикой рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и тонкие движения, расположены рядом. Моторная область, развиваясь, стимулирует развитие речевой. Развитием мелкой моторики рук мы с учениками занимаемся на уроках технологии и на занятиях кружка «Волшебный мир бумаги», которые посещает весь класс без исключения. С каждым уроком и занятием дети показывают всё лучшие и лучшие результаты в развитии мелкой моторики. Так же занятия ручным трудом обогащают словарь учеников, развивают мышление, воображение, эмоционально-волевую сферу.

Одна из форм работы по развитию речи, применяемая мною, – ребусы. Использую ребусы в тексте. Дети отгадывают слова, зашифрованные в ребусе, чтобы получить связный текст.

В качестве речевой разминки ученикам полюбилась игра «Слова из слова», или «Наборщик», когда из одного длинного слова составляются много коротких. Используем разные виды этой работы: и я пишу на доске под диктовку детей, и ученики работают самостоятельно в тетрадях.

Ещё одна форма работы по развитию речи – составление связного текста из неполных предложений. Ученики на карточках дописывают недостающие слова, в этом им помогают слова для справок, расположенные на этих же карточках. Эти задания делятся по уровням сложности: в менее сложных слова для справок расположены в правильном порядке и стоят в нужной форме, а в более сложных – необходимо продумать порядок слов и поставить их в нужную форму.

Активно использую несколько видов работы с деформированными предложениями.

  1. Ученики на доске нумеруют слова в правильном порядке, а потом записывают их в тетради.
  2. Работа с деформированным текстом, который необходимо ещё и озаглавить. Учащиеся расставляют слова в правильном порядке и записывают текст в тетрадях, после чего сверяются с эталоном на доске.

Работа с деформированными предложениями в интерактивном режиме. Разделив учеников на группы, раздаю каждой «шифровки» – листы бумаги с тремя картинками и схемой предложения. Ученики расшифровывают загаданное в картинках предложение, в этом им помогает схема спрятанного предложения. Дальше требуется найти нужные карточки со словами, которые «разбежались» по всему кабинету, и наклеить их на лист, чтобы получилось предложение. Результаты работы крепим на доску.

Начиная со второго полугодия первого класса, применяю с учениками написание изложений. Текст из трёх-четырёх предложений написан на доске. Ученики читают  хором, по одному, про себя, по цепочке. Разбираем и обсуждаем каждое слово. Обговариваем знаки, которыми заканчиваются предложения, как выделяем начало каждого предложения. Считаем количество предложений и слов в них. После этого с доски «исчезают» некоторые слова и буквы. Ребята записывают восстановленный текст в тетрадях.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.