Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» (Ж.-Ж.Руссо)

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию. Ребенок же беспомощен в таких ситуациях. Только взрослые способны дать ему защиту, создать условия для его полноценного развития.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса, в первую очередь, конечно, ребёнка, так как по современным исследованиям прослеживается ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения в школе.

Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Ученики страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. У некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.

Моя деятельность связана с преодолением эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Учитывая основную цель работы: комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе на начальной ступени образования, передо мной, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья учащихся. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

  • выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и эмоциональную нестабильность у детей;
  • комплектование «группы риска» для коррекционно-развивающей работы; проведение занятий;
  • создание благоприятного психологического климата в школе и семье;
  • применение здоровьесберегающих технологий в работе.

– Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и эмоциональную нестабильность у детей.

В качестве показателя психического здоровья, такие психологи как О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности. Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством диагностической работы в начале года, позволяющая выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие учащихся.

– Комплектование «группы риска» для коррекционно-развивающей работы и проведение занятий.

С целью коррекции эмоциональных состояний, развития познавательных процессов, социально-психологической адаптации первоклассников и пятиклассников использую психологические коррекционно-развивающие программы: «Тропинка к своему Я» (научится понимать себя, найти свое место в школьной жизни), «Программа по коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста» (профилактика и снятие агрессии), «Азбука уверенности в себе» (повышение уверенности в себе), «Учусь управлять собой» (развитие саморегуляции), «Юным умникам и умницам», «Программа по нейропсихологической коррекции с детьми младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности», «Я – первоклассник!», «Я – пятиклассник!» и др.

Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся проводятся групповые и индивидуальные занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают меня активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности, интерактивные приемы (круглый стол, мозговой штурм, кейс-метод, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов), дидактические, ролевые, подвижные, познавательные и другие игры, креативные методы арт-терапиии, психогимнастика, релаксация, самомассаж.

В своей практике использую тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.

В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии: игротерапия по коррекции поведения и личности (страхи, агрессивность, неуверенность, упрямство и др.), арт-терапия, музыкотерапия, коммуникативные игры, сенсорные игры, психогимнастика, релаксация, самомассаж.

Игротерапия – универсальное средство коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка, через игру можно пытаться решить некоторые проблемы связанные с поведением и личностные проблемы.

Цикл занятий зависит от коррекционно-развивающей программы, частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 30-40 минут (в зависимости от состояния обучающихся, сложности предлагаемых упражнений и других обстоятельств работы).

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арт-терапия имеет ряд достоинств при организации работы обучающимися, а именно:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  • ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
  • помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Занятия проходят как в подгрупповой форме по 3-7 человек, индивидуально, так и фронтально – со всеми детьми, находящимися в классе. Темы «Я в школе», «Я – дома», «Мой самый хороший поступок», «Моя мечта», «Мои страхи», «Мой сон», «Нарисуй свой мир», «Мой день», «Рисунок на свободную тему» и другие также являются хорошей основой для проработки и осознания чувств. Упражнение на образно-символическое рисование дают возможность разобраться в понятиях «Добро», «Зло», «Счастье». Также эффективность в работе показали такие задания как: «Волшебные пятна», «Волшебные нитки», «Отпечатки», «Каракули», мандала, игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т.д.), работа с найденными предметами и многое другое.

Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где в коррекционных целях используется музыка. Это направление включается в работу с учащимися, имеющими нарушения в психоэмоциональном состоянии, эмоционально личностные проблемы, конфликтные межличностные отношения.

Занятия проходят как в индивидуальной, так и подгрупповой (3-7 человек) формах. На занятиях используется медитативная музыка, передающая картины природы в аудиозаписи: «Шум дождя», «Морской прибой», «Волшебство леса» и др. После прослушивания в беседе с ребёнком я выясняю, что он «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами может нарисовать. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации.

Коммуникативные игры – игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

Занятия проходят фронтально – со всеми детьми, находящимися в классе и подгрупповой формах (3-7 человек). Использую такие игры как: «Подарок», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Пойми меня», «Совместный рисунок», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», игры-ситуации, игры-имитации и др.

Сенсорная игра – это вид игры, в которой задействованы все чувства ребенка, включая осязание, обоняние, зрение, звук и вкус. Цель – стимулировать исследование, творчество и обучение. Кроме того, каждый новый опыт, полученный детьми с различными органами чувств, создает нейронные связи, которые развивают архитектуру их мозга.

Занятия проходят как в индивидуальной, так и групповой (3-7 человек) формах. Использую такие игры и упражнения: «Мысленная картина», «Писатели звездных историй», «Звездочеты», «Коса», «Золотая рыбка» и др.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Занятия проходят как в подгрупповой форме – 3-7 человек, так и индивидуально. На занятиях используется: Этюды на расслабление, «Изобрази эмоцию», «Руки на коленях», Упражнение «Пантомима», Кинезиологические упражнения.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности.

Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому психолог должен помочь детям при помощи упражнений: на напряжение и расслабление мышц «Рот на замочке», «Улыбка», «Напряжение»; дыхательные техники: «Часики», «Грейпфрут», дыхание по квадрату; техники связанные с использованием образов «Отдых на море», «Плывем в облаках», «Воздушные шарики», «Радуга» и др.

Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.

Игровой массаж улучшает кровоснабжение кожи, уменьшает напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Занятия проходят как в подгрупповой форме – 3-7 человек, так и индивидуально. Для начала делаем разогревающий массаж: «Рисуем головой», «Рисуем локтями», «Рисуем туловищем», «Рисуем коленом», «Рисуем стопой». Далее делаем «Массаж головы», «Массаж рук», «Массаж спины», «Оздоровительный массаж всего тела».

Использование данных технологий позволяют помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях.

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:

  • Ритуалы приветствия и прощания;
  • Дыхательные гимнастики;
  • Упражнения на развитие психофизической регуляции;
  • Упражнения на развитие двигательной координации;
  • Динамо-статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
  • Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
  • Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
  • Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
  • Релаксация.

Участие в занятиях помогает учащимся эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, «отыграть» страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

Наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей:

  • Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  • Обучение бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  • Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • Обучение навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:

  1. Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Как помочь первокласснику адаптироваться к школе», «Психофизические возрастные особенности младших школьников», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения», «Как помочь ребёнку сосредоточиться?», «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни», «В вашей семье растёт пятиклассник...», «Ваш ребёнок – пятиклассник» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, памятки с рекомендациями по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
  2. Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволяет нам сохранить здоровье учащихся, научит их заботиться о себе.