Цель: Сформировать у учащихся представление об основных формах земной поверхности: горах, равнинах, холмах и оврагах.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями "горы", "равнины", "холмы" и "овраги".
- Научить различать эти формы земной поверхности по их внешним признакам.
- Формировать представление о разнообразии земной поверхности.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
- Развивать умение работать с картой (схематичной).
- Развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение сотрудничать и помогать друг другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащиеся знают определения "горы", "равнины", "холмы" и "овраги".
- Умеют различать эти формы земной поверхности по их внешним признакам (высоте, крутизне склонов, наличию вершин и т.д.).
- Могут привести примеры гор и равнин своей местности (если таковые имеются).
Метапредметные:
- Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют и оценивают свои действия; вносят необходимые коррективы.
- Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации (в учебнике, презентации, интернете – под контролем учителя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы; строят логические рассуждения.
- Коммуникативные: Умеют слушать и понимать речь других; умеют работать в паре и группе, договариваться, распределять роли, оказывать взаимопомощь; умеют выражать свои мысли четко и понятно.
Личностные:
- Проявляют интерес к изучению окружающего мира; осознают красоту и разнообразие природы; проявляют бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
- Мультимедийная доска, проектор, компьютер.
- Презентация к уроку (с фотографиями гор, равнин, холмов, оврагов, схематичными изображениями, анимацией).
- Физическая карта России (упрощенная, для начальной школы).
- Карточки с названиями форм земной поверхности (гора, равнина, холм, овраг).
- Пластилин (разных цветов), дощечки для лепки, стеки (на каждую пару).
- Карточки с заданиями для работы в группах (см. ниже).
- Сигнальные карточки (зелёный – всё понятно, жёлтый – есть вопросы, красный – ничего не понятно).
- Небольшие камни, песок, глина (по желанию, для демонстрации процесса образования оврага).
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой: "Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по нашей планете! Готовы к новым открытиям?"
II. Актуализация знаний (5 минут)
Беседа: "Что такое земная поверхность? Что можно увидеть на земной поверхности?" (Леса, реки, озёра, города, поля, дороги…)
Вопрос: "Вся ли земная поверхность одинаковая? Или она разная?" (Разная).
Слайд: На экране фотографии разных пейзажей: лес, поле, берег моря, горы.
Вопрос: "Чем отличаются эти места друг от друга?" (Высотой, рельефом…)
III. Создание проблемной ситуации (7 минут)
История (рассказывает учитель, сопровождая слайдами):
"Представьте себе, что два друга - Миша и Маша - отправились в поход. Миша взял с собой карту. Они шли-шли и увидели перед собой…"
Слайд 1: Картинка высокой горы. "Миша сказал: "Ой, как высоко! Нам придётся долго подниматься!"
Слайд 2: Картинка ровного поля. "Потом они вышли на ровное место. Маша обрадовалась: "Здесь легко идти, совсем нет подъёмов и спусков!"
Слайд 3: Картинка небольшого холма. "Но вскоре им встретился небольшой подъём. Миша сказал: "Это не гора, конечно, но всё равно нужно немного постараться, чтобы подняться наверх!"
Слайд 4: Картинка оврага. "Вдруг Маша закричала: "Ой, Миша! Аккуратно! Здесь глубокая яма!""
Вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему Миша и Маша встречали на своём пути такие разные места? Почему земная поверхность неровная? Как называются все эти 'высокие места', 'ровные места', 'небольшие подъемы' и 'глубокие ямы'?"
Проблема: "Миша и Маша не знают, как называются эти формы земной поверхности! Давайте им поможем!"
IV. Формулирование темы и цели урока (3 минуты)
Учитель: "Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?"
Дети: "Узнавать, как называются разные формы земной поверхности".
Учитель: "Правильно! Тема нашего урока: "Формы земной поверхности". Мы познакомимся с основными формами земной поверхности, научимся их различать и узнаем, как они образуются".
V. Открытие нового знания (15 минут)
1. Горы
Слайд: Фотографии гор (разные: высокие, низкие, с острыми вершинами, с пологими склонами).
Объяснение: "Горы – это участки земной поверхности, высоко поднимающиеся над окружающей местностью. Они имеют вершину, склоны и подножие."
Показ на карте: Показ гор на физической карте России (например, Уральские горы, Кавказские горы). Объяснение условных обозначений гор на карте.
Вопрос: "Все ли горы одинаковые? Чем они отличаются?" (Высотой, крутизной склонов, формой вершины).
2. Равнины
Слайд: Фотографии равнин (поля, луга, степи).
Объяснение: "Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности. Они бывают плоскими и холмистыми."
Показ на карте: Показ равнин на физической карте России (например, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина). Объяснение условных обозначений равнин на карте.
Вопрос: "Чем равнины отличаются от гор?" (Отсутствием большой высоты, ровной поверхностью).
3. Холмы
Слайд: Фотографии холмов.
Объяснение: "Холмы – это небольшие возвышенности на равнине. Они имеют вершину, склоны и подножие, но не такие высокие, как горы."
Сравнение с горами и равнинами: "Чем холмы отличаются от гор? Чем холмы отличаются от равнин?" (Высотой, размером).
4. Овраги
Слайд: Фотографии оврагов.
Объяснение: "Овраги – это углубления в земной поверхности, образованные текучей водой. Они имеют крутые склоны и обычно растут со временем."
Демонстрация (по желанию): Небольшой эксперимент с песком, глиной и водой (показать, как вода размывает почву и образует углубление, похожее на овраг).
Вопрос: "Как вы думаете, почему образуются овраги? Чем они опасны?" (Размывают почву, могут разрушить дороги и постройки).
VI. Первичное закрепление (7 минут)
Работа в парах.
Каждая пара получает карточки с названиями форм земной поверхности (гора, равнина, холм, овраг) и набор карточек с фотографиями.
Задание: Соотнести название формы земной поверхности с соответствующей фотографией.
Проверка: Пары по очереди называют название формы земной поверхности и показывают соответствующую фотографию.
VII. Физкультминутка (2 минуты)
"Путешествие": Учитель называет форму земной поверхности, дети имитируют движения:
- "Горы" – тянутся вверх, поднимают руки над головой.
- "Равнина" – стоят прямо, руки опущены.
- "Холм" – приседают.
- "Овраг" – наклоняются вперёд.
VIII. Закрепление и применение (10 минут)
Работа в группах (4 группы).
Каждая группа получает дощечку для лепки, пластилин разных цветов и карточку с заданием.
Задания для групп:
- Группа 1: Сделать из пластилина макет горы.
- Группа 2: Сделать из пластилина макет равнины.
- Группа 3: Сделать из пластилина макет холма.
- Группа 4: Сделать из пластилина макет оврага.
Презентация работ: Каждая группа показывает свой макет и рассказывает о его особенностях.
IX. Рефлексия (3 минуты)
Учитель: "Что нового вы узнали сегодня на уроке?"