План-конспект урока окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Формы земной поверхности"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, Изображения земной поверхности


Цель: Сформировать у учащихся представление об основных формах земной поверхности: горах, равнинах, холмах и оврагах.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятиями "горы", "равнины", "холмы" и "овраги".
  • Научить различать эти формы земной поверхности по их внешним признакам.
  • Формировать представление о разнообразии земной поверхности.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
  • Развивать умение работать с картой (схематичной).
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать умение сотрудничать и помогать друг другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся знают определения "горы", "равнины", "холмы" и "овраги".
  • Умеют различать эти формы земной поверхности по их внешним признакам (высоте, крутизне склонов, наличию вершин и т.д.).
  • Могут привести примеры гор и равнин своей местности (если таковые имеются).

Метапредметные:

  • Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют и оценивают свои действия; вносят необходимые коррективы.
  • Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации (в учебнике, презентации, интернете – под контролем учителя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы; строят логические рассуждения.
  • Коммуникативные: Умеют слушать и понимать речь других; умеют работать в паре и группе, договариваться, распределять роли, оказывать взаимопомощь; умеют выражать свои мысли четко и понятно.

Личностные:

  • Проявляют интерес к изучению окружающего мира; осознают красоту и разнообразие природы; проявляют бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

  • Мультимедийная доска, проектор, компьютер.
  • Презентация к уроку (с фотографиями гор, равнин, холмов, оврагов, схематичными изображениями, анимацией).
  • Физическая карта России (упрощенная, для начальной школы).
  • Карточки с названиями форм земной поверхности (гора, равнина, холм, овраг).
  • Пластилин (разных цветов), дощечки для лепки, стеки (на каждую пару).
  • Карточки с заданиями для работы в группах (см. ниже).
  • Сигнальные карточки (зелёный – всё понятно, жёлтый – есть вопросы, красный – ничего не понятно).
  • Небольшие камни, песок, глина (по желанию, для демонстрации процесса образования оврага).

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой: "Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по нашей планете! Готовы к новым открытиям?"

II. Актуализация знаний (5 минут)

Беседа: "Что такое земная поверхность? Что можно увидеть на земной поверхности?" (Леса, реки, озёра, города, поля, дороги…)

Вопрос: "Вся ли земная поверхность одинаковая? Или она разная?" (Разная).

Слайд: На экране фотографии разных пейзажей: лес, поле, берег моря, горы.

Вопрос: "Чем отличаются эти места друг от друга?" (Высотой, рельефом…)

III. Создание проблемной ситуации (7 минут)

История (рассказывает учитель, сопровождая слайдами):

"Представьте себе, что два друга - Миша и Маша - отправились в поход. Миша взял с собой карту. Они шли-шли и увидели перед собой…"

Слайд 1: Картинка высокой горы. "Миша сказал: "Ой, как высоко! Нам придётся долго подниматься!"

Слайд 2: Картинка ровного поля. "Потом они вышли на ровное место. Маша обрадовалась: "Здесь легко идти, совсем нет подъёмов и спусков!"

Слайд 3: Картинка небольшого холма. "Но вскоре им встретился небольшой подъём. Миша сказал: "Это не гора, конечно, но всё равно нужно немного постараться, чтобы подняться наверх!"

Слайд 4: Картинка оврага. "Вдруг Маша закричала: "Ой, Миша! Аккуратно! Здесь глубокая яма!""

Вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему Миша и Маша встречали на своём пути такие разные места? Почему земная поверхность неровная? Как называются все эти 'высокие места', 'ровные места', 'небольшие подъемы' и 'глубокие ямы'?"

Проблема: "Миша и Маша не знают, как называются эти формы земной поверхности! Давайте им поможем!"

IV. Формулирование темы и цели урока (3 минуты)

Учитель: "Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?"

Дети: "Узнавать, как называются разные формы земной поверхности".

Учитель: "Правильно! Тема нашего урока: "Формы земной поверхности". Мы познакомимся с основными формами земной поверхности, научимся их различать и узнаем, как они образуются".

V. Открытие нового знания (15 минут)

1. Горы

Слайд: Фотографии гор (разные: высокие, низкие, с острыми вершинами, с пологими склонами).

Объяснение: "Горы – это участки земной поверхности, высоко поднимающиеся над окружающей местностью. Они имеют вершину, склоны и подножие."

Показ на карте: Показ гор на физической карте России (например, Уральские горы, Кавказские горы). Объяснение условных обозначений гор на карте.

 Вопрос: "Все ли горы одинаковые? Чем они отличаются?" (Высотой, крутизной склонов, формой вершины).

2. Равнины

Слайд: Фотографии равнин (поля, луга, степи).

Объяснение: "Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности. Они бывают плоскими и холмистыми."

Показ на карте: Показ равнин на физической карте России (например, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина). Объяснение условных обозначений равнин на карте.

Вопрос: "Чем равнины отличаются от гор?" (Отсутствием большой высоты, ровной поверхностью).

3. Холмы

Слайд: Фотографии холмов.

Объяснение: "Холмы – это небольшие возвышенности на равнине. Они имеют вершину, склоны и подножие, но не такие высокие, как горы."

Сравнение с горами и равнинами: "Чем холмы отличаются от гор? Чем холмы отличаются от равнин?" (Высотой, размером).

4. Овраги

Слайд: Фотографии оврагов.

Объяснение: "Овраги – это углубления в земной поверхности, образованные текучей водой. Они имеют крутые склоны и обычно растут со временем."

Демонстрация (по желанию): Небольшой эксперимент с песком, глиной и водой (показать, как вода размывает почву и образует углубление, похожее на овраг).

Вопрос: "Как вы думаете, почему образуются овраги? Чем они опасны?" (Размывают почву, могут разрушить дороги и постройки).

VI. Первичное закрепление (7 минут)

Работа в парах.

Каждая пара получает карточки с названиями форм земной поверхности (гора, равнина, холм, овраг) и набор карточек с фотографиями.

Задание: Соотнести название формы земной поверхности с соответствующей фотографией.

Проверка: Пары по очереди называют название формы земной поверхности и показывают соответствующую фотографию.

VII. Физкультминутка (2 минуты)

"Путешествие": Учитель называет форму земной поверхности, дети имитируют движения:

  • "Горы" – тянутся вверх, поднимают руки над головой.
  • "Равнина" – стоят прямо, руки опущены.
  • "Холм" – приседают.
  • "Овраг" – наклоняются вперёд.

VIII. Закрепление и применение (10 минут)

Работа в группах (4 группы).

Каждая группа получает дощечку для лепки, пластилин разных цветов и карточку с заданием.

Задания для групп:

  • Группа 1: Сделать из пластилина макет горы.
  • Группа 2: Сделать из пластилина макет равнины.
  • Группа 3: Сделать из пластилина макет холма.
  • Группа 4: Сделать из пластилина макет оврага.

Презентация работ: Каждая группа показывает свой макет и рассказывает о его особенностях.

IX. Рефлексия (3 минуты)

Учитель: "Что нового вы узнали сегодня на уроке?"