Введение
Одним из ключевых факторов успешного обучения математике в начальной школе является формирование у детей положительной мотивации и познавательного интереса [1]. Традиционные упражнения и примеры, хоть и необходимы для отработки базовых навыков, часто кажутся ученикам скучными и оторванными от реальной жизни. В связи с этим перед учителем встаёт задача – наполнить уроки математики живыми, интересными и мотивирующими задачами, которые не только закрепляют знания, но и стимулируют развитие мышления, воображения и творческих способностей [2].
Однако, создание таких задач – задача нетривиальная, требующая от педагога креативности, знания предметного содержания и понимания психологии младшего школьника. В данной статье предлагается алгоритм, который может помочь учителю начальных классов в конструировании интересных и эффективных математических задач.
Алгоритм творчества: "Шаги к интересной задаче"
Предлагаемый алгоритм состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые позволяют учителю систематически подходить к процессу создания задачи:
1. Определение цели и предметного содержания:
- На данном этапе необходимо чётко сформулировать, какие математические знания и умения должны быть закреплены или сформированы в процессе решения задачи. Например, сложение и вычитание в пределах 20, табличное умножение и деление, решение простых уравнений и т.д.
- Важно учитывать уровень подготовки класса и индивидуальные особенности учащихся [3].
2. Выбор темы и контекста:
- На этом этапе необходимо выбрать тему, которая будет интересна и близка ученикам. Темы могут быть связаны с реальной жизнью, сказками, приключениями, животными, растениями, техникой и т.д. [4].
- Большой потенциал имеет использование регионального компонента, т.е. включение в задачу информации о родном крае, его природе, истории, культуре. Это позволяет сделать задачу более значимой и личностно ориентированной для учащихся. Например, если урок проходит в Московской области, можно использовать информацию о подмосковных лесах, реках, животных, исторических местах.
3. Создание сюжетной линии:
- После выбора темы необходимо придумать интересный и захватывающий сюжет, в котором будут действовать герои, происходить события, решаться проблемы. Сюжет должен быть логичным, понятным и соответствовать возрастным особенностям учащихся.
- Важно использовать яркие образы, эмоциональную окраску и элементы неожиданности, чтобы привлечь внимание детей и вызвать у них интерес к решению задачи.
4. Формулировка математического вопроса:
- На этом этапе необходимо сформулировать математический вопрос, который будет логично вытекать из сюжета задачи и требовать применения необходимых математических знаний и умений.
- Важно, чтобы вопрос был понятным, конкретным и не вызывал затруднений в понимании.
- Можно использовать разные типы вопросов: "Сколько всего?", "На сколько больше?", "Во сколько раз меньше?", "Сколько осталось?", "Сколько нужно добавить?" и т.д.
5. Проверка и корректировка:
- После создания задачи необходимо тщательно проверить её на соответствие цели, предметному содержанию, возрастным особенностям учащихся и логичности сюжета.
- Важно убедиться, что задача имеет решение и что это решение соответствует правильному математическому ответу.
- Можно предложить задачу на проверку коллегам или ученикам, чтобы получить обратную связь и внести необходимые коррективы.
Примеры применения алгоритма:
Пример 1: Тема – "Сложение и вычитание в пределах 20". Контекст – "Поход в подмосковный лес".
- Сюжет: "Маша и Миша отправились в поход в подмосковный лес. Маша собрала 8 грибов, а Миша – на 5 грибов больше. Сколько всего грибов собрали Маша и Миша?"
- Математический вопрос: "Сколько всего грибов собрали Маша и Миша?"
Пример 2: Тема – "Табличное умножение и деление". Контекст – "Посадка деревьев в подмосковном парке".
- Сюжет: "Ученики 2 класса решили посадить деревья в подмосковном парке. Они посадили 3 ряда берёз, по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего берёз посадили ученики?"
- Математический вопрос: "Сколько всего берёз посадили ученики?"
Заключение
Создание интересных и мотивирующих математических задач – важная составляющая успешного обучения математике в начальной школе. Предложенный алгоритм может стать полезным инструментом для учителя, помогая ему систематически и творчески подходить к конструированию задач, интегрировать математическое содержание с элементами занимательности, связывать задачи с реальной жизнью и включать региональный компонент. Использование данного алгоритма позволит учителю наполнить уроки математики живыми, интересными и эффективными заданиями, которые будут способствовать развитию познавательного интереса, мышления и творческих способностей младших школьников.
Список литературы
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Занков, Л.В. Обучение и развитие: Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
- Тихомирова, Н.В. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Н.В.Тихомирова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 7. – С. 31-35.