Изменение имен прилагательных по родам. Урок русского языка. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, род имен прилагательных


Цели: Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом, существительного, к которому данное прилагательное относится; формировать умение изменять имена прилагательные по родам; развивать умение определять род имён прилагательных.

Предметные результаты: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных

  • Регулятивные  УУД: димые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
  • Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; работать по алгоритму.
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия.

Ход урока

I. Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение.

Сосредоточенный, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый активный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе дети!

- Какие качества необходимы для успешной учебы. Выберите слова, обозначающие эти качества и запишите.

II. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на слова.

- Определите, какая это часть речи?

- У вас есть определённые знания по данной теме. Давайте заполним таблицу. Поставьте +. Если знаю и –, если не знаю. (приложение 1)

Часть речи

Отвечает на вопросы

Обозначает

Как изменяются

Имя прилагательное

 

 

 

III. Выявление затруднения. Постановка учебной задачи

- Мы смогли заполнить всю таблицу? (Нет. Не знаем как изменяются прилагательные)

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать, как изменяются имена прилагательные)

Исходя из целей мы можем сформулировать первую часть нашей темы

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ…

IV. ОНЗ

- Прочитайте слова

Ученик, ученица, чтение

- Что вы о них скажете? (сущ-е)

- Определите число сущ.

- Определите род сущ. Как это сделать?

- Составьте словосочетание с прилагательным внимательный и данными существительными.

Внимательный

м.р
ученик

Внимательная

ж.р.
ученица

Внимательное

ср.р.
чтение

- Эти прилагательные являются однокоренными? (Нет, это форма одного и того же слова)

- Что происходит с именами прилагательными? Они изменяются.

- Как изменяются имена прилагательные? (По родам)

- Давайте закончим формулировку нашей темы.

Изменение имен прилагательных по родам.

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Определять род имён прилагательных)

- От чего зависит род имён прилагательных? (От имени существительного, с которым оно связано)

- Определите род имён прилагательных.

Внимательный

м.р
ученик

Внимательная

ж.р.
ученица

Внимательное

ср.р.
чтение

Сделайте вывод: имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе.

Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод?

Работа с правилом с.70. (читают правило)

- Как определить род у прилагательных?

- Все прилагательные изменяются по родам? (нет только в ед.ч)

- Что происходит с именами прилагательными при изменении по родам? (изменяется окончание)

- Какие окончания могут иметь имена прилагательные в зависимости от их рода.

- Чтобы ответить на этот вопрос проведем исследование.

- Поработайте с таблицей (в малых группах) (приложение 2)

Имя существительное

Род существительного

Вопрос имени прилагательного

Имя прилагательное

Род прилагательного

Дорога

 

 

дальн..
длинн…

 

 

Имя существительное

Род существительного

Вопрос имени прилагательного

Имя прилагательное

Род прилагательного

Лес

 

 

хвойн...
дремуч…
густ…

 

 

Имя существительное

Род существительного

Вопрос имени прилагательного

Имя прилагательное

Род прилагательного

Озеро

 

 

глубок..
син..

 

- сделайте вывод по своим исследованиям и заполните памятку.(дети на листах оформляют вывод )

V. Первичное закрепление во внешней речи

- (проговорить выводы, опираясь на схему)

Проверьте свои выводы по учебнику на с.73.

- Ребята, вы провели исследование, сделали вывод, составили памятку. Я тоже поработала и на основе ваших выводов составила одну памятку.

м.р.

ж.р.

ср.р

Какой?

Какая?

Какое?

-ой, ый, -ий

-ая, -яя

-ое, -ее

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Первичное закрепление.

С.71, упр.121 (1 строка - совместно, 2 строка - самостоятельно)

(проверка по эталону на слайде, самооценка) проверяют в парах

2. Самостоятельная работа. (по выбору - карточки)

1 уровень:

Определите род прилагательного. Выделите окончание.

Дождливая погода, грозовое облако, белый лебедь, горячее молоко, могучее дерево, поздняя осень, красный цвет.

2 уровень:

Вставьте окончания прилагательных. Определите род прилагательных.

Местн… житель, земляничн… варенье, звёздн… небо, дождлив… утро, стройн… берёза, яростн… ветер.

(выбирают один уровень, выполняют на карточках)

Проверка и оценка по критериям (в таблице)

VII. Итог урока

Вернемся к таблице, которую заполняли в начале урока. Что можем записать в последнюю графу? (по родам)

- Как можно определить род прилагательного?

- Посмотрите на таблицу «Мои результаты», сделайте вывод, заполните последнюю графу в результатах (итог деятельности)

- Для планирования дальнейшей работы проведем игру «Да-нет-затрудняюсь»

+ - ?

  1. Все прилагательные изменяются по родам
  2. Прилагательные в единственном числе изменяются по родам
  3. Род имен прилагательных можно определить по вопросу
  4. На вопрос какое отвечают прилагательные ж.р.
  5. Окончание -ая у прилагательных м.р.
  6. Род имен прилагательных можно определить по существительному

VIII. Рефлексия

  • Я узнал, что
  • Я узнал, как….
  • Мне