Введение
Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты. Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите. Обиды и ссоры подальше гоните. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
- Какая хорошая Ваша семья!
Название проекта: «Родители и воспитатели два берега одной реки».
Тема проекта: «Семья – это счастье».
Тип проекта: средней продолжительности (1 месяц).
Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители, педагоги.
Актуальность.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. В семье воспитание детей должно строиться на любви, традициях, личном примере родителей и близких. И какую бы сторону развития ребёнка не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Проблема проекта: сохранение семейных ценностей, возрождение семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления детско-родительских отношений. Взрослые должны помочь понять ребёнку значимость семьи, что он часть семьи, что его любят в семье и это очень важно.
В проекте «Семья – это счастье» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Цель проекта: Создание организационно-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
- Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
- Воспитывать любовь, заботу и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
- Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей.
Методы и формы работы:
С родителями: Анкетирование; использование домашнего задания для родителей; семинар-практикум; консультации; оформление стенгазет; семейные, спортивные развлечения и праздники; обмен опытом; творческая гостиная; вечер вопросов и ответов.
С детьми: Создание игровых ситуаций, сюрпризных моментов; рассматривание картин и книжных иллюстраций; оформление альбома; самостоятельная продуктивная деятельность детей; сюжетно-ролевые игры; подвижные, дидактические, пальчиковые игры; игры-драматизации; тематические занятия; чтение художественных произведений; рассматривание иллюстраций; беседы; продуктивные виды деятельности; праздники и развлечения.
Основная часть
Этапы работы
I этап
- Определение проблемы.
- Постановка целей и задач.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта.
- Подбор наглядной информации: папок-передвижек, составление памяток для родителей.
- Составление план-графика мероприятий.
II этап
План-график мероприятий
| Дата | Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместные мероприятия с детьми и родителями |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды |
1 неделя |
Беседа: «Мой дом, моя семья». |
1. Домашнее задание родителям фотогазета «Семейные традиции в преддверии праздников» |
Семинар-практикум с родителями и детьми «Семья и семейные ценности» |
Книга рецептов «Традиционное блюдо моей семьи» |
2 неделя |
Аппликация «Открытка для папы» |
1. Тестирование «Я и мой ребёнок», какой вы родитель» |
Спортивные развлечение с участием пап |
Изготовление открыток для папы |
3 неделя |
Тематическое занятие «Моя дружная семья» |
1. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» |
Развлечение «Как на Масляной неделе» |
Создание группового фотоальбома «Семья – это счастье» |
4 неделя 03.03.-09.03. |
Аппликация «Открытка для мамы» |
1. Творческая гостиная «Весь мир начинается с мамы» |
Утренник «Пирог для мамы» к празднику День 8 марта. |
Изготовление открыток для мамы |
5 неделя 10.03.- 16.03 |
Тематическое занятие с элементами рисования «Семья» |
1. Вечер вопросов и ответов «Я и мой ребёнок» |
Театрализованная игра по сказке «Три медведя» |
Пополнение книжного уголка литературой |
Мероприятия, проводимые в режимных процессах и самостоятельной деятельности
- Ситуативные разговоры: «Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа?)», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Игровая деятельность: Дидактические игры и упражнения: Д/и: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» .
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Семья», «Дочки-матери».
- Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
III этап
- Развлечение «Бабушка-загадушка».
- Детско-родительское развлечение Театрализованная игра: по сказке «Три медведя».
- Презентация - отчет об итогах проекта, в которой использовались фотографии с проведенных мероприятий.
Заключительная часть
Ожидаемые результаты:
- Повысится педагогическая культура родителей по вопросам воспитания детей,
- В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы:
- понимание важности и значимости семьи и семейных отношений в жизни каждого человека;
- воспитание положительного образа семьи, проявления заботы и уважения ко всем членам семьи.
- чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знания истории своей семьи, семейные традиции и праздники,
- Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей. Активное участие родителей в реализации проекта.
В совместной работе у детей будут развиваться коммуникативные, познавательные способности. Совместная творческая деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Научатся проявлять уважение и заботы ко всем членам семьи. Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских-родительских отношений. Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Анализ
Оценка результатов работы над проектом:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта с детьми: беседы, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи. В результате творческой работы в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. В группе появилось больше дидактических игр на тему семьи. Повысился уровень педагогической компетентности родителей, уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей. Были получены положительные отзывы партнеров и участников проекта. Начали применятся новые формы сотрудничества семьи и ДОУ. Проводились мероприятий-досугов, развлечения и совместные мероприятия с детьми и родителями способствующие коррекции детско-родительских отношений. На заключительном этапе проекта была подготовлена презентация, в которой использовались фотографии с проведенных мероприятий.
Работа с семьёй в детском саду способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- Обобщению опыта семейного воспитания.
- Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
- Формированию коллектива педагогов и родителей- единомышленников.
- Повышению доверие к педагогам.
Заключение
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
Перечень литературы
- «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление»).
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов
- Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ». - М, ТЦ Сфера, 2005.
- Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей». - М.: Т.У. Сфера, 2004.
- Русские народные сказки.