«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!"
А.С.Макаренко
Цели:
- укрепление связей между педагогами и родителями, а также определение планов сотрудничества на новый учебный год;
- повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей.
Задачи:
- создать благоприятный настрой на совместную работу;
- вызвать желание активно сотрудничать с воспитателями и специалистами ДОУ;
- научить родителей замечать успехи и неудачи своих детей и стремиться помочь им в развитии во всех сферах;
- активизировать работу по развитию речи детей.
План проведения собрания:
- Вступительная часть: знакомство с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
- Выступление учителя-логопеда на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с ОНР».
- Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики.
- Разное.
Организационный этап
Родители рассаживаются в зале, звучит спокойная музыка.
Вступительная часть
Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей группе. Сегодня мы собрались здесь, чтобы познакомиться друг с другом, и с педагогами нашей группы.
- Позвольте вам представить наших специалистов, которые теперь будут работать с вашими детьми. Это учитель-логопед ….. и педагог-психолог …. Наша цель — создать условия для успешного коррекционно-развивающего обучения, а также установить с вами тесный контакт и сотрудничество.
- Сегодня первое родительское собрание в этом учебном году. Наши дети перешли в старшую группу, и мы всей командой стремимся сделать их пребывание в нашем детском саду ярким, веселым, счастливым и незабываемым. Это возможно только при вашем активном участии и сотрудничестве с педагогами.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: Установить контакт между родителями, создать положительный настрой.
Педагог-психолог: - Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу Давайте поближе познакомимся. Сейчас на улице осень, у меня в руках кленовый листик, предлагаю предавать его по кругу, называя свое имя и имя ребенка и одним словом о своей семье (какие вы?) – ответы родителей.
- Какие замечательные семьи! В нашем зале сразу стало светлее и уютнее от ваших высказываний!
- Наши дети стали старше, у них появляются новые виды деятельности, новые обязанности. И самыми главными и первыми помощниками для своих детей являются родители. Ведь даже чтобы хлопнуть в ладоши – нужно две руки, нужна вторая ладошка. Даже хлопок – результат действия двух ладоней. Мы педагоги - это только одна ладошка. И какой бы сильной, опытной, мудрой она не была, без второй ладошки мы бессильны. Детский сад и родители – едины, мы вместе растим наших детей. Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности и сложности, которые встречаются на пути воспитания.
- В соответствие с планом работы психолого-педагогической службы, в начале года была проведена диагностика психического развития детей.
- С учетом результатов диагностического обследования будет строиться коррекционно-развивающая работа с детьми. Каждый ребенок неповторим и уникален, у каждого свой темп развития.
- Сейчас мы предлагаем вам игру «Вопрос-ответ» (Приложение №1)
- Мы уверены, что каждый родитель стремится понять и узнать своего ребенка. Ответьте на вопросы так, как вы думаете. А на обратной стороне ответы вашего ребенка. Сравните результаты. Много ли совпадений? (ответы родителей по желанию). Уверены нам есть к чему стремиться.
- Сейчас я передаю слово учителю-логопеду.
Выступление учителя-логопеда.
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
- Уважаемые родители наших воспитанников! Мы рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем, что без вашего союза, без вашей поддержки и помощи мы не сможем достичь этой цели.
- Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы и ответим сегодня.
- С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Большинство из них, по заключению ПМПК, оказываются в логопедической группе.
- Логопедия — это наука о нарушениях речи и их коррекции с помощью специального обучения и воспитания.
- Слово «логопедия» происходит от греческих слов «логос» (речь, слово) и «пейдео» (воспитываю, обучаю). В переводе это означает «воспитание речи».
- Специалист, который занимается коррекцией речи, называется учитель-логопед. Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети с проблемами в развитии речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников есть заключение ОНР. ОНР — это речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому работа педагогов в нашей группе отличается от работы в обычных группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.
- Мы работаем с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений губ, щёк и языка;
- совершенствование фонематических процессов - умения различать на слух звуки речи, слоги и слова, которые звучат похоже;
- улучшение грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики рук, то есть движений пальцев; подготовка руки к письму;
- развитие связной речи — умения составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихи, загадки и пословицы;
- улучшение просодической стороны речи - дикции, выразительности, дыхания, правильного ударения, темпа речи.
- Эта работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, в подгруппах и индивидуально. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки и свободное время детей.
- Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не стоит думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большую часть времени ребенок проводит дома с вами.
- Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- Не ругать ребенка за неправильную речь;
- Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
- Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
- Существуют определенные требования к работе в домашних тетрадях:
- Тетради необходимо забирать домой на выходные дни и возвращать в группу в понедельник.
- Выполнять все задания на развитие мелкой моторики рук.
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»
- Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
- Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения)
- В чем же польза артикуляционной гимнастики?
- Улучшается кровоснабжение, нервная проводимость и подвижность артикуляционных органов; укрепляется мышечная системы щёк, губ и языка; появляются навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; увеличивается амплитуда движений; снижается напряжённость артикуляционных органов.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- гимнастику нужно выполнять ежедневно в будни 2 раза, в выходные 3 раза в день в течение 5-7 мин;
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.
- Мы сейчас с вами будем учиться правильно выполнять эти упражнения. Возьмите, пожалуйста, зеркала, которые лежат перед вами на столах, и повторяйте за мной все упражнения. (Приложение № 2)
- Спасибо, за плодотворную работу, теперь вы знаете, как надо выполнять артикуляционные упражнения, и можете контролировать правильность их выполнения у своего ребенка.
- Слово передаю воспитателю.
Воспитатель: Итак, уважаемые родители, наша встреча подходит к концу. Сегодня у вас была возможность получить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений, еще раз проверить свои знания и умения, надеемся, что встреча была полезной для вас. Помните, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: Родители + специалисты ДОУ + воспитатель, а также соблюдения единых требований, как в детском саду, так и дома.
- И в завершение нашей встречи, предлагаем вам оставить свои пожелания, может быть вопросы, на ладошках, которые сделали ваши дети. И ладошку прикрепить на наше солнышко.
- Спасибо за внимание! Ждем новых встреч!
Список литературы
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Издательство Юрайт, 2022 — 195 с.
- Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022 — 217 с.
- Железнякова З.Р. Организация конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей с детьми раннего возраста. — Б.: БарГУ, 2012 — С. 115—120.
- Каратаева Н.А. Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования. — М. : Издательство Юрайт, 2024 — 118 с.
- Микляева Н.В. Педагогические ситуации в детском саду: метод. Рекомендации.— М.: Перспектива, 2010 — 28 с.
- Пигулина И.Л. Логопед и родители в условиях детского сада. (Консультации. Анкетирование. Совместные развлечения. 3-7 лет. ФГОС) – СПб, Детство-Пресс, 2023г.