Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Поэтому перед начальной школой стоит задача формировать естественнонаучную грамотность младших школьников. использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных,должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Почти половина территории России покрыта лесами. Они являются украшением нашей страны, очищают воздух, защищают землю от засухи, щедро дарят людям свои богатства.
На бескрайних российских просторах есть самые разные леса: лиственные, хвойные и смешанные. В лиственных лесах растут берёзы, осины, липы, клёны и дубы. Леса, в которых растут сосны, ели, кедры или пихты, называют хвойными. Ветви этих деревьев круглый год украшают зелёные иголки, которые называют хвоей. А в смешанных, лесах соседствуют друг с другом лиственные и хвойные деревья.
Задание 1. В начале лета Миша приехал погостить к бабушке в деревню. ядом с деревней был смешанный лес. Миша с бабушкой часто ходили в лес, от бабушки он узнал много интересного про деревья. Но не все деревья были Мише знакомы.
Помоги Мише узнать дерево по описанию. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце.
Запиши ответ: Берёза.
Задание 1. «Берёза». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
1 балл |
Ответ: берёза |
0 баллов |
Другие ответы. |

Задание 2. «Лиственные деревья». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
2 балла |
Приведён полный вариант ответа: За каждый правильный ответ по 0,5 балла |
0 баллов |
Другие ответы. |
Почему леса называют «лёгкими земли»? Выбери верные утверждения.
1) Самая главная роль леса, а также всех растений - это выработка кислорода.
2) Лес нужен только для того, чтобы были доски и фанера.
3) Лес служит источником энергии Земли.
4) Лес задерживает ветер, шум и поглощает пыль.
Задание 3. «Лёгкие земли». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
2 балла |
Ответ: 1,4 |
1 балл |
Отмечен один верный ответ |
Прочитайте текст и выполните задания 4-9
Весной лес расцветает. До конца лета лесные цветы радуют глаз своими яркими красками. Ранней весной, как только начинает таять снег, появляется белый подснежник позже, в начале апреля, расцветают жёлтый вербейник и разноцветная примула. А в конце апреля на полянках начинают цвести голубые незабудка и гиацинт. В мае раскрываются белые звездчатка, ландыш и купена. Голубые колокольчики распускаются в начале лета.
Летом в лесу спеют ягоды: ежевика, малина, земляника, черника, боярышник. Их можно есть даже сырыми. А вот ягоды бузины можно есть только в приготовленном виде. Отправляясь в лес за ягодами, нужно быть осторожным: кроме съедобных, встречаются очень красивые, яркие, но ядовитые, например, мелкие красные ягоды волчьего лыка.
В конце лета и осенью в лесу можно набрать полную корзинку вкусных грибов: подосиновиков, опят, маслят и волнушек. Важно помнить, что ядовиты и очень опасны для человека бледные поганки, свинушки, мухоморы и ложные опята.
(По материалам детских энциклопедических изданий)
Задание 4. Миша и бабушка в лесу кроме деревьев и кустарников встречали разнообразные ягоды. Помоги Мише соединить линиями характеристику каждой ягоды с её названием.
Характеристика ягод |
Ягоды |
Можно есть даже в сыром виде |
Бузина ![]() |
Можно есть только в приготовленном виде |
Волчье лыко ![]() |
Нельзя есть ни в сыром, ни в приготовленном виде |
Еживика ![]() |
Задание 4. «Лесные ягоды». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
1,5 балла |
За все правильные соответствия |
0,5 балл |
За каждый верный ответ |
Задание 5. Ты много прочитал о лесных цветах. «Собери букет» только из лесных цветов. Подчеркни названия лесных цветов.
- Ландыш
- Гладиолус
- Примула
- Фиалка
- Колокольчик
Задание 5. «Лесные цветы». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
1,5 балла |
За все правильные соответствия |
0,5 балл |
За каждый верный ответ |
Задание 6. Бабушка с Мишей собрались в лес за грибами. Помоги Мише вспомнить правила сбора грибов.
1.________________________________________
2.________________________________________
3.________________________________________
Задание 6. «Памятка грибника». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
3 балла |
За все правила |
1 балл |
За каждый верный ответ |
Задание 7. Однажды в пасмурный дождливый день Миша с бабушкой пошли в лес. Прогулка была омрачена тем, что в лесу было много комаров.
- Зачем природе комары? - спросил Миша.
- Это вредные и злые насекомые, которые питаются кровью. Бабушка ответила:
- В природе нет ничего лишнего. Исчезнут комары - птицы не смогут выкормить своих птенцов, не станет птиц - насекомые уничтожат урожай пшеницы и фруктов. И потянется эта цепочка до человека...
Выбери правильную цепь питания
1. Трава - кузнечик - мышь - сова
2. Кузнечик - трава - мышь - сова
3. Мышь - кузнечик -трава - сова
Задание 7. «Цепь питания». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
1 балла |
Выбран правильный ответ под цифрой 1 |
0 баллов |
Ответ отсутствует. |
Задание 8. Миша в течение дня наблюдал за погодой и описал её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений.
Сегодня целый день было ясно, а к вечеру пошёл дождь. Дул сильный северный ветер. Температура воздуха была около 19 градусов тепла.
Задание 8. «Условные обозначения». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
2 балла |
Правильно нарисованы все четыре условных знака |
0,5 балла |
За каждый верный ответ |
0 баллов |
Ответ отсутствует. |
Задание 9. Что происходит с насекомыми осенью? Выбери верный ответ.
1. живут под снегом
2. запасают пищу на зиму
3. производят потомство
4. прячутся в укрытия
Задание 9. «Насекомые». |
|
Характеристики задания: |
|
Система оценивания |
|
1 балла |
Дан верный ответ |
0 баллов |
Ответ отсутствует. |
Оценочный лист
№ задания |
Макс. балл | |||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
15 б |
|||
1,5 |
3 |
1 |
2 |
1 |
|
|||
средний уровень |
низкий уровень |
|||||||
13-9 |
|
|
8-7 |
|
|
|||
Задание |
Кол-во |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
Развитие естественнонаучной грамотности с помощью приёмов, методов, технологий, которые мы организуем на уроках в начальной школе, является базой для систематических курсов физики, химии, биологии, географии и ОБЖ в основной школе.


