Урок истории России в 6-м классе по теме «Древние люди и их стоянки на территории современной России» с использованием интерактивной учебной презентации

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Профессия учителя всегда считалась общественной. Но если в прошлом учитель выполнял социальный заказ из одного источника – государства, выражающего интересы общества. Сегодня он получает социальный заказ их двух источников.

Во-первых, заказ сверху в форме ФГОС, делающий упор на использование деятельностного подхода в процессе обучения и формирование у учащихся современных компетенций.

Во-вторых, заказ снизу в форме запроса на учет изменения мышления детей. В условиях расширения информационных потоков и продуктов развлекательного характера снижаются навыки восприятия информации через слух, и усиливается роль зрительных компонентов.

В рамках заказа сверху каждый урок должен превратиться в пространство, наполненное проблемными и поисковыми ситуациями, способствующими мотивации учащихся к познавательной деятельности.

В рамках заказа снизу учебное пространство должно активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, создавать благоприятную атмосферу для психического развития ребенка, задействовать в образовательном процессе особенности его восприятия и развивать компетенции динамично сменяя стадии восприятия материалами со стадиями практического деятельностного использования новых знаний в решении конкретной задачи.

Наиболее доступным для учителя инструментом, позволяющим удовлетворить все запросы общества, является интерактивная учебная презентация.

В рамках конкурса «Презентация к уроку» 2025 предлагаю разработку урока Истории России «Древние люди и их стоянки на территории современной России» (урок открытия нового знания) по учебнику «История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева]: под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение».

Несмотря на тот факт, что с 2025-2026 учебного года в общеобразовательных учреждениях произойдет переход на новую линейку учебников, есть темы, являющиеся базовыми для изучения процесса формирования уникальной российской цивилизации, к которым и относится урок «Древние люди и их стоянки на территории современной России».

Цель урока: обеспечить условия для формирования навыков выявления причинно-следственных связей.

Задачи урока:

  • предметная: сформировать представления об основных этапах развития человеческого общества и его зависимости от природы; познакомить с результатами археологических исследований на территории современной России;
  • познавательная: научить анализировать графические учебные формы;
  • регулятивная: создать условия для объективной самооценки результативности своей учебной деятельности;
  • коммуникативная: организовать взаимодействие при решении учебной задачи;
  • личностная: сформировать у учащихся ориентиры для этнонациональной, гражданской, социальной, культурной самоидентификации.

Оборудование: ПК на базе Windows OS, Microsoft Office, проектор, интерактивная доска.

Важно! После скачивания презентации перед использованием скопировать ее из папки «Загрузки» в новую папку (без копирования файла не всегда срабатывают макросы презентации). После запуска презентации при предупреждении системы безопасности необходимо разрешить запуск макросов (подробнее в разделе «Инструкция» самой презентации).

ВАРИАНТ УРОКА

§ 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России

(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой, планом урока и фрагментом картины Буриана З. «Homo habilis»)

Само название курса «История России» говорит нам о том, что мы приступаем к изучению истории нашей страны, включающую в себя истории многочисленных народов, которые объединились в рамках единого Российского государства.

(Знакомство с планом урока.)

СЛАЙД: УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

(На интерактивную доску выводится слайд №2 с Лентой времени периода каменного века, определением понятия «эволюция человека» и информацией изменения коллективов людей и занятий в ходе эволюции)

Древнейшие люди появились на нашей территории около миллиона лет назад, в период, который историки называют «каменным веком».

Это самый длительный период в истории человечества, занимающий 99% всего времени существования человека.

За миллион лет много произошло. Первобытный человек развился до человека современного типа – homo sapiens. Этот процесс называется «эволюция».

Эволюция человека – это процесс изменений, который привел к отделению человека от семейства гоминид (приматых) и появлению homo sapiens (человека разумного).

Человек эволюционировал не только внешне, но и внутренне. Вид homo отделился от гоминид (человекообразных обезьян) и развился от человека ловкого (homo habilis) до человека разумного (homo sapiens).

Одновременно усложнялись объединения людей – от человеческого стада к общине. Менялись занятия – от присваивающих к производящим.

(С помощью кнопки-триггера «Учебная задача» на слайд презентации выводится учебная задача)

Учебная задача: Познакомившись с фактами развития древних людей, мы должны будем найти ответ на вопрос, что подтолкнуло ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕКА, и какова бы была его судьба без эволюции?

(В процессе урока для решения учебной задачи обучающиеся должны осознать значение влияния Природы на Человека и человеческое общество)

СЛАЙД: СЛЕДЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ

(На интерактивную доску выводится слайд №3 с картой «Древнейшие стоянки на территории России», лентой времени периода каменного века и фрагментом картин Буриана З. «На стоянке»)

Самые древние следы пребывания людей на территории нашей страны обнаружены на юге, где был более благоприятный для них климат, и относятся к периоду палеолита.

Период палеолита (древнего каменного века) продолжался около 3 млн. лет.

Историки начинают его начала использования гоминидами каменных орудий и до возникновения земледелия примерно 11 тыс. лет назад.

Древнейшие люди, как мы уже знаем, вели тогда достаточно примитивный образ жизни. Они объединялись в человеческие стада – группы по 20-30 человек, занимались собирательством и охотой, т.е. присваивающими видами занятий.

Если рассмотреть территорию современной России, то древнейшие стоянки были обнаружены в Причерноморье и на Кавказе:

В Дагестане и на Таманском п-ове – от 500 тыс. до миллиона лет назад.

На Северном Кавказа – около 700 тыс лет назад.

СЛАЙД: ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД

(На интерактивную доску выводится слайд №4 с картой «Ледник на территории России» с исторической справкой о хронологических рамках ледникового периода и основных фактах изменений в жизни людей)

В период палеолита природа преподнесла людям свой сюрприз.

80 тыс. лет назад начался ледниковый период, который окончился лишь 14-12 тыс. лет назад. Все это время ледник то наступал, то временно отступал на север.

Чтобы выжить, человек научился делать одежду и жилище, овладел огнём, главным занятием стала загонная охота.

(С помощью кнопки-триггера «Загонная охота» на слайд презентации выводятся картины «Охота на диких лошадей», «Охота на мамонта» и задание «Опишите по картинам способы охоты времён палеолита»)

(Задание на поиск в визуальном источнике ключевых образов)

Задание. Опишите по картинам способы охоты времён палеолита.

(Задачей учителя является направление учащихся от описания к анализу и выводам о коллективном характере охоты, использованию огня и ям-ловушек)

Как вы описали, животных загоняли в овраг, к расщелинам или в специально вырытые ямы-ловушки, а затем добивали камнями и дубинами.

В ледниковый период сам ледник то наступал, то отступал, заставляя животных кочевать в поисках пищи, а за ними и людей-охотников.

Суровые условия подталкивали людей к объединению в роды и племена.

Так, в борьбе за выживание, около 40 тыс. лет назад появился человек современного типа – homo sapiens.

СЛАЙД: ДРЕВНЕЙШИЕ СТОЯНКИ

(На интерактивную доску выводится слайд №5 с картой «Древнейшие стоянки на территории России в ледниковый период» и исторической справкой о наиболее значительных из них)

Археологические раскопки, проводимые на территории России, дают много информации о жизни людей в эпоху палеолита.

Если посмотреть на карту древнейших стоянок и время их возникновения, то можно увидеть, как продвигались люди на север за отступающим ледником.

  • 50 тыс. лет назад – стоянки в Денисовой пещере (Алтай).
  • 35-45 тыс. лет назад – 60 стоянок в районе деревни Костёнки.
  • 25 тыс. лет назад – стоянка Сунгирь под Владимиром.

Изучение древнейших стоянок позволяют реконструировать внешность людей и условия быта того времени.

Наиболее богатый материал для историков дали более поздние стоянки – у деревни Костёнки и стоянка Сунгирь.

(С помощью кнопки-триггера «Сунгирьское жилище» на экран выводится иллюстрация с реконструкцией внутреннего вида верхнепалеолитического сунгирьского жилища с его обитателями (Illustrations © Алина Balák) и реконструкцией Герасимова М.М. «Житель одной из стоянок в районе деревни Костёнка»)

Мы знаем, что именно в этот период произошло разделение труда между мужчинами и женщинами.

Охота, создание орудий труда были мужским делом, а собирательство и ведение домашнего хозяйства – женским.

Во время раскопок было обнаружено захоронение двух детей – мальчика лет 13 и девочки примерно 9 лет.

(С помощью кнопки-триггера «Захоронение в Сунгире» на экран выводится иллюстрация с реконструкцией захоронений детей на стоянке Сунгирь, и изображения диска из бивня мамонта и фигурки лошади, реконструкцией Герасимова М.М. «Дети со стоянки Сунгирь» и исторической справкой по захоронению)

Их похоронили в центре жилища на месте очага, голова к голове, что связано с культом плодородия.

Это очень богатое захоронение: одежду детей покрывало 7500 бусинок, на пальцах перстни из бивня мамонта, кинжалы, копья, дротики, бусы, амулеты, подвески и пр.

Украшения сделаны с применением резьбы, гравировки, сверления, полировки и окрашивания.

Все изделия из цельных бивней мамонта, что значит, что древние люди знали способ выпрямлять бивни.

СЛАЙД: МЕЗОЛИТ

(На интерактивную доску выводится слайд №6 с Лентой времени периода каменного века, картиной Зденека Буриана «Большой портрет древнего человека», изображением лодки, выдолбленной из ствола дерева и исторической справкой об изменениях в жизни человека)

Эпоха мезолита (среднего каменного века) охватывает период после окончания ледникового периода.

Смена климата привела к изменениям в жизни и занятиях людей.

Исчезли крупные животные, а для охоты на более мелких и быстрых понадобились новое оружие и приёмы охоты.

Охотники стали делать оружие из составных частей: копья с каменными и гарпуны с костяными наконечниками.

Появилось оружие дальнего боя – лук и стрелы.

Теперь охотники выходили за добычей небольшими группами или в одиночку, стараясь незаметно подкрасться к добыче.

Люди приручили собаку, которая стала верным помощником в охоте.

В эпоху мезолита были изобретены лодка и сани, что позволило переселяться всё дальше на север к Балтийскому морю, научились обжигать глину.

СЛАЙД: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

(На интерактивную доску выводится слайд №7 с Лентой времени периода каменного века, определением понятия «неолитическая революция», картиной «Земледельцы эпохи неолита», рисунками «Жнец эпохи неолита» и «Кремневый нож, применяемый в качестве серпа», и вопросом-триггером «Назовите по рисунку производящие занятия эпохи неолита?»)

Около 8 тыс. лет назад наступил новый период в развитии человека, который ученые назвали неолитом (новый каменный век).

В это время произошли серьёзные изменения в жизни людей, которые учёные назвали неолитической революцией.

Неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству.

(Задание на владение базовыми логическими действиями по сравнению, выявлению общих черт и формулированию выводов)

Вопрос. Чем отличаются присваивающее и производящее хозяйства? Приведите примеры таких хозяйств.

(Ожидаемый ответ: 1) присваивающие занятия называются так, потому что человек присваивает, т.е. берёт то, что создала природа – собирательство и охота; 2) производящие занятия означают, что человек сам производит, т.е. создаёт то, что ему необходимо для жизни – земледелие. скотоводство, ремесло.

(Задание на поиск в визуальном источнике ключевых образов)

Задание. Исследуйте рисунок «Земледельцы эпохи неолита» и перечислите производящие занятия, отображённые художником.

(Ожидаемый ответ: земледелие, скотоводство, ремесло).

(С помощью вопроса-триггера «Назовите по рисунку производящие занятия эпохи неолита?» на слайд выводится список производящих занятий по рисунку)

Древние люди. заметив, что оброненные в землю зёрна дают всходы, что привело к рождению земледелия, постепенно сменявшего собирательство. Для нового занятия люди создавали новые орудия труда – мотыга с каменным наконечником и серп.

Вслед за собакой человек приручил других животных, что привело к рождению скотоводства.

СЛАЙД: РЕШАЕМ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ

(На интерактивную доску выводится слайд №8 с формулировкой учебной задачи и таблицей с незаполненными формами)

(Задание на группировку и систематизацию фактов по заданному признаку (составление систематических таблиц)

Решаем учебную задачу: Что подтолкнуло эволюцию человека, и какова бы была его судьба без эволюции?

В процессе урока учащиеся должны были обратить внимание, что изменения климата побуждали человека приспосабливаться, чтобы выжить.

Самой понятными для 6-классников причинами эволюции человека являются начало и окончание ледникового периода.

(Нажатие триггеров со знаками выводит две причины эволюции человека, связанные с изменениями в природе: «Ледниковый период» и «Окончание ледникового периода», и триггеры для заполнения таблицы)

Учащимся предлагается объяснить, какие изменения вызвало в природе начало и окончание ледникового периода, и как к этому приспосабливался человек.

По мере ответов нажатием на триггеры заполняется таблица. После заполнения таблицы вместе с учащимися делается краткий вывод.

(С помощью триггера «Вывод» на слайд презентации выводится итоговые выводы по теме урока: 1) Природа влияет на Человека; 2) Эволюция – залог выживания)

(Учебная задача направлена на достижение личностных результатов по формированию знаний и убеждений в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы)

СЛАЙД: ПРАКТИКУМ №1

(На интерактивную доску выводится слайд №9 с картиной Васнецова В.М. «Охота на мамонта» и заданием «Найдите на картине недостоверную деталь. Аргументируйте своё мнение»)

(Задание на владение базовыми исследовательскими действиями по извлечению информации из источника, его анализу и высказыванию суждений о её достоверности)

(В зависимости от ситуации можно активизировать: триггер у задания, который выводит на экран правильный ответ, или триггер «Нужна подсказка?», с помощью которого выделяется та часть картины, где необходимо искать недостоверную деталь)

(Ожидаемый ответ обучающихся: Недостоверной деталью является лук и стрела.

Аргументы: мамонты жили в эпоху палеолита, а лук и стрелы человек изобрёл в период мезолита, когда закончился ледниковый период и на смену мамонтам, шерстистым носорогам, бизонам и другим крупным животным пришли более мелкие и быстрые)

СЛАЙД: ПРАКТИКУМ №2

(На интерактивную доску выводится слайд №10 с заданием «Подумай логически: от каких слов произошли названия периодов каменного века и как они переводятся?» и Лентой времени периода каменного векам)

(Задание на владение базовыми логическими действиями на сравнение, выявление общих и различных черт и формулированию логических выводов)

Обучающиеся должны сопоставить греческие названия периодов и их русские аналоги, и логически вычислить, от каких слов произошли названия и как они переводятся.

(В зависимости от ситуации можно активизировать: триггер у задания, который выводит на экран правильный ответ, или триггер «Нужна подсказка?», с помощью которого на экран выводится переводы первых частей слов и обучающимся предлагается догадаться, как переводится общая часть «lithos»)

Сопоставляя переводы этих периодов учащиеся способны сделать логический ответ, что «lithos» – камень.

(Нажатие триггера в виде знака выводит ответ – «камень»)

СЛАЙД: ПРАКТИКУМ №3

(На интерактивную доску выводится слайд №11 с заданием «Распределите факты по периодам каменного века»)

(Задание на знание исторических фактов, группировке и систематизации фактор по заданному пизнаку)

Учащимся предлагается переместить различные факты из периода каменного века в соответствующие разделы: «Палеолит», «Мезолит» и «Неолит».

Это задание выполнено с помощью макроса «MoveHim и MoveTo» для скачкообразного перемещения объектов в режиме демонстрации презентации. Первым нажатием выбираем факт (у выбранного понятия появляется тень), вторым нажатием в выбранном поле перемещаем объект)

(Триггер «Проверить» позволяет проверить правильность ответа учащихся)

После демонстрации презентации, во время её закрытия, в окне «Сохранить изменения» выберите «Нет», чтобы не сохранять ответы учащихся, сделанных с помощью макроса.

По левому и правому краю экрана расположены вспомогательные кнопки-триггеры, которые учитель может использовать в зависимости от своего плана урока:

  • Триггер «Инструкция» выводит информацию о настройке программы PowerPoint для использования макросов.
  • Тригер «Глоссарий» выводит на экран ключевые понятия урока.
  • Триггер «Д/задание» выводит на экран вариант задания на дом.