Литературная викторина "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: викторина по сказкам, В гостях у сказки, литературная викторина


Цель:

  • Прививать интерес к чтению как средству общения, как к учебному предмету.
  • Повышать общую языковую культуру, развивать логическое мышление.
  • Развивать воображение и творческие способности учащихся.
  • Расширять кругозор. Воспитывать чувство коллективизма, поддержки и взаимовыручки.

Познакомимся с нашими командами. За первым столом находится команда «Колобки», за вторым столом – «Дюймовочки».

На нашем мероприятии присутствуют болельщики. Поприветствуем их.

А теперь я напоминаю вам правила игры:

  • Отвечать на вопрос после того, как он будет прочитан до конца, за правильный ответ команда получает «Смайлик». Выиграет та команда, которая наберёт больше «Смайликов».
  • Не выкрикивать, не перебивать ведущего и отвечающих.
  • Каждый вопрос обдумывается в течение 1 минуты /совещается вся команда, отвечает желающий/
  • Если команда не может ответить на вопрос, то команда соперников имеет право ответить на вопрос. Если ответ будет верным, то команда получает «Смайлик».

Итак, если команды готовы, то мы начинаем.

Разминка

Ведущий задаёт вопрос, команды отвечают /по очереди/.

«Узнай сказочных героев»

  1. У него сани ехали сами (у Емели)
  2. Он ел за троих, а работал за семерых (Балда)
  3. Его Волька освободил из бутылки (Старик Хоттабыч)
  4. Она была невестой Пьеро (Мальвина)
  5. Он превратил Василису Премудрую в лягушку (Кощей Бессмертный)
  6. Этого мальчика унесли дикие лебеди (Иванушку)
  7. Его перехитрила Лисица (Колобка)
  8. Он самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка (Карлсон)
  9. Он был сыном оловянной ложки (Оловянный солдатик)
  10. Она родилась в чаше цветка, спала в ореховой скорлупке (Дюймовочка)

1 этап. «Узнай сказку»

Команды получают ребусы, письменно отвечают на задание ведущего.

Ответ: «Курочка Ряба»

Ответ: «Золушка»

Ответ: «Репка»

Ответ: «Снегурочка»

Ответ: «Аленький цветочек»

2 этап. «Доскажи словечко»

Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно хором отвечай!

Ведущий читает загадки, команды отвечают /по очереди/.

  1. Многим долго неизвестный,
    Стал он каждому дружком.
    Всем по сказке интересной
    Мальчик-луковка знаком.
    Очень просто, хоть и длинно,
    Он зовётся… (Чиполлино)
  2. Уймись, уймись, колдунья злая,
    Себя надеждами не тешь-ка,
    В лесу семь гномов повстречала –
    Спасётся наша… (Белоснежка)
  3. Враг людей и враг зверей
    Злой разбойник… (Бармалей)
  4. Любит мёд, друзей встречает
    И ворчалки сочиняет.
    А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!
    Забавный медвежонок… (Винни-Пух)
  5. Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит,
    Это доктор… (Айболит)
  6. Всех он любит неизменно,
    Кто б к нему ни приходил.
    Догадались? Это Гена,
    Это Гена… (Крокодил)
  7. И на мачеху стирала,
    И горох перебирала
    По ночам при свечке.
    А спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это? … (Золушка)
  8. Бедных кукол бьёт и мучит,
    Ищет он волшебный ключик.
    У него ужасный вид
    Это доктор … не Айболит, а (Карабас)

Вопросы болельщикам

Самый активный и знающий сказки болельщик получает «Смайлик» для своей команды.

  1. Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели? (с щукой)
  2. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
  3. К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой? (к внучке)
  4. Какой титул присвоил кот в сапогах своему хозяину? (маркиз де Карабас)
  5. Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке? (из топора)
  6. Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино? (Папа Карло)
  7. По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу? (ступа)
  8. Как зовут итальянского Буратино? (Пиноккио)
  9. Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
  10. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)

3 этап. «Назовите название сказки и её автора»

Ведущий предлагает прослушать командам аудиозаписи с отрывками произведений, дети называют сказку и её автора /по очереди/.

  1. Братья сеяли пшеницу
    Да возили в град-столицу:
    Знать, столица та была
    Недалече от села.
    Там пшеницу продавали,
    Деньги счётом принимали
    И с набитою сумой
    Возвращалися домой. (П.Ершов «Конёк-Горбунок»)
  2. Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож как со сна
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся
    И кричит: “Кири-ку-ку.
    Царствуй, лёжа на боку!”
    И соседи присмирели,
    Воевать уже не смели:
    Таковой им царь Дадон
    Дал отпор со всех сторон! (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
  3. Настала осень, листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало так холодно, что тяжёлые облака сеяли град и снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во всё горло. Брр! Замёрзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утёнку. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»)
  4. Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. (В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»)
  5. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица, —
    Говорит одна девица, —
    То на весь крещёный мир
    Приготовила б я пир».
    «Кабы я была царица, —
    Говорит её сестрица, —
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна».
    «Кабы я была царица, —
    Третья молвила сестрица, —
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
  6. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, — день прошёл. (Ф.Одоевский «Мороз Иванович)
  7. Много лет тому назад в одном значительном городе моего милого отечества, Германии, скромно и честно жил сапожник с женой. Днём он сидел на углу улицы и чинил башмаки и туфли. Делал он, может быть, и новые, если это кто-нибудь доверял ему; но в таком случае он должен был сперва покупать кожу, так как был беден и не имел запасов. Его жена продавала овощи и фрукты, которые разводила в маленьком садике за городом, и многие охотно покупали у неё, потому что она была чисто и опрятно одета и умела красиво разложить и выставить свой товар. (В.Гауф «Карлик Нос»)
  8. В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок. (В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»)

4 этап. Турнир капитанов

Капитаны отвечают /по очереди/.

Назовите сказки, которые в своём названии имеют число.

Ответы.

  1. «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак
  2. «Три медведя» Л.Н.Толстой
  3. «Волк и семеро козлят» русская народная сказка
  4. «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм
  5. «Три поросёнка» С.В. Михалков
  6. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин
  7. «Цветик-семицветик» В. Катаев
  8. «Два Мороза» русская народная сказка
  9. «Семь подземных королей» А. Волков …

Исправьте ошибки в названии сказок.

  1. «Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
  2. «Неболит» («Айболит»)
  3. «Красная бейсболка» («Красная шапочка»)
  4. «Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»)
  5. «Сестрица Машенька и братец Петрушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  6. «Трое косолапых» («Три медведя)
  7. «Заснеженная королева» («Снежная королева»)
  8. «Федюшино горе» («Федорино горе»)

Игра «Доскажи слово»

Гуси - …. (лебеди)
Финист - … (Ясный сокол)
Синьор - … (помидор)
Баба … (Яга)
Василиса … (Премудрая)
Коза- … (дереза)
Кощей …(Бесмертный)
Карлик … (Нос)
Жар- …(птица)
Ковёр- …(самолёт)

5 этап. «Кто хозяин предмета?»

Команды получают карточки с заданиями, участники письменно отвечают на задание ведущего.

Ответ: Муха-Цокотуха

Ответ: Оле-Лукойе

Ответ: Красная Шапочка

Ответ: Иван-царевич

Ответ: Дюймовочка

6 этап. «Кто так сказал?»

Ведущий называет слова героя сказки, команды отвечают /по очереди/.

  1. «Печка, матушка, спрячь меня» (Алёнушка)
  2. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки» (Мальвина)
  3. «Спокойствие, только спокойствие!» (Карлсон)
  4. «Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?» (Морозко)
  5. «Я по коробу скребён,
    По сусеку метён,
    На сметане мешон
    Да в масле пряжон,
    На окошке стужон;
    Я от дедушки ушёл,
    Я от бабушки ушёл,
    От тебя, зайца, не хитро уйти!» (Колобок)
  6. “Свет мой, зеркальце! скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?” (царица)
  7. «Служивый! Когда же топор будем есть?» (старуха)

7 этап. «Сказочные предметы»

Команды называют предметы из сказок /по очереди/.

Ответы:

  • зеркало
  • сапоги-скороходы
  • скатерть-самобранка
  • шапка-невидимка
  • волшебный клубочек
  • яблочко на тарелочке
  • ковёр-самолёт
  • гусли-самогуды …
  • ступа

Подведение итогов жюри.