Дизайн как вид искусства

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Дополнительное образование, Мастер-класс, Классный час «Поговорим о главном»


Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека - дом, для людей - город, для Бога - храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи - некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов».

«Дизайн» - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Выбранная мной тема очень актуальна в современном мире. Так как дизайн - это неотъемлемая часть нашего общества. Моя цель узнать действительно ли дизайн имеет большое значение в жизни современного общества. Мои задачи найти как можно больше информации, узнать об истории и развитии дизайна, познакомиться с видами дизайна.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка», элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в школе начальной школы вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества ученика , позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.

Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Основные понятиями дизайна являются:

  • художественное проектирование (эстетизация промышленной среды, создание духа вещи), художественное конструирование (эстетизация техники), а также области дизайна: промышленный (дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн),
  • стайлинг "дизайн" (художественная адаптация уже готовой формы или улучшение технической части объекта, средовой дизайн (дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд),
  • графический дизайн (проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.),
  • публишь-арт (так называемый народный (городской) дизайн, нон-дизайн (организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения),дизайн (проектирование интернет серверов),
  • фито-дизайн (дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений), рекламный дизайн, футуро-дизайн (исторический дизайн и прогностический дизайн будущего)
  • кустарный дизайн (скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании), китч (этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя), арт-дизайн (дизайн штучный, концептуальный, элитный)

Основные категории объекта дизайна

  • Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
  • Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
  • Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
  • Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи - объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
  • Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.).

В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.

Дизайн продукцию классифицируют на инженерно-техническую, архитектурно-художественную, ландшафтную, предметную, торгово-промышленную, графическую, экспозиционно-зрелищную, компьютерную, информационную. Различают дизайн плоскостной (полиграфия, реклама), предметный (одежда, мебель), пространственный (интерьер, экстерьер), смешанный (оформление празднеств). Выделяют направления художественного конструирования и системного дизайна - организация предметно-пространственной среды.

Список литературы

  1. Дональд А. Норман Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-465-06710-7
  2. И. Розенсон Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с. — ISBN 5-469-01143-7
  3. Лакшми Бхаскаран Дизайн и время. — СПб.: Арт-родник, 2009.