Турнир "Многообразие насекомых" кубок

Разделы: Биология, Презентация к уроку

Классы: 7, 8

Ключевые слова: насекомые


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Предмет: биология.

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме многообразие насекомых.

Продолжительность урока: 40 минут.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представления о многообразии насекомых.

Развивающие:

  • научить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать творческое мышление и навыки работы в группе, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, развивать монологическую речь и умение публично выступать.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний, самостоятельность, коммуникативные качества, умение слушать, осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Развивать навыков исследовательской деятельности;

Метапредметные:

  • Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Развивать способности к сравнению, сопоставлению и обобщению фактов, к формулированию выводов из услышанного или прочитанного.
  • Развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Формировать и развивать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

  • Расширить и углубить знания о представителях класса Насекомых, их многообразии и разнообразии условий их обитания.

Техническое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Предварительная подготовка: за неделю до турнира учащиеся класса делятся на 4 команды, им предлагается ознакомиться с дополнительной информацией по теме «Класс Насекомые» (см. список литературы и интернет-ресурсов).

Ход турнира

Вступительное слово

Приветствие, объяснение правил.

Жюри проводит подсчет баллов и следит за ходом турнира.

На экране появляется ребус та команда, которая первая его отгадает, вступает в игру.

На столах команд стоит настольный звонок нажатие, на который является сигналом о готовности команды дать ответ на вопрос.

На подготовку к ответу дается 20 секунд (таймер на экране слайда). По окончанию времени подается сигнал. Та команда, которая первая дает верный ответ выбирает следующий тему сектора и номер вопроса.

Если команда дает неверный ответ, то в игру вступают другие команды, которые сообщают о готовности ответить на вопрос нажатием на звонок. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задания турнира

Вопрос

Ответ

Балл

НАСЕКОМЫЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

Оказывается, название известного романа начала XX в. Э.Л.Войнич «Овод» переведено на русский язык неверно.
А как вы думаете, каким должно быть его название?

СЛЕПЕНЬ

4

В XVIII – начале XIX вв. в разговорной речи слова «стрекоза» служило общим названием для разных насекомых. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза».
На основании этих строк предположите, какое именно насекомое описывал в басне
И.А.Крылов?

В басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» стрекозой назван КУЗНЕЧИК (ЦИКАДА) – описание подходит именно к ним

3

Оцените правдоподобность утверждения (по мотивам стихотворения Б. Заходера «Диета термита»):
«Говорил термит термиту:
-- Ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, барабаны, вазелин, гуттаперчу, деготь, еле съел жестянку, еле-еле канифоль, лук, мазут и мыло, натриевый цианид, папиросы и папирус, резину с содой, из аптеки стрептоцид, но ни разу не был сыт.
-- М-да, - сказал другой термит. - От диеты толку мало. Лучше лопай что попало!»
Что из перечисленного термит мог действительно есть, а что не мог? Почему?

Термит ест органику, в основном целлюлозу, благодаря присутствию в кишечнике жгутиковых простейших и бактерий (специфика питания), все остальное перечисленное-вымысел автора

2

В сказке «Конёк-горбунок» так Иван называет кобылицу, которая повадилась ходить на поле и есть пшеницу. В произведении название этого насекомого имеет подтекст — жадная сила, не оставляющая после себя ничего.
Назовите это насекомое

САРАНЧА ПЕРЕЛЁТНАЯ

1

НАСЕКОМЫЕ И МАТЕМАТИКА

Одна самка комнатной мухи откладывает 120 яиц в кладку, и в течение лета появляется более пяти поколений мух, половина из которых самки.
Подсчитайте, сколько мух появится за пять поколений

Поколение
1 - 120 яиц
2 – 7 200 яиц
3 – 432 000 яиц
4 – 25 920 000 яиц
5 – 1 555 200 000 яиц

4

Из яйца дубового шелкопряда выходит гусеница, образующая кокон с куколкой. На все три стадии уходит 100 дней.
Определите продолжительность каждой стадии, если первая составляет 1/6, а третья – половину продолжительности второй

Первая стадия – 10 дней
Вторая – 60 дней
Третья – 30 дней

3

Появившаяся гусеница тутового шелкопряда весит всего 0,004 г, а гусеница пятого возраста весит уже 3,56 г. Рассчитайте, во сколько раз увеличился вес гусеницы тутового шелкопряда

В 890 раз

2

Каждая гусеница плодожорки портит, как правило, два яблока.  Средний урожай  молодой яблони – примерно 400 яблок.
Сколько бабочек могут отложить яйца, чтобы уничтожить урожай одной молодой яблони, если предположить, что одна бабочка откладывает примерно 100 яиц?

4 бабочки

1

КАК МЕНЯ ЗОВУТ

Оказывается, бабочки, названные в честь колючего растения, в отличие от других видов, совершают перелет один раз в жизни – они летят в Северную Африку, а затем возвращаются в Европу.
Как вы думаете, о какой бабочке идет речь?

РЕПЕЙНИЦА

4

Это бабочка проникает в улей, подражая жужжанию пчел, и протыкает соты, похищая мед. Однако иногда пчелы все же обнаруживают грабителя и жалят его насмерть.
 Как вы думаете , о каком насекомом идет речь?

БРАЖНИК «МЕРТВАЯ ГОЛОВА»

3

Эти бабочки с «царским» названием из Северной Америки летят зимовать на Багамские острова. Как вы думаете, о какой бабочке идет речь?

МОНАРХ

2

Родина этого жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими пасленовыми растениями. А попав в Европу, он стал злейшим врагом картофеля.
Назовите его

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК

1

БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ

Одним из способов борьбы с вредителями плодовых деревьев является механический способ стряхивания.
В какое время суток лучше стряхивать жуков? Почему?

Стряхивать жуков лучше рано утром, пока прохладно и влажно. В это время насекомые малоподвижны.

4

Замечено, что на рынке многие грамотные покупатели предпочитают покупать корнеплоды и капусту, поврежденные личинками насекомых, а не идеально чистые продукты.
Как вы думаете, почему?

Эти признаки показывают, что при выращивании этих культур не применялись ядохимикатов

3

Насекомые – вредители наносят огромный урон народному хозяйству. В борьбе с ними в сельском хозяйстве используют химикаты, агроприемы. Однако эффективным оказалось только применение этих мер в комплексе.
Почему?

Так как насекомые-вредители быстро приспосабливаются к ядохимикатам и агроприемам для эффективности их применяют в комплексе

2

Много лет люди пользовались нафталином как средством уничтожения моли. А теперь этот способ стал неэффективен.
Как вы думаете, почему?

Моль за годы использования нафталина приспособилась к этому отравляющему веществу.

1

РАЗНОЕ…

Назовите произведение  и его автора, знаменитого русского композитора.

«Полет шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане» Автор - Николай Андреевич Римский-Корсаков

4

В старинной рукописи об отшельнике написано: «… и ушел он в пустыню, и поселился в пещере, и питался сушеными акридами».
Как вы думаете, чем мог питаться отшельник?

Отшельник питался саранчой, в Африке для многих племён она самое обычное блюдо.

3

Чей голос вы сейчас слышите? К какому отряду относится это насекомое

СВЕРЧОК ДОМОВОЙ отряд ПРЯМОКРЫЛЫЕ

2

Каким насекомым называют человека-бездельника? Почему?

ТРУТЕНЬ

1

НАСЕКОМЫЕ ПАРАЗИТЫ

Платяная моль, вышедшая из куколки, выбираясь из полиэтиленового пакета с шерстью, может прогрызть отверстие в его стенке. Проделает она отверстие и в стенках мешочка из шерстяной ткани. Однако ткань из хлопка или льна ей не по зубам. Почему?

Платяная моль относится к группе молей кератофагов, личинки которых питаются продуктами животного происхождения (пух, перо, шерсть, мех).

4

Муха цеце – «бич божий», ограничивающий освоение территории Африки. Несмотря на то, что кровососущие цеце досаждают всем животным, зебры в этих местах себя чувствуют весьма комфортно.
Как вы думаете почему?

Муха цеце на зебр не нападает, так как воспринимает их лишь как мелькание черных и белых полос

3

Это бескрылое кровососущее насекомое знали еще до н.э. в Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в 10 веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар».
Назовите это насекомое

ПОСТЕЛЬНЫЙ КЛОП

2

В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, в Западной Германии – французом. В России он называется прусак.
О ком идет речь?

РЫЖИЙ ТАРАКАН

1

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 2003.
  2. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. Издательский дом Мещерикова, 2017.
  3. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2002.
  4. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., Открытые уроки по биологии. 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6-8-х классах. Чебоксары, «Клио», 2000.
  6. 78 интересных фактов о насекомых. https://adnovum.ru/13-interesnye-fakty-o-nasekomyh.html
  7. Фото насекомых https://fonwall.ru/search/насекомые/