Одна из главных задач начального курса математики – сформировать прочные и осознанные вычислительные навыки у младших школьников. Формирование вычислительных умений и навыков - сложный и длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ученика, уровня подготовки, способа организации приемов вычислительной деятельности, психолого-педагогического и методического подхода к обучению и, конечно же, от математического образования в целом. Перед учителем стоит непростая задача в подборе эффективных методов обучения, методических приёмов, которые направлены на развитие познавательного интереса, самостоятельный поиск решения поставленных задач, а также стимул для приобретения знаний, необходимых для выполнения практических заданий [5].
Игра занимает большое место в жизни человека, его развитии. Игровые технологии являются самыми распространенными среди всех образовательных технологий. Сталь Анатольевич Шмаков в своей книге «Досуг школьника» пишет о том, что «в игре ребёнок самовыражается как личность, как индивид, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в общении».
Все мы знаем, что математика одна из нелёгких учебных предметов, поэтому применение игровых элементов на уроках помогают снять напряжение и помогают слабым ученикам обрести уверенность в себе, сформировать чувство товарищества и взаимопомощи. В зависимости от функций дидактических игр, учитель осуществляет выбор игр, определяет их место и роль в образовательном процессе, при необходимости, сочетает элементы игр с традиционным обучением. Игра выполняет такие функции, как развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, диагностическая и коррекционная. Применение игровых технологий помогает ученикам «включиться» в новые роли, снять напряжение, проявить интерес к учебному предмету. У обучающихся появляется стимул для быстрого и правильного выполнения заданий, в ходе игры происходит развитие внимания, памяти и других познавательных процессов. В процессе игры дети выходят из роли пассивного слушателя и становятся активными участниками учебного процесса [1]. Особая значимость при проведении игр придается соревновательным элементам как при индивидуальных, так и при групповых состязаниях.
Понятие «вычислительный навык» М.А.Бантова определяет как высокую степень овладения учениками вычислительными приёмами. Умения, формирующиеся на начальной стадии обучения математике очень важны. Именно в первый год обучения закладываются основные приёмы вычислений, которые направлены на активизацию умственной деятельности обучающихся, развитие интеллекта, памяти, математической зоркости, а также внимания и быстроты реакции. Дети, у которых сформированы вычислительные умения и навыки знают, какие операции и в каком порядке нужно выполнять для того, чтобы найти результат того или иного математического действия и выполнить эти вычисления довольно быстро. Основополагающими качествами вычислительных умений считаются правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, прочность и автоматизм. Таким образом, вычислительные умения и навыки можно считать сформированными если обучающиеся уверенно, с достаточной беглостью и осознанность выполняют математические действия [2]. Полученные вычислительные умения и навыки станут крепкой основой при обучении математике, а также способствуют развитию познавательных процессов.
В ходе практической деятельности в рамка организации педагогического исследования в МБОУ «Школа №89 г. Казани» была организована экспериментальная работа по формированию вычислительных учений и навыков с помощью дидактических игр у младших школьников на уроках математики. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Г» класса в количестве 25 человек. Средний возраст учеников составлял 7 лет.
На констатирующем этапе эксперимента для определения первоначального уровня сформированности вычислительных умений младших школьников были использованы следующие диагностические методики «Диагностика сформированности вычислительных навыков А.М.Бантовой» и «Педагогическая диагностика оценки вычислительных умений и навыков». Средний балл результатов диагностики составлял 19, 7, что свидетельствует о низком уровне сформированности вычислительных умений и навыков в данном классе. Таким образом, только у 2 обучающихся (8%) сформирован высокий уровень вычислительных умений. На среднем уровне – 8 человек (32 %), на низком уровне – 10 учеников (40 %), а у 5 детей (20 %) вычислительные умения не сформированы. Результаты ниже среднего обучающиеся показали по таким критериям, как осознанность, обобщенность и рациональность. Затруднения возникли на основе того, что дети не умеют подбирать рациональный способ вычислений, не применяют знания при решении заданий нового вида и допускают ошибки при решении выражений.
Проведённые диагностики позволили выявить ошибки у детей, что позволило нам подобрать диагностические игры, направленные на формирование вычислительный умений и навыков первоклассников. В период исследования с учащимися были проведены уроки математики с использованием дидактических игр на разных этапах урока. В ходе различных форм работы (индивидуальной, парной, групповой) учащиеся выполняли задания, которые были направлены на формирование вычислительных умений и навыков. К числу дидактических игр можно отнести такие игры, как «Лётчики», «Самый быстрый почтальон», «Весёлый счёт», «Домино», «Найди своё место» и др. Наиболее понравившейся игрой первоклассников была «Математическая рыбалка». Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры, размещаются в ёмкости. Дети поочерёдно выходят к доске, «ловят» рыбу, читают пример и решают его. Все остальные находят ответ на веере и выполняют взаимопроверку. Следующая игра «Апельсины для Чебурашки». На доске находятся шаблоны ящиков для апельсинов. Обучающиеся достают апельсины их общей корзинки и распределяют их по ящикам в зависимости от результата.
В завершении формирующей работы было проведено повторное диагностирование уровня сформированности вычислительных умений и навыков. Проанализировав результаты, мы определили, что у 4 обучающихся (16%) сформирован высокий уровень вычислительных умений. На среднем уровне – 12 человек (48%), на низком – 9 (36 %). Обучающихся с несформированными вычислительными умениями нет. Исходя из этого средний балл всех результатов составляет 23,4. К концу эксперимента результат повысился на 14 %, вследствие чего показатель вычислительных умений и навыков младших школьников находится на среднем уровне.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что важно включить на уроках математики занимательные задания и тренажеры в форме дидактических игр, которые заинтересуют их и помогут поддержать имеющийся высокий уровень умений и повысить уровень умений учащихся со средним и низким уровнем, а также помогут в формировании вычислительного навыка.
Список использованных источников
- Копылова В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б.Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: матер. VIII Международная научная конференция. 2016. С. 156-158.
- Ляпунов А.В. Игровые технологии – эффективный инструмент формирования вычислительных навыков современных обучающихся / А.В.Ляпунов // Мировоззрение в XXI веке. 2018. № 2. С. 20-23.
- Мальцева Е.В. Устный счет на уроках математики в начальной школе (учебно-методическое пособие) / Е.В.Мальцева. – Мар. гос. университет. – Йошкар-Ола, 2009. – 88с.
- Сузько И.М. Использование дидактических игр на уроках математики для формирования вычислительных навыков / И.М.Сузько // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. Сборник статей VI международной научно-практической конференции. 2022. С. 24-27.
- Суходолова Е.М. Формирование вычислительных навыков у обучающихся начальной школы в условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Е.М.Суходолова // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 138-139.