Современному обществу в России нужны патриоты, духовно развитые личности, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, готовые на самопожертвование ради спасения других людей, ради свободы и независимости Отчизны.
В последнее время не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в укладе жизни казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье.
1 сентября 2022 года в МБОУ СОШ № 87 был сформирован первый в истории школы класс казачьей направленности, в котором духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся строится на основе культурных традиций казачества и православных духовных идеалов и на сегодняшний день таких класса уже три.
Главной задачей воспитания казака является формирование личности, способной служению высоким духовные идеалам, жертвенности, проявлению бескорыстной любви к своей Родине.
В процессе воспитания и формирования личности ребенка, кроме института семьи, активное участие принимает школа. Задача школы приобщать школьников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны. А также развивать внимательное отношение к родным и близким; учиться воспринимать историю прошлых поколений, историю земляков. Воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.
В нашей школе помимо общеобразовательных дисциплин в системе казачьего образования наша молодежь изучает историю, культуру, обычаи и традиции казачьего народа, основы православной культуры, основы военных наук. Именно этим казачий класс и отличается от любого другого. Система патриотического воспитания казачьей молодежи – это многогранный комплекс мероприятий. Базисными являются военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Недостаточно уметь разбирать и собирать автомат, надо еще и знать, во имя каких идеалов это делается. А идеалы определяются знанием своих корней, отечественной истории, основ православной веры. Точно так же знания казачьих обычаев и традиций, умение петь казачьи песни и отвечать на вопросы исторических викторин будут несовершенны без умения постоять за себя и за своего товарища, без умения защитить свою семью и свой дом [3].
Сегодня воспитание казачьей молодежи должно строиться на основе тех казачьих традиций и принципов, которые актуальны и святы во все времена: уважение к старшим, любовь к труду, любовь к Отечеству, готовность встать на защиту своей Родины, неприятие подлости, трусости и предательства. Именно эти базовые характеристики личности – основа будущей здоровой нации, здорового общества. Эти неписаные правила и заветы не выдуманы, а унаследованы современными казаками от великих и славных предков [1].
Как формируются программы воспитания?
В программу воспитания входит патриотическая и духовная составляющая. Совместно с Министерством просвещения мы разрабатываем учебно-воспитательную программу, которую могут взять в работу все регионы России. Каждое учебное заведение, вносит коррективы и свои инициативы в воспитательную программу. В свою очередь, казачьим обществом обозначены векторы формирования воспитательной программы для казачьих классов. Твердую гражданскую позицию молодые казаки проявляют в том числе и в отношении общественно полезной работы. За их плечами немало добрых дел: оказание помощи ветеранам войны и труженикам тыла, уборка памятников исторического и культурного наследия. Казачья молодежь активно принимает участие в жизни города – всегда в первых рядах на муниципальных праздниках и мероприятиях, проводимых казачьими обществами. Все это формирует мощный патриотический стержень в воспитании подрастающего поколения.
Какую роль в учебном процессе играют дополнительное образование и внеурочная деятельность?
В классах казачьей направленности реализуется особый казачий компонент: курсы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, в программах воспитательной работы выделены следующие направления: культура, наука, патриотизм.
Благодаря системе дополнительного образования в казачьих классах, работе казачьих творческих коллективов и казачьих военно-патриотических и спортивных клубов есть возможность уберечь детей от негативных и разрушительных факторов. И конечно, внеурочная деятельность и дополнительное образование ценны тем, что приближают молодежь к обычаям, традициям и историческим нормам жизни казачества.
В чем заключается работа казаков-наставников? Чем они отличаются от рядовых педагогов?
Сегодня в школе открыты три казачьих класса. Но самое главное – это то, что в казачьем образовании задействованы не только школы, но и казачьи общества. За каждым казачьим классом закреплены наставники из числа казаков. Они становятся связующим звеном между школой и казачьим обществом, вторыми классными руководителями и принимают непосредственное участие в воспитательном процессе, который ведется в казачьем классе. Обеспечивают участие детей и молодежи в военно-патриотических мероприятиях, организованных казачьим обществом. Казак-наставник рассказывает детям о казачьих традициях и обычаях, о современной жизни российского казачества. Кроме того, именно казак-наставник олицетворяет собой мужское начало, мужской подход к воспитанию – все то, чего, к сожалению, так недостает современной школе [2].
Мероприятием, объединившим несколько поколений, стал «Казачий диктант». В рамках просветительской акции свои знания о культуре, истории и традициях казачества проверили школьники, родители учащихся, педагоги и взрослые казаки.
Наставники не читают лекции, они общаются с детьми в формате открытого диалога. Они всегда приходят к детям в казачьей форме одежды, что тоже немаловажно. У наставника дети всегда могут спросить совета, поделиться чем-то сокровенным, поговорить на волнующие темы, высказать то, о чем неудобно говорить непосредственно со своими педагогами.
Казаки-наставники работают с молодым поколением в тесном сотрудничестве с классными руководителями и учителями предметниками. Организовывают походы, экскурсии, состязания. Проводят занятия в клубах, кружках по интересам. Являются носителя культуры и передают свои знания, опыт молодому поколению.
Современному казачеству важна преемственность казачьего образования. Выпускники казачьих классов в первую очередь должны стать казаками во всех смыслах этого слова. Именно эти молодые люди – будущее российского казачества. Именно они должны быть настоящими носителями и хранителями казачьих традиций, истории, культуры, быта и уклада жизни. Кроме этого, выпускники казачьих учебных заведений должны стать настоящими защитниками Отечества, патриотами своей страны, образцом и примером для других мальчишек и девчонок. В будущем эти ребята будут способны сделать казачество неотъемлемой частью развития современного российского общества.
Мы считаем, что необходимо возрождать традиции казачества в воспитании подрастающего поколения, где активную позитивную роль играли бы как семья, так и школа.
Список литературы
- Толмачев С.М. Казачество - в прошлом и настоящем // Время - 1997, №1
- Березовский Е.П. Сибирское казачье войско // Сибирский казак. - Харбин, 2007. - вып. 1.
- Традиции и высокие учебные стандарты: что такое казачье образование г. Москва за 2021 год URL: https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764322058_0:0:3101:1745_640x0_80_0_0_90f7a01f02eb24de7eaee51e1178a969.jpg.webp (дата обращения: 19.06.2024)