Почвенная среда обитания организмов

Разделы: Биология

Класс: 5


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5

Место урока

22

Тема урока

Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

Метапредметные

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

Предметные умения

Строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы, например, при обосновании выбора научного метода или результата наблюдения, измерения, эксперимента. Характеризовать экологические условия в природном сообществе, оценивать возможность обитания в них организмов и т.д.

Ключевые слова:
ОРГАНИЗМ
ПОЧВА
СРЕДА ОБИТАНИЯ
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Виртуальная лаборатория - симулятор (лабораторная работа, практическая работа, эксперимент)», «Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Обучающие видеоролики».

2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

 Продемонстрируйте учащимся фотографии двух почвенных животных – крота и медведки. Обратите внимание на тот факт, что эти животные не являются родственниками, но несмотря на это имеют очень схожим образом устроенные конечности. Задайте учащимся вопрос: с чем может быть связано это сходство? После этого прочитайте объясняющий текст.
Обитатели почвы
Изображение или фото

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Этап 1.3. Целеполагание

Узнаешь какие

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Выведите на экран обучающий видеоролик «Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитания». Вы можете как демонстрировать его с дикторским текстом, так и давать собственное объяснение, отключив голос диктора.
Почвенная среда обитания и её особенности. Приспособления организмов к почвенной среде обитания
Обучающие видеоролики

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Состав почвы

Слова для вставки: глина, перегной, живые организмы, органические вещества, твердые частицы, вода, воздух, минеральные соли.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Предложите учащимся посмотреть виртуальную практическую работу по изучению состава почвы. После того как учащимся будет понятен ход работы и смысл экспериментов, рекомендуем выполнить эту работу в реальности.
Изучение состава почвы.
Виртуальная лаборатория - симулятор (лабораторная работа, практическая работа, эксперимент)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Характеристика почвенной среды обитания

Фактор среды

Характеристика условий среды обитания

Свет

 

Кислород

 

Плотность

 

Вода

 

Колебания температуры

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Тест в формате ГИА

3.4. Развитие функциональной грамотности

Прочитайте текст и выберите особенности строения и образа жизни, помогающие животному выживать в почве (форма тела, особенности строения конечностей, покровы тела, органы чувств, особенности передвижения).

Медведка - крупное насекомое с длиной тела до 5 сантиметров. Брюшко мягкое, веретенообразной формы. Грудной панцирь твердый, строение его таково, что голова может частично убираться под его защиту.
Передние ноги медведки преобразованы в своеобразные лопаты, позволяющие медведке легко прокапывать ходы в почве. А задние ноги предназначаются только для простого передвижения по поверхности или внутри собственных ходов.
Тело медведки полностью покрыто густыми волосками, который препятствует прилипанию к телу частиц влажной почвы.
В постоянной темноте они лишены дневного света. Поэтому зрение развито слабо. Чтобы добывать для себя пропитание, находить нужные подземные проходы и выживать, они постоянно используют свой нюх и развитое чувство осязания. Медведки очень чувствительны к вибрации – это позволяет определить расстояние до источника звука, возможный размер, а также вероятную угрозу.
Рацион медведки составляют найденные под землей коренья и насекомые. Грызущий ротовой аппарат медведки, с мощными челюстями, позволяет прокусывать твердую кору корнеплодов. В дневное время суток эти животные отсиживаются в своих подземных норках и ходах, а в ночное время выбираются для поиска пропитания

«Это нужно знать»

Приспособленность - это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды.
Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.
Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

  • Водную (наличие плавников и обтекаемой формы тела)
  • Наземно-воздушную (наличие перьевого покрова и крыльев)
  • Почвенную (передние лапы превратились в лопаты, развитое обоняние, слабое зрение)
  • Организменную (у паразитов нет недостатка в пище, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Почвенная среда обитания
Диагностическая работа

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке? Что удивило?
- На какие группы делятся животные?
- Почему нужно беречь животных?

Этап 5.2. Домашнее задание

Параграф 21, стр. 93-95