Наставничество как ресурс профессионального развития педагога

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: наставничество


Современной развивающейся образовательной организации нужен высококвалифицированный, нестандартно мыслящий, профессионально-компетентный педагог, который с легкостью может ориентироваться в глобальном информационном потоке, осмысленно включаться в инновационные преобразования, готовый вести за собой обучающихся и их родителей. А потому идея наставничества в системе школы продиктована в значительной степени условиями развития системы образования, теми перспективами, идеями и достижениями, к которым стремиться каждая образовательная организация и, конечно, ее административная команда.

Для достижения общих целей необходимо четкое взаимодействие и постоянный обмен опытом как среди педагогов, так и среди управленцев. А это возможно благодаря мобильной, постоянно адаптирующейся системе наставничества, способной упорядочить и оптимизировать процесс профессионального становления педагога, сформировать у него мотивацию к саморазвитию и самореализации. В настоящее время наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры школы.

По нашему мнению, для профессионального развития педагога высокий потенциал и эффективность наставничества определяются следующими факторами:

  1. Гибкость в реализации: нет жестких ограничений и требований, система подходит для разных ситуаций;
  2. Ценностно-ориентированная мотивация всех участников процесса, их тесное сотрудничество и взаимодействие;
  3. Обратная связь, которая делает такой вид профессионального обучения еще более продуктивным;
  4. Координация и стимуляция процесса со стороны наставника, а также возможность им управлять.

В условиях нашей образовательной организации реализуется реверсивное, ситуационное и групповое наставничество в различных формах: тренинги, открытые уроки, методические консультации, совместные внеклассные мероприятия, тематические педсоветы.

Как правило, рассмотрение наставничества как ресурса профессионального развития педагога предполагает поэтапный характер его реализации:

  1. Выявление профессиональных дефицитов и затруднений;
  2. Разработка мер по их минимизации или устранению, проектирование дальнейшего профессионального роста;
  3. Рефлексия деятельности, формирование умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития и управлять им самостоятельно.

Немаловажную роль на каждом этапе играет поддержка учителей силами методических объединений, предметных проблемно-творческих групп, психологическое сопровождение специалистов, тесное сотрудничество с другими образовательными учреждениями. Традиционно свои педагогические находки под руководством наставников из управленческой команды школы педагоги представляют на межрайонном уровне, участвуя в круглых столах, семинарах, практикумах и открытых уроках, а также на городских и всероссийских конкурсах.

Преимущество наставничества заключается также в том, что оно может осуществляться на любом этапе профессиональной деятельности, включать специалистов разного уровня. Активность и нацеленность сторон на общий результат позволяет развиваться не только наставляемому, но и совершенствовать личные и профессиональные качества наставника.