Особенности организации учебной деятельности и проведения оценивания на уроках географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: География, Инклюзивное образование

Ключевые слова: Учащиеся с ОВЗ


«Нет и не может быть детей,
которые бы не хотели учиться с самого начала обучения»
В.А.Сухомлинский

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К обучающимся с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью.

С 1 марта 2025 года изменения в ФЗ 273 - термин «с различными формами умственной отсталости» заменить словами «с нарушением интеллекта». И вторая группа - это дети-инвалиды, статус которых определяется статьей 1 ФЗ-183 «О социальной защите инвалидов в РФ».

Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно статьи 79 Закона № 273-ФЗ определяются:

  • для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;
  • для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

АООП разрабатывается на уровень образования для конкретной категории детей с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами.

Обучающиеся по адаптированным образовательным программам участвуют в аттестациях так же как и их нормально развивающиеся сверстники. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений, проводимую педагогами в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами.

Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Неумение включиться в учебную работу;
  • Неготовность выполнять задания без пошаговой инструкции;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Отставание в развитии мышления, памяти;
  • Бедный словарный запас слов, слабая техника чтения;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Неумение применить знания в нестандартной ситуации;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы,неумение общаться;
  • Неустойчивое внимание и снижение работоспособности;
  • Низкий навык самоконтроля,не может понять и исправить ошибки;
  • Своеобразное поведение, повышенная тревожность;
  • Боязнь критики,негативной оценки.

Известно, что дети с ОВЗ обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности. Поэтому, одними из важнейшим моментом урока я считаю создание ситуации успеха, возможности исправить ошибку. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Какие приемы применяем для адаптации и создании ситуации успеха для детей с ОВЗ:

1. Адаптация пространственной и временной организации среды

  • Увеличение времени на выполнение заданий;
  • Индивидуальный режим;
  • Индивидуальное расписание;
  • Визуальный план работы;
  • Эмоциональная поддержка.
  • Одобрение;
  • Дополнительный перерыв;
  • Шумоизоляция (наушники);
  • Привычная обстановка, присутствие педагога, тьютор.

2.Адаптация ресурса

Увеличение шрифта;

  • Дублирование инструкции – прочитывание педагогом с замедленном темпе со смысловыми акцентами;
  • Уточнение инструкции;
  • Размещение заданий по одному на листе;
  • Замена формы (устное проговаривание, письменный ответ);
  • Упрощение формулировок, словарная работа.

3. Адаптация ресурса с использованием дополнительных средств

  • Использование визуальной поддержки, опорных схем, справочных материалов;
  • Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности, контроль начала работы;
  • Использование индивидуальных алгоритмов и вспомогательных средств.

4. Адаптация сценария урока-контроля

  • Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • Поэтапный контроль общего хода проверочной работы, стимулирование деятельности;
  • Использование визуальной поддержки, опорных схем, справочных материалов;
  • Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями;
  • Задания на повторение на каждом этапе урока;
  • Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности, контроль начала работы.

5. Адаптация оценочных шкал

  • Качественное и количественное оценивание предметных результатов;
  • Дополнительная шкала оценки учета специфических ошибок письма при оценивании работ.

6. Адаптация контрольно-измерительных материалов

  • Дублирование инструкции к заданию виде шагов, задающих этапность действий;
  • Расстановка ударения в словах инструкции, вызывающих возможные семантические трудности;
  • Визуализация слов в текстах заданий, вызывающих семантические трудности.

Для успешной работы на уроке необходимо снимать утомление учащихся. В работе использую методы Абаскалова, учителя новосибирской школы, который разработал серию «оживлялок» и «чинилок» для снятия усталости на уроке. Все они просты и эффективны в использовании. Приведу некоторые из них.

  • «Оживлялка» первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтоб руки задрожали.Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. и стало жарко. Повторите 3 раза.
  • «Оживлялка» вторая. Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, потом целиком; вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком – 15-20 сек.
  • «Оживлялка» третья. Упражнение лучше всего выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно так же быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: «Я справлюсь! Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!..».