Цель: развитие основных навыков soft и hard skills у обучающихся 10–11-х классов.
Задачи:
- знакомство с понятиями «soft skills» (мягкие, гибкие навыки);
- знакомство с понятием «hard skills» (жёсткие навыки);
- раскрытие внутреннего потенциала;
- развитие чувства эмпатии;
- развитие позитивного мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Используемые приёмы и методы работы: игры, упражнения по теме урока, групповая форма работы.
Оборудование: компьютер, интерактивная панель, доска меловая, мел, презентация, секундомер, раздаточный материал (карточки с анаграммой), чистые листы бумаги по количеству учащихся, магниты, плакат с правилами работы.
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.
Время: 90 минут.
Ход тренинга
Организационный момент
Приветствие.
Ребята, здравствуйте! Мы рады вас приветствовать сегодня на нашем тренинге. Прежде чем озвучить цель и задачи, предлагаем вам разгадать анаграммы.
Упражнение «Анаграмма»
Ребята, вам предлагаются карточки с набором букв. Ваша задача переставить местами буквы так, чтобы получились слова. Вам нужно найти закономерность, при помощи которой расположены буквы. Карточки вывешиваются на меловой доске при помощи магнитов.
| ертавионтськ | (ответ: креативность) |
етссуотсйоичовтсьс |
(ответ: стессоустойчивость) |
иритнчсотьк |
(ответ: критичность) |
омуминакебьлонтськ |
(ответ: коммуникабельность). |
Молодцы! Как выдумаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься? Что развивать? (Озвучить цели и задачи тренинга).
Цель: развитие основных навыков soft и hard skills у обучающихся.
Задачи:
- знакомство с понятиями «soft skills» (мягкие, гибкие навыки);
- знакомство с понятием «hard skills» (жесткие навыки);
- раскрытие внутреннего потенциала учащихся;
- развитие чувства эмпатии;
- развитие позитивного мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
«Давайте познакомимся с правилами работы группы».
Правила группы. (плакат с правилами вывешивается на доске)
- Обращаемся друг к другу по имени.
- Говорим по одному, «Правило одного микрофона».
- Конфиденциальность информации.
- Работаем сообща, вместе (при групповой работе).
- Уважительно относимся к мнению каждого участника.
Основная часть
Для успешности в профессиональной деятельности недостаточно лишь овладения академическими знаниями по той или иной специальности нужно приобретать особые навыки, которые сегодня называют «гибкими навыками».
Все навыки можно разделить на две группы: «hard skills» - твёрдые навыки и «soft skills» - гибкие навыки.
Hard skills (с англ. «твёрдые навыки») — профессиональные, технические навыки, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, учебные навыки в школе, знание языков программирования, умение управлять тем или иным транспортным средством. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Особенности hard skills легко проверить. Твёрдые навыки подтверждаются документами об окончании того или иного уровня образования. Они показывают уровень квалификации человека и подтверждают, что он проходил обучение по специальности и получил определенные профессиональные навыки.
За формирование навыков hard skills отвечает левое полушарие головного мозга. Научно подтверждено, что левое полушарие называют рационально-логическим.
Soft skills (с англ. «гибкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся все личностные навыки: общительность, способность разрешать конфликты, умение убеждать, навыки командной работы, управлять своим временем, умение принимать решения, мотивировать себя и других. Одна из важных составляющих «soft skills» является – эмпатия (умение понимать чувства других).
За формирование навыков soft skills отвечает правое полушарие головного мозга. Так как научно доказано, что правое полушарие отвечает за образное, творческое эмоциональное мышление.
В Стенфордском институте совместно с фондом Карнеги Мелона было проведено исследование среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500». Оно продемонстрировало, что успешность руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% – hard skills. Аналогичные данные показывает исследование, проведенное Гарвардским университетом. Успешность в работе на 85% зависит от развитых навыков soft skills, и только на 15% — от hard skills.
В современном мире много говорят об искусственном интеллекте, который может заменить человека в решении технических задач. Но до сих пор остаётся неизменным тот факт, что человека невозможно заменить в сферах, связанных с творчеством, коммуникацией и эмоциями. При всей важности овладения профессиональными компетенциями, надпрофессиональные навыки имеют не меньшее значение. А в некоторых сферах деятельности, они становятся приоритетными.
Современная модификация Давосской десятки в России была сокращена до системы, состоящей из четырех ключевых навыков. Она получила название «Система 4К»:
Критическое мышление - это умение ориентировaться в потоках информaции, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
Креативность позволяет оценивaть ситуaцию с разных сторон, принимaть нестандaртные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Преодоление трудностей воспринимается им как увлекательная головоломка.
Коммуникация - это умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения.
Координация - умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Покачивание навыков soft skills через серию упражнений и игр. Прежде, чем перейти к рассмотрению и работе с некоторыми soft навыками, выполним упражнение.
Упражнение «Снежинка»
Материалы: листы бумаги (по количеству участников), простой карандаш, цветные карандаши красного, синего и зеленого цвета.
Цель и задачи: самоанализ развития у учащихся гибких качеств: координация, коммуникация, креативность, критическое мышление; оценивание важности этих качеств, наличие и развитие их у себя.
Учащиеся рисуют снежинку, где количество лучей, обозначает имеющиеся у них гибкие навыки. Им предлагается воспользоваться комплексными гибкими навыками из системы 4К (координация, коммуникация, креативность, критическое мышление).
Далее учащиеся оценивают по десятибалльной шкале (центр снежинки -0, конец луча – 10) насколько данное качество важно для них (отмечают точку на луче красным цветом). Определяют насколько данное качество развито у них (отмечают точку синим цветом). Оценивают, сколько сил, времени и ресурсов они вкладывают в развитие в себе данного качества (отмечают точку зеленым цветом).
Беседа
В результате выполнения упражнения «Снежинка» мы увидели, что некоторые важные для нас качества недостаточно развиты, и мы не уделяем их развитию должного внимания.
Данное упражнение помогает учащимся проанализировать и увидеть, что некоторые гибкие качества недостаточно развиты, и их развитию нужно уделять больше внимания.
Итак, перейдем к рассмотрению некоторых soft-навыков.
Одна из важных составляющих «soft skills» – умение понимать чувства других – эмпатия. Её еще иначе называют эмоциональным интеллектом.
Эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.
Упражнения на развитие эмпатии «Угадай эмоцию»
Материалы: карточки с названиями эмоциональных состояний (по количеству человек), маски-эмоции.
Эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.
Цель и задачи: развитие умения показывать и дифференцировать различные эмоциональные состояния.
Учащиеся получают карточку с названием эмоции. Их задача поздороваться с интонацией, которая соответствует написанной на карточке эмоции. Остальные участники угадывают эту эмоцию и настроение.
Список эмоций: радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, усталость, волнение.
Данное упражнение помогает понимать и различать чувства другого человека, его настроение, развивает эмоциональный интеллект.
Упражнение «Заинтересованный взгляд»
Цель и задачи: умение устанавливать зрительный контакт и понимать его значение.
Один из участников выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «заинтересованным» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий.
Данное упражнение развивает навыки невербального общения.
Позитивное мышление является одним из ведущих навыков soft skills.
Притча «Три строителя»
Три человека возили в тележках камни. На вопрос: «Что ты делаешь?» первый ответил: «Таскаю камни». Второй бодрее: «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить». Третий гордо произнёс: «Я строю храм!»
Дискуссия после прослушивания притчи.
Мы нередко мыслим стереотипами, из-за чего некоторые ситуации рассматриваем однобоко, не замечая другие грани. Застреваем в негативной оценке какого-то события и не видим в нем скрытых бонусов. Это мешает нашему дальнейшему развитию и общению. Поэтому важно в каждой плохой для нас ситуации найти что-то хорошее или полезное для себя и порадоваться этому.
Вывод: одни и те же действия и слова можно оценивать и воспринимать по-разному.
Стереотипное или шаблонное мышление – это такой вид умственной деятельности, который отличается однообразностью мыслей и вариантов поведений при похожих ситуациях. Такой тип мышления сводит окружающий мир к категориям, которые мы принимаем без рассмотрения и обдумывания. Это мешает дальнейшему развитию и общению. Поэтому важно в каждой плохой ситуации найти что-то хорошее или полезное и порадоваться этому.
Техника рефрейминга (от английского frame – рамка, reframe – реструктурировать, переосмыслить, переформулировать) помогает научиться по-другому воспринимать ситуации, иначе выражать мысли и по-новому реагировать на чужие поступки и слова.
Зачастую плохое увидеть легче. Говорим: «Он зануда», когда можно сказать – «Он рассудительный и дотошный в деталях». Это и есть рефрейминг – новая словесная конструкция, которая меняет восприятие.
Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру «Позитивное мышление».
«Позитивное мышление»
Материалы: карточки с описанием определенных ситуаций.
Цель и задачи: ознакомление и овладение техникой рефрейминга.
Деление на команды по 4 человека. Каждая команда выбирает карточку с определённой ситуацией. Задача учащихся переосмыслить ситуацию и найти в ней что-то позитивное.
Примеры ситуаций:
- У вас порвались джинсы.
- Опоздали на урок.
- В самый неподходящий момент разрядился телефон.
- Негативные отзывы о тебе в общем чате одноклассников.
- С ног до головы окатила грязью машина.
- Получили двойку по истории, родители будут ругать.
- Потерял билеты на посещение кинотеатра.
Например: Получили двойку по истории, родители будут ругать.
Ответ: Зато родители обратят на меня внимание и поговорят со мной.
Данное упражнение способствует развитию навыков позитивного мышления.
И чтобы нам перейти к следующему универсальному профессиональному навыку, я вам расскажу небольшую историю.
История письма мистера Хэрригана к своей жене
Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган.
Обсуждение с учащимися прослушанной истории, где герой обладает способностью к креативному мышлению.
Креативность
Креативность является способностью к творческому поиску, нестандартному решению различного рода задач и характеризуется следующими критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Креативность не обязательно связана с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределённости.
Автор одного из классических исследований креативности Гилфорд определил, в чем разница между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.
Сейчас мы потренируемся в развитии креативности с помощью теста дивергентных способностей. Для этого каждая команда вытянет из коробки какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и придумает, как её можно использовать не по прямому назначению. Ваша задача: предложить максимальное количество вариантов нетрадиционного использования предложенной вам вещицы.
Упражнение «Одна буква»
Материалы: листы бумаги по количеству учащихся.
Цель: развитие нестандартного (креативного) мышления.
Учащиеся составляют логически построенное предложение от семи до десяти слов, начинающихся на одну букву. Например: «Разительного роста растение росло рядом с рощей».
Упражнение «Что имеет…»
Участникам предлагается придумать как можно больше предметов, которые имеют: кнопки; ручки; крышки, замки, ключи.
Например: кнопка телефона, клавиатуры, дверного звонка, пульта от телевизора, канцелярская кнопка и т.д.
Данные упражнения способствуют развитию и отработке навыков креативного мышления.
Коммуникация
Обычно коммуникация определяется как «передача информации» от человека к человеку. Но иногда ею подменяют понятие общение, хотя термин общение намного шире и включает в себя: легкость установления контакта, умение договариваться, поддержание разговора, навыки публичных выступлений, убедительную аргументацию своей позиции; отстаивание своих интересов; преодоление конфликтов; эффективное слушание, навык задавать вопросы; осознанное использование невербальных способов коммуникации.
Сейчас предлагаем с целью отработки навыка коммуникации поиграть в игру «Дорогу расскажешь?»
«Дорогу расскажешь?»
Материалы: карточки с названиями населенных пунктов, планет, музеев.
Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: развитие умения вступать в разговор, отработка навыков передачи информации с использованием вербальных и невербальных способов передачи информации.
Из числа участников занятия выбирается один человек – «водитель», 6-7 человек - «пассажиры».
Пассажиры выбирают одну карточку из предложенных ведущим. Задача пассажиров – используя вербальные и невербальные способы передачи информации объяснить водителю пункт назначения, избегая однокоренных слов и слов, которые уже есть в названии конечной точки.
Примеры пунктов назначения: Простоквашино, Третьяковская галерея, озеро Байкал, Черное море, город Санкт-Петербург, планета Марс, джунгли, театр, овощной рынок, зоопарк, планетарий, Красная площадь, Останкинская башня и т.д.
Упражнение «Очередь»
Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: отработка навыков эффективного общения, достижения цели, навыков убеждения и отстаивания своих интересов.
Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь), а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Задача последнего покупателя завязать разговор с каждым стоящим впереди него, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке. Остальные члены группы наблюдают.
Данные упражнения способствуют развитию и отработке коммуникативных навыков, установлению контакта, умению договариваться, поддержанию разговора.
Умение работать в группе, выполнять задачи в рамках совместной деятельности, достигать общих целей - востребованный навык в любой профессиональной деятельности.
Для отработки умения работать в группе учащиеся выполняют упражнение «Коллаж».
«Коллаж»
Материалы: листы А-3 по количеству команд, цветные карандаши, фломастеры, карточки с названиями темы коллажа.
Участники занятия делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.
Темы коллажей:
- «Каким мы видим свое будущее»,
- «Мы глазами других»,
- «Летние каникулы».
Коллаж отражает мысли, чувства всех участников группы.
Каждая группа представляет свою работу. Далее идёт обсуждение чувств, эмоций, мыслей при выполнении совместной работы. Насколько легко, удобно и комфортно было работать вместе.
Вывод: Благодаря отработке навыков soft skills человек может быть успешным в любом виде деятельности. «Гибкие» навыки позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, мыслить вне шаблонов.
Обучение мягким навыкам в школе помогает формированию социального интеллекта у учащихся, развитию успешной личности. Поэтому в современных условиях актуально со школьной скамьи развивать так называемые универсальные компетенции, «мягкие» навыки, чтобы успешно достигать поставленных целей, быть достойным конкурентом на рынке труда.
Рефлексия учащихся
Учащиеся делятся впечатлениями о занятии, рассказывают с какими навыками они познакомились, какие навыки удалось прокачать.
Список литературы и интернет-ресурсов
- Атлас новых профессий. http://atlas100.ru/
- Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П.Гримак. Москва: URSS, Либроком, 2018. 366 с.
- Инфоурок. Методическая разработка занятия на развитие soft skills. Ильичева Е.И. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-na-razvitie-softskills-6114932.html?ysclid=m32w1lktpx716980171
- Кондратенко, Т.Н. Психология студенчества [Текст] / Т.Н. Кондратенко. – М.: Академия, 2010. – 268 с.
- Образовательная социальная сеть. Мастер-класс "Формирование навыков Hard-skills и soft-skills". - Костин Александр Владимирович 06.10.2020 - 20:31 https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2020/10/06/master-klass-formirovanie-navykov-hard-skills-i-soft
- Занятие "Лаборатория "soft-skills"-компетенций" Пашицына В.В.
- 21.01.2022 https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480665-zanjatie