Конспект семинара-практикума "Развиваем речь посредством дидактической игры"

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие специалистов ДОУ


Цель: Расширение и систематизирование знаний молодых воспитателей по теме развития речи посредством дидактической игры.

Задачи:

  • Познакомить участников семинара с теоретическими основами речевого развития детей в соответствии с ФОП ДО.
  • Создать условия для включения всех участников в активную педагогическую деятельность.
  • Содействовать распространению личного опыта применения дидактических игр в развитии речи детей, используя информационные ресурсы (сайты педагогов, сайт ДОУ), создание мини-картотеки Д/И.

План проведения семинара

1 блок семинара - теоретический

  • Психологический настрой, речевые игры «Мозговой штурм».
  • Выступление «Условия успешного речевого развития» - ст.воспитатель.
  • Выступление «Дидактические игры в детском саду» - ст.воспитатель.

2 блок семинара – практический (работа в группе участников) проводит ст.воспитатель

  • «Классификация речевых игр».
  • «Создание дидактической игры».
  • «Организация и проведение игры».

3 блок семинара – заключительный

Рефлексия «Три солнышка».

Продукт:

  • дидактические игры по развитию речи, изготовленные молодыми педагогами.
  • видео проведения молодыми педагогами изготовленной дидактической игры с детьми своей группы.

Материалы и оборудование: экран, проектор, столы, магнитная доска, раздаточный материал.

Ход мероприятия

1 блок

Игры

  • Игра «Приветствие». Проводится с массажным мячом. Правила игры: передавать мяч и называть свое имя.
  • Игра «Назови прилагательное». Правила игры: передающий мяч называет существительное, получающий мяч – прилагательное.
  • Игра «Сказка и герои» Правила игры: передающий мяч называет сказку, получающий мяч – героя сказки.

Выступление «Условия успешного речевого развития».

Все мы понимаем, что речь играет ключевую роль в жизни человека. Для человека, речь – это средство передачи своих мыслей, эмоций и т.д. Что же касается детей дошкольного возраста, именно исходя из оценки речевого развития, мы можем для себя сформировать общий уровень развития ребёнка. Выстроить систему педагогической, коррекционной поддержки. А как Вы думаете для чего нам нужно развивать речь детей? (ответы педагогов). А что думают блистательные умы нашей педагоги? (слайд) Советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы Василий Александрович Сухомлинский так высказался «Хорошо развитая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие».

Определяются следующие функции речи: (схема на экране)

  • Речь как средство общения. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия.
  • Речь как средство мышления. Речь — необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как человек овладевает речью.
  • Речь как средство регуляции психической деятельности. Речь организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль она играет в формировании, протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.
  • Речь как средство обучения. Вне речи сам процесс обучения становится невозможным, так как содержание его сводится к формированию у человека ясных и осмысленных понятий о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах.

Какими инструментами пользуется педагог, развивая функции речи (ответы педагогов)?

Внесение в предметно-пространственную среду дидактических игр в разнообразных их оформлениях (папки, лэпбуки, альбомы, папки-гармошки, коробочки и т.п.) позволяют создать в группе условия успешного речевого развития.

Как вы думаете, почему дидактическая игра является эффективным средством развития речи? (ответы педагогов). Игра является самым главным видом деятельности, поэтому дети любят играть и с удовольствием откликаются на предложение воспитателя принять участие в игре. Игра для ребёнка - это радость и удовольствие, а для педагога – сильнейший инструментарий для достижения поставленных педагогических целей.

Рассмотрим виды дидактических игр по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Виды дидактических игр (на слайде)

  • игры с предметами. В них используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся с их свойствами (цветом, величиной, формой, качеством).
  • настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
  • словесные игры. Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Они самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Следует обратить внимание, что, для достижения поставленного результата дидактической игры, педагог должен правильно её организовать, а затем провести.

(слайд) Важно запомнить основные правила организации и проведения дидактической игры.

1. Выбор игры. В выборе дидактической игры педагог ориентируется на: соответствие содержания игры и задач воспитания и обучения согласно возрасту. Педагогу необходимо ознакомиться с ходом игры, роль педагога и детей в игре, приемы своего руководства.

Какие задачи ставит педагог в ходе проведения речевой игры? (ответы педагогов, предлагается использовать ФОП)

2. Выбор времени и места проведения дидактической игры. Педагог сам определяет целесообразность и наиболее удобное время проведения дидактической игры.

Какое время вы выбираете для организации игры? (ответы педагогов). Обращаем внимание на место нахождения игры, оно должно отвечать следующим правилам. Это место где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Но чтобы выполнить это правило педагог заранее:

  • чётко определяет количество играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • чётко подготавливает необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • педагог организует подготовку детей к игре: обогащает их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Оформление дидактических игр включает в себя (структура на слайде):

  • название
  • цель
  • подготовительная работа (что подготовить? например, раздаточный материал)
  • методические рекомендации (сколько раз повторить, нюансы проведения, например контроль положения плеч при вдохе)

Рассмотрим на примере структуру игры (слайд)

Название игры «Бабочка, лети!»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические рекомендации. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Уважаемые педагоги, к какому направлению речевого развития относится эта игра? (ответы педагогов).

2 блок (организация работы 2-х групп)

*Прошу разделиться на 2 групп. Перед вами полоски с названием Д/и и поставленной задачей, таблички с речевыми направлениями ОО «Речевое развитие» (ЗКР; грамматический строй речи; словарь, развитие связной речи). Вам следует определить, какому направлению речевого развития соответствует дидактическая игра. Регламент 3-4 минуты.

ЗКР

грамматический строй речи

словарь, развитие связной речи

Найди братца

Сплетём венок из предложений

Сплетём венок из предложений

Кузовок

Найди по цвету

Весенние приметы

Кто в домике живёт?

Добавь слова

Что умеет осень?

Прятки

Составь фразу

Необычный огород

Бабочка, лети!

Размытое письмо

Магазин посуды

Пускание корабликов

Живые слова

Живые – неживые

Громко - тихо

Назови ласково

Кузовок

Часы

Один – много

Моя семья

Медвежата мёд едят

Весёлый счёт

Кто где живёт?

Лягушка и лягушата

 

Горячий - холодный

*Прошу разделиться на группы по 2 педагога. Вам следует создать свою Д/и по направлению ЗКР, на любой возраст. Используйте, как помощника, ФОП ДО и распечатку с перечнем задач для вашего выбора. Структуру оформления на экране. Время выполнения 10 минут.

3. Вашему вниманию представлен поэтапный алгоритм подготовки к проведению дидактической игры (слайд):

  1. ознакомить детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  2. объяснить ход и правила игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
  3. показать игровые действия, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  4. определить роль воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  5. подведение итогов игры (анализ) – важный момент в руководстве игры. По результатам итогов игры, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Вы уже создали дидактическую игру, оформили её. Теперь, опираясь на алгоритм, который вы видите на слайде, следует её провести со своими коллегами.

3 блок

Советский педагог и писатель Антона Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Хочется добавить, что только у играющего воспитателя, имеющего интерес к игре, и дети играют с интересом и удовольствием.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, перед вами лучики 3-х цветов: желтые, красные и розовые. Я предлагаю поставить лучики трём солнышкам. Желтому - тема раскрыта, всё понятно, красному – не удалось разобраться в теме, розовому – остались вопросы.

Благодарю за внимание!

Список литературы

  1. Копилка приёмов рефлексии. https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii
  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с.
  3. Общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – изд. 3-е. испр. и доп.– М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 368 с.
  4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024.-256 с.
  5. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И.Сорокина. – М., 2006. – 160 с.