Раздел: ОРКСЭ.
Класс: 5.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий.
Задачи урока:
- Обучающие: формировать интерес к изучению культурного наследия России; познакомить учащихся с традициями различных народов России.
- Развивающие: расширить кругозор учащихся, формировать положительное отношения к многонациональной культуре России; развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать уважительное и бережного отношения к религиозному и культурному наследию народов России; формировать толерантное отношение к традициям и обычаям народов России.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рабочие листы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- выделение общего и единичного в культуре на основе предметных знаний о культуре народов России;
- сформированные представления о закономерностях развития культуры народов России;
- умение объяснять значение понятия «многонациональная культура».
Метапредметные:
- умение организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формирование осознанной оценки в учебной деятельности, умения оценивать свои действия и действия одноклассников;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач;
- умение работать в команде, определять общую цель и достигать её.
Личностные:
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям и ценностям народов России;
- воспитание российской гражданской идентичности;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация
«Россия — это страна, где каждый шаг напоминает о ее величии и славе» — Лев Толстой - Величие и сила России не могут быть выражены одним словом или фразой. Она уникальна и таинственна, она притягивает и удивляет своей красотой и разнообразием. Величие и сила России заключаются в ее богатой истории, неповторимой природе, многообразии культуры и традиций (слайд 1).
3. Актуализация
- Чтобы определить тему нашего урока разгадайте ребус (рабочий лист, задание №1).
- Россия – это многообразие культур, которые сливаются в одно гармоничное целое.
- Запишите тему урока в рабочий лист (Тема «Многообразие культур России», слайды 2-3).
Вопросы:
- Что вы можете сказать о народах нашей страны? (В нашей стране проживает много разных народов, у них свои традиции, обычаи и культура, свой язык.)
- Как вы считаете, что произойдет, если все народы живут в ссоре? (если народы живут в ссоре, то страна распадется, может начаться война или на нее нападут другие вражеские страны.)
- В какой ситуации наша страна непобедима? (Наша страна непобедима, если мы живем все в мире и согласии, уважаем друг друга.)
- Действительно наш народ невозможно будет победить, если он един.
4. Изучение нового материала
- Давайте с вами познакомимся поближе с разными народами нашей страны. Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос: Что общего и что различного у народов, о которых вам рассказали? (В этом видео рассказали, где живут народы, их образ жизни, какие праздники отмечают. У всех народов есть свои обычаи, традиции, язык.)
https://disk.yandex.ru/i/_lF2aSijgEClBw
- Заполните схему в рабочем листе (Задание №2). Запишите, что включает в себя культура народа. (Ответ: язык, религия, искусство, музыка, танцы, национальный костюм, кухня, традиции и обычаи.)
- На территории России проживает более 160 народов. Народы России отличаются чертами лица, родным языком, традиционными блюдами, национальными костюмами, праздниками и обычаями. Кроме того, они исповедуют различные религии. У каждого народа своя культура. Она уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями.
- Народы, проживающие на территории России, исповедуют различные религии, это и православие, и ислам, и иудаизм, и буддизм. Назовите храм, к какой религии он относится (слайд 4). (Ответы: православный храм, православие; мечеть, ислам; дацан, буддизм; синагога, иудаизм)
- Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде. Выполните задание №3 из рабочего листа (слайды 5-11).
- Чем различаются костюмы и что между ними общего? (Общее: у женщин и мужчин головные уборы, у женщин длинные юбки. Различие: орнаменты, покрой и цвет одежды, вышивка, вид головного убора, разные музыкальные инструменты.)
- Где в наше время используют народные костюмы? (в народных танцах, представлениях)
5. Усвоение новых знаний
- Выполните задание №4 из рабочего листа. Вставьте пропущенные слова, работаем в парах. (слайд 12).
- Прочитайте готовый текст.
- Прочитайте цитату Михаила Ивановича Калинина (слайд 13).
Цитата: "Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, - является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия".
- Как вы считаете, почему так важно сохранять культуру всех народов? (У каждого народа своя культура. Сохраняя культуру, мы несем дань уважения нашим предкам. Мы лучше понимаем свою историю, ценности.)
- Приобщение к традициям и обычаям своего народа позволяет людям более глубоко понять свою историю, ценности и свое место в обществе. Это помогает формировать уверенность в своей национальной идентичности и способствует ее укреплению в современном мире.
- Несмотря на все различия, у народов России много общего. Сходства имеются в фольклоре разных народов, в элементах национальной одежды, в традициях.
- Как вы считаете, что же объединяет наши народы? (Мы живем в одной стране. Нас объединяет Россия – наша Родина. Мы все знаем русский язык, слайд 14.)
- Правильно! Главное, что объединяет все народы нашей страны – наша Родина Россия и русский язык, дружба и уважение друг к другу
6. Рефлексия
- Составьте синквейн к словосочетанию «многонациональная культура». Правило составления синквейна в рабочем листе. Пример синквейна на слайде 15.
7. Домашнее задание
- Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: найдите пословицу одного из народов России и запишите, какой смысл она несет (3-5 предложений).