Коммуникативный метод обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Профессия — педагог


Существует множество методик и подходов в обучении иностранным языкам. Особым интересом среди них пользуется коммуникативный метод или подход (Communicative approach).

Данный метод появился примерно в 60-х годах прошлого века, а в нашей стране стал активно применяться в середине 90-х.

Основная задача коммуникативного метода обучения иностранным языкам, английскому в том числе, -помочь учащимся избавиться от языкового, а также психологического барьера и научить говорить на языке бегло и грамотно.

Среди основных принципов обучения иностранному языку коммуникативным методом можно выделить следующие:

  1. Обучающиеся начинают говорить на английском с самого первого занятия, тем самым погружаются в языковую среду изучаемого языка. Ученики привыкают к звучанию иностранной речи, стараются не только слушать, но и слышать, понимать эту речь и активно сами в ней участвуют. Однако здесь необходимо учитывать уровень знания учащимися языка (особенно для начинающих нужна большая помощь в переводе, опора на родной язык, где это требуется).
  2. Использование актуальных, аутентичных материалов и пособий (англоязычные книги, фильмы, словари, песни), позволяющих заинтересовать ученика и способствовать активному практическому использованию полученных знаний на практике, в реальных условиях, в разговорной речи. Важно помнить, что охотнее и наиболее продуктивно обучающийся вступает и участвует в тех диалогах и дискуссиях, которые интересны и значимы именно для него, поэтому на занятиях должен быть представлен широкий спектр тем, а также учитываться возможность коррекции тематики или объединение нескольких тем в одну для более эффективного пополнения словарного запаса и обмена как можно большего количества мнений.
  3. Регулярное говорение на английском языке, многократное повторение устойчивых разговорных фраз, конструкций, умение правильно и чётко формулировать свои вопросы и бегло, без перевода с родного языка отвечать на вопросы собеседников, всё это характеризует коммуникативный подход. Знание и грамотное использование речевых конструкций, грамматических и лексических особенностей языка выступают не конечной целью, а являются инструментами в освоении языка.
  4. В коммуникативном методе учитель является проводником и помощником в освоении английского языка, он мотивирует, направляет и поддерживает. При появлении ошибок, которые неизбежны в процессе обучения, преподаватель мягко их корректирует. Позитивный настрой, похвала даже за небольшие, но такие важные для ученика достижения на его пути к освоению языка, являются неотъемлемыми компонентами для успешного освоения новых знаний и умений.

Как и у любого другого метода, у коммуникативного есть не только достоинства, но и недостатки:

  1. Большая часть занятий проходит в разговорной форме, меньше времени уходит на пополнение словарного запаса и детальное изучение грамматики, что может привести к потере качества изучаемого лексического и грамматического материала.
  2. В основном занятия проходят на английском языке, что может вызывать трудности и являться барьером (особенно для только начинающих изучать язык) на пути к быстрому и качественному изучению языка.
  3. Учитель на уроках, где в основном задействован коммуникативный подход, выступает больше в качестве пассивного наблюдателя и мягко корректирует и направляет деятельность учащихся в их парной и групповой работе, как правило отсутствует возможность индивидуального взаимодействия, разбора конкретных ошибок.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что коммуникативный метод может быть очень эффективным, помогая быстро преодолевать языковой и психологический барьеры и позволяет общаться на иностранном языке. Однако, как и при любом другом методе, необходимо учитывать все условия, особенности и психологические качества учащихся для успешного освоения иностранного языка.