Формирование функциональной грамотности младших школьников. Применяем знания в жизни

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Человек и природа: конфликт или гармония?

Классы: 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


В начальной школе я работаю 40 лет, в том числе 20 лет по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, стратегической целью которой является – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. В течение данного периода своей работы с младшими школьниками убедилась в том, что большие возможности для общего развития школьников предоставляет изучение интегрированного курса «Окружающий мир». Роль данного предмета в общем развитии школьников неоценима, он способен дать широкую картину внешнего мира и в целом повысить общую культуру обучающихся.

В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идёт переоценка ценностей в образовании. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения, представления другим людям в максимально рациональной форме. В материалах ЮНЕСКО говорится: «Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий) подразумевают и «новую грамотность», т.е. способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила. В настоящее время учение рассматривается как информационный процесс, перед педагогами ставится вопрос о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников. Требуются специальные поисковые знания. Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого обучающегося в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

В своём исследовании я уделила внимание вопросам формирования информационной культуры и организации самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников с 1 по 4 классы.

Новогодние приключения жабы Клавы

Выполнила: Пахтева Арина, ученица 1-б класса МБОУ «Гимназия № 7» г.Казани.

Научный руководитель: С.К.Павлова, учитель высшей квалификационной категории.

Цели и задачи:

  • Изучить условия зимовки жабы.
  • Узнать, что такое – анабиоз.
  • Спасти беззащитное животное.

В Новый год мы с родителями приехали в далекое и заснеженное село Лаишево республики Татарстан покататься на снегоходах. Выехав на простор реки Меши, мы заметили группу рыбаков. Они вытягивали сети, и мы решили подъехать поближе.

Много рыбы лежало на снегу, часть билась в сетях, и мы с сожалением подумали, что таким варварским способом уничтожается большое поголовье судака, щуки, лещей и другой мелкой рыбешки.

Но вдруг мы увидели на снегу в куске старой сети, набитой илом и тиной жабу, еще живую. Рыбаки зацепили ее лежбище своими сетями и, не заметив, бросили ее домик на снег. Она погибала, а лунка тем временем затянулась плотным слоем льда, и у нас не было возможности опустить ее обратно в водоем.

Мы положили жабу в варежку, отогрели, и, принеся домой, попытались создать ей условия, приближенные к естественным. Прочтя научную литературу, мы узнали много нового о нашей Клаве - так мы назвали свою находку.

Во-первых, она оказалась жерлянкой - по внешнему виду очень похожа на жабу, кожа бугорчатая, но вот брюшко ярко желтого окраса с черными пятнами. Если какое-нибудь живое существо носит на себе такую яркую окраску, значит, оно хочет устрашить и отпугнуть других животных.

Именно это можно сказать о желтобрюхой жерлянке. Если она находится в воде, то при опасности мгновенно ныряет на дно водоема и зарывается в ил, когда опасность застигает ее на суше, она выставляет передние и задние ноги и показывает врагу желтые пятна, а иногда переворачивается на спину и выставляет яркий животик.

Есть у жерлянки и другое средство защиты от прожорливых врагов, а их у нее достаточно: прудовые лягушки, ужи, гадюки, крупные птицы (цапли, грачи, выпи), иногда ежи, хорьки, норки.

Так вот наша красавица способна за короткое время выделить столько ядовитой жидкости, что буквально покрывается ею вся, словно мылом. И тогда, схватившая ее цапля или куница, тотчас же с отвращением выплевывает свою невкусную добычу.

А вот людям после контакта с жерлянкой лучше хорошенько вымыть руки. И не потому, что могут появиться бородавки - ни жабы, ни жерлянки и лягушки не имеют никакого отношения к появлению бородавок – просто, если эта жидкость попадет на ранку, ссадину или в глаз, то ощущение будет неприятное.

Но наша Клава эти трюки не проделывала, наверное, еще не отошла ото сна - анабиоза. Дело в том, что зимой многие жерлянки глубоко зарываются в ил водоема, и остаются там до конца зимы. Они принимают температуру окружающей среды, мало едят, соответственно, мало дышат (причем кожей). Все процессы в организме сильно заторможены, что ведет к уменьшению расхода жизненных сил.

Но однажды ночью Клава стала петь, активно двигаться, и даже пару раз сбегала из террариума. Мы поняли, что ее биологический ритм нарушен. Чем же кормить проснувшуюся жерлянку?

В природе она питается червями, насекомыми, головастиками. Мы пытались кормить ее мотылем, вареной курицей - но ела она неохотно, грустно квакала и мы решили, что должны вернуть ее в водоем. Для этого постепенно снизили температуру в террариуме, Клава снова впала в анабиоз, и мы стали готовить ей домик для зимовки.

Мы взяли крупную сетку, на дно поместили кусок кирпича, веник и гнездо из сухой травы. В середину поместили Клаву и присыпали слегка торфом.

Затем выкопали яму в проточном ручье, и поместив туда домик с жерлянкой, прикрыли толстым слоем снега.

Ручеек впадает в болото, и мы надеемся, что весной течение принесет Клаву к сородичам.

Вот так закончилось наше знакомство с жерлянкой Клавой - интересной и загадочной амфибией. В дальнейшем мы будем следить за ней весной и летом, так как часто бываем в тех местах, и думаем, что не раз услышим красивую и грустную песню нашей любимицы.

Водный кризис. Роль каждого из нас

Выполнила: Петрушенко Сабина, МБОУ «Гимназия № 7», 2-б класс, г. Казань.

Руководитель: Павлова Светлана Константиновна, учитель высшей кв. категории

Актуальность темы: "Вода дороже золота". Мы используем её каждый день. Без неё невозможна жизнь. Она формирует климат, влияет на погоду. Нам кажется, что её запасы безграничны, но мы ошибаемся. Уже сегодня нехватку воды испытывают страны Африки, Азии и Ближнего Востока, а через 25-30 лет, по прогнозам ученых, от жажды будет страдать около половины населения Земли.

Общий объем воды на Земле огромен и составляет почти 1,4 млрд. куб. Км. Однако ресурсы пресной воды, необходимой человечеству, животным и растениям, составляют всего 2–2,5% этого объема. При этом, из них 97% сосредоточено в полярных шапках и ледниках. Технически доступны для использования — всего 0,3 % от всего объема воды на Земле!

Крупнейшим хранилищем пресной воды в России является озеро Байкал, в котором содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Кроме того, есть большие озера: Ладожское озеро, Онежское озеро, Озеро Ханка, а также крупные реки: Волга, Днепр, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Амур и др.

Несмотря на столь обширные запасы воды, ею пользуются неумело. В нашей стране пресную воду расходуют следующим образом: 59% всей доступной пресной воды расходуется на нужды промышленности, 21% тратится на домашнее хозяйство людей. В том числе на питье. 13% отводится на орошение полей. И в резерве остается 7% на нужды, которые могут возникнуть.

Цель исследования: Оценить эффективность экономии воды на бытовом уровне.

Ответить на вопрос: «Как избежать «водный кризис»?

Опыт № 1

  • 1 этап - во время умывания я оставила кран открытым на все время умывания. Потом я замерила расход воды по водному счетчику. (три измерения)
  • 2 этап – во время умывания я открывала кран только когда надо было помыть зубную щетку, прополоскать рот и умыть лицо. Все остальное время кран был закрыт. Затем я также замерила расход воды. (три измерения)
  • 3 этап – я сравнила полученные данные и оценила результат.

Вывод: Разница в расходе воды составила около 10-11 литров. За 1 месяц это будет уже 320 литров. За 1 год – 4000 литров. И это экономия только воды одним человеком. А если в семье 4 человека? Экономия в год составит примерно 16 кубических метров воды – этого хватит, чтобы все лето поливать небольшой огород.

Опыт № 2

  • 1 этап – мама поставила мыть посуду в посудомоечную машину. Я измерила расход воды (три измерения)
  • 2 этап – мама помыла примерно такое же количество посуды руками. Затем я также замерила расход воды. (три измерения)
  • 3 этап – я сравнила полученные данные и оценила результат.

Вывод: Разница в расходе воды при мытье посуды составила около 14 литров. За 1 месяц это будет уже 450 литров. За 1 год – 5500 литров!!!!

Окончательный результат: суммарная экономия в год составила примерно 21 тонну воды. Это примерно три пожарные машины с водой.

Заключение:

  1. Вода – один из основных природных ресурсов, без которого жизнь на Земле невозможна.
  2. Экономия воды на бытовом уровне позволяет очень эффективно сократить её расходы.
  3. Каждый из нас может внести свой вклад в процесс сохранения воды и её рационального использования.

Вкусная Батарейка

Выполнила: Минеева Дарья, ученица 3 «Б» класса МБОУ «Гимназия № 7».

Научный руководитель: С.К.Павлова, учитель высшей кв.категории.

Однажды у моего фотоаппарата разрядилась батарейка. Я решила поменять ее и увидела на батарейке необычный знак. Пользуясь интернетом, я узнала, что этот знак запрещает выбрасывать батарейки в мусорный бак. Мне стало интересно, как же поступить?

Цель исследования: Найти альтернативный источник энергии.

Гипотеза: Возможно, природная батарейка может являться источником энергии.

Задачи исследования:

  • Изучить, как устроена батарейка.
  • Выяснить, куда сдавать использованные батарейки в нашем городе.
  • Изготовить природную батарейку.
  • Определить мощность батарейки, при которой загорится лампочка.

Историческая справка.

В 1801 году в Париже произошло яркое событие: в присутствии Наполеона состоялось представление научной работы с показом модели первой в мире батарейки. Работу представил Алессандро Вольта. Его изобретение - Вольтовый столб был прадедушкой всех современных батарей и аккумуляторов.

Конструкция батарейки.

Батарейка - это устройство, превращающее химическую энергию в электричество. Стандартные батарейки имеют два конца: положительный (+): катод; отрицательный (-): анод. Когда батарейки включаются в цепь, находящиеся внутри нее вещества вступают в химическую реакцию. Возникает электрический ток.

Утилизация батарейки.

Когда вещества, находящиеся внутри батарейки истончаются, батарейка разряжается и становится непригодной. Мы выбрасываем ее. Затем содержащиеся в батарейках тяжелые металлы разрушаются и попадают в почву, подземные воды и реки. Затем они попадают в растения и животных, и могут попасть в организм человека. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Я нигде не встретила специальных контейнеров для сбора батареек. Я узнала, что осенью 2011г. Министерство экологии объявило акцию по сбору вредного мусора. Но так как это был всего лишь пилотный проект, то в декабре он уже закончился.

На сегодняшний день, в любом магазине «ИКЕА» на территории России в отделе "ИКЕА-сервис" на кассе обмена и возврата принимают любые использованные батарейки и аккумуляторы.

Практическая часть.

Я решила изготовить такую батарейку, которая не принесет вреда окружающей среде. Для изготовления природной батарейки из лимона мне понадобились следующие материалы:

  1. Несколько лимонов
  2. Медные и оцинкованные из железа пластинки.
  3. Соединительные провода с зажимами.
  4. Прибор для измерения напряжения (вольтметр)
  5. Лампочка (светодиод)

Опыт №1

  • Беру один лимон. В него с одной стороны вставляю медную пластину, которая является катодом, с другой стороны - оцинкованную пластину, которая является анодом.
  • Батарейка готова, можно измерить напряжение с помощью вольтметра, она равна 0,83 В.
  • Лампочка при мощности одного лимона, не загорается.

Опыт №2

  • Последовательно соединяю два лимона.
  • Измеряю мощность - она составляет уже 1,85 В.
  • Появляется слабое свечение.

Опыт №3

  • 3 лимона дают мощность в 2,75 В.
  • При такой мощности лампочка загорается.

Опыт №4

  • 4 лимона дают мощность в 3,6 В, которое обеспечивает
  • стабильное свечение лампочки в течении часа.
  • Результаты эксперимента (график).

Выводы:

  • Батарейка из лимонов является источником энергии.
  • Чем больше лимонов использовать в цепи, тем она мощнее.
  • Природная батарейка безвредна для окружающей среды.

Участвовать в спасении природы может каждый, нужно только захотеть!

Определение содержания витамина «С» в овощах, фруктах и соках. Влияние температуры на содержание витамина «С» в свежевыжатых соках

Выполнил: Алекперов Ратмир, ученик 4-б класса, МБОУ «Гимназия № 7».

Научный руководитель: Павлова С.К. учитель высшей квалификационной категории.

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. В составе пищи, которую мы едим, содержатся различные вещества. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся и витамин «С». Он выполняет функцию повышения иммунитета человека. Он усиливает сопротивляемость организма к инфекционным и вирусным заболеваниям. Ребенок, с недостатком витамина С становится вялым, быстро устает, перестает хорошо учиться в школе. Поэтому актуальным становится вопрос о восполнении необходимого для организма количества витамина С.

Цель работы: определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных фруктах и овощах, в свежевыжатых соках и соках промышленного производства. Определить влияние температуры на содержание витамина С в свежевыжатых соках.

Задачи: Методом йодометрии выяснить в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С, ознакомиться с его биохимическими свойствами, исследовать изменение количества витамина «С» при нагревании в свежевыжатых соках. Обработать и проанализировать полученные данные. На основании проведенных исследований, сделать соответствующие выводы, дать рекомендации одноклассникам.

Гипотеза. Я предполагаю, что из представленных исследуемых продуктов (черная смородина, красная смородина, красный перец, цветная капуста, апельсины, яблоки) наибольшее количество витамина С содержится в черной смородине, красной смородине и в красном перце. Количество витамина С в свежевыжатых соках больше, чем в соках промышленного производства. Количество витамина С в свежевыжатых соках при нагревании уменьшается.

Предмет исследования. Витамин С.

Объект исследования: овощи, фрукты, свежевыжатые соки и соки промышленного производства.

Метод эксперимента – йодометрия.

Моя работа носит как теоретический, так и исследовательский характер.

Приоритет открытия витаминов принадлежит русскому врачу Н.И.Лунину. Он впервые создал искусственную экспериментальную диету для животных и первый в мире показал, что для нормальной деятельности организма необходима пища, в которую входят не только белки, жиры, углеводы и минеральные соли, но и другие, неизвестные вещества.

В 1912 году польский учёный К.Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами (от лат. vita – «жизнь»).

Биохимические свойства витамина «С»

Физиологическая роль витамина С

Организм человека не способен сам синтезировать витамин С и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, состояния, климатических условий, вредных привычек. Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.

Растительные источники витамина С. Аскорбиновая кислота широко распространена в природе. Так, богаты витамином С свежие овощи – салат, капуста, свекла, картофель, помидоры, красная морковь, красный перец, зелёный лук, щавель, шпинат, лимоны, апельсины, яблоки, особенно антоновские, из ягод – чёрная смородина, шиповник, барбарис, рябина. Много витамина С содержится в хвое и крапиве. В продуктах животного происхождения – витамин С представлен незначительно (печень, надпочечники, почки).

Количественное определение содержания витамина С в ягодах, фруктах, овощах йодометрическим методом

Метод исследования мы выбрали йодометрическое титрование, который основан на том, что аскорбиновая кислота легко окисляется йодом. Как только йод окислит аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировавшая с крахмалом, окрашивает раствор в синий цвет. Чем быстрее йод окрашивает раствор, тем меньше там находится витамина С.

Определение витамина С в выжатом соке размороженной чёрной смородины.

Отмеряем 20 мл отжатого сока и разбавляем его водой до объёма 100 мл; добавляем 1 мл крахмального клейстера; добавляем по каплям 5 % р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 сек. Определяем наличие витамина С в соке методом йодометрии.

Производим вычисления:

  • 1 мл раствора йода – 28 капель раствора йода
  • Х мл раствора йода - 76 капель раствора йода.
  • На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 2,7 мл йода.
  • 1 мл 5 % раствора йода - 35 мг аскорбиновой кислоты
  • 2,7 мл 5 % р-ра йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 2,7 ×35 = 94.5 мг=95 мг

Подобным образом определяем и рассчитываем и количество аскорбиновой кислоты в других исследуемых продуктах. Кроме определения содержания витамина С в свежевыжатом соке яблока и в яблочном соке промышленного производства. В яблоках содержится фермент аскорбиноксидаза, в присутствии которого аскорбиновая кислота быстро окисляется на воздухе. Чтобы этого не произошло, анализ проводим в кислой среде, добавляя в раствор разбавленную соляную кислоту.

Определим влияние температуры на количественное содержание витамина С в свежевыжатах соках черной смородины, красной смородины, апельсина, яблока.

Приготовим свежевыжатый сок апельсина, определим содержание витамина С йодометрическим методом, затем нагреем до 100 градусов и вновь определим содержание витамин С.

Выводы: На основе полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие фрукты и овощи (черная смородина 95 мг, красная смородина - 88 мг, красный перец - 151 мг, цветная капуста - 45 мг, апельсин - 42 мг, яблоко – 22 мг). Но по разным причинам (материальным, сезонным, объективным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в этом случае можно заменить данные продукты соками. В свежевыжатых соках содержится большее количество витамина С, чем в соках промышленного производства. Витамин С (аскорбиновая кислота) является весьма неустойчивым соединением. Наиболее быстро витамин С разрушается при нагревании.

Рекомендации: ввиду того, что черная и красная смородина наиболее богаты витамином С, предлагаем употреблять ее в свежем виде и в соках. Также употреблять апельсины, яблоки и соки, в основе которых содержатся эти фрукты. В вашем рационе должны обязательно присутствовать сладкий красный перец и цветная капуста. Не подвергать продукты, содержащие витамин С длительной тепловой обработке.

Перспективы работы. Изучить влияние света на содержание витамина С в исследуемых продуктах.

Таким образом, развитие информационно-поисковых и библиографических умений обучающихся, эффективное использование учебной, научно-популярной, справочной литературы, периодических изданий как источника информации на уроках и во внеклассной познавательной деятельности ведет к развитию информационной компетентности младшего школьника.

Литература

  1. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа, 2009 №3.
  2. Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды.// Начальная школа, 2009 №4.